ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верховский Погост (Верховье). Церковь Зосимы и Савватия.

Богородицкая церковь в Верховье


Верховский Погост (Верховье). Церковь Зосимы и Савватия
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Зосимы и Савватия Соловецких
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:приблизительно 1601 - 1700.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Тарногский район, с. Верховье

Координаты: 60.461037, 42.958021 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Зосимы и Савватия, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1916
Церковь Зосимы и Савватия, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1904
Церковь Зосимы и Савватия, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1904
Церковь Зосимы и Савватия, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1904
Церковь Зосимы и Савватия, Ансамбль в Верховье. Фото И. Я. Билибина, 1903 г. из фотоархива ИИМК РАН в книге «Дмитрий Васильевич Милеев (1878-1914)». СПб. 2015, с. 107<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Ансамбль в Верховье. Фото И. Я. Билибина, 1903 г. из фотоархива ИИМК РАН в книге «Дмитрий Васильевич Милеев (1878-1914)». СПб. 2015, с. 107
Дмитрий Волохов
1 июня 1903
Церковь Зосимы и Савватия, Из книги "Русские крестьяне: жизнь, быт, нравы"<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Из книги "Русские крестьяне: жизнь, быт, нравы"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 апреля 1900
Церковь Зосимы и Савватия, Церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Село Верховское Богородское, Тотемского уезда. Автор фотографии неизвестен. Рыбинский музей-заповедник. https://runivers.ru/gallery/photogallery/photo/51128/original/<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Село Верховское Богородское, Тотемского уезда. Автор фотографии неизвестен. Рыбинский музей-заповедник. https://runivers.ru/gallery/photogallery/photo/51128/original/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
1 января 1896
Церковь Зосимы и Савватия, Вахрушов Ф.М. «Храм святых Зосимы и Савватия Соловецких XVII века в деревне Верховье Тотемского уезда» (1910-е годы). Бумага, акварель. ВОКР<br>, Верховский Погост (Верховье), Тарногский район, Вологодская область
Вахрушов Ф.М. «Храм святых Зосимы и Савватия Соловецких XVII века в деревне Верховье Тотемского уезда» (1910-е годы). Бумага, акварель. ВОКР
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
1 января 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 января 2017

Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Верховская Богородицкая церковь, 1876 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, свт. Николая Мирликийского, вмц. Параскевы Пятницы.

Вновь устроенный тёплый каменный придельный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 17 ноября 1876 г. Вновь устроенный каменный тёплый храм во имя мц. Параскевы освящён 26 мая 1877 г.

Деревянная теплая церковь в честь свт. Николая построена и освящена в 1748 году. Пришла в ветхость и в 1889 году разобрана полностью. Новая построена в том же виде, который имела, и освящена в 1889 году. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского.

Верховская Зосимо-Савватиевская церковь, XVII века, деревянная. Престол в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких.

Клировая ведомость Верховской Богородицкой церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год. Пьянкова Н.С. Исчезающие храмы Тарноги. Македонская Н.М. Церковные приходы, бывшие на территории Тарногского района Вологодской области.

Богородицкая церковь, 17 в. (?). Церковь точно не датирована. Местные предания относили её к 15 — началу 16 в. В.В. Суслов был склонен видеть в ней постройку 17 в. В высшей степени интересна внутренняя архитектура церкви, где суровые бревенчатые стены и такие же паруса, образующие переход к восьмерику, служат хорошим фоном для древнего иконостаса с расписными тяблами, простых клиросов и древних деревянных подсвечников и полок для образов. Очень своеобразны миниатюрные главки, увенчивающие маленькие шатры и конек крыши крыльца. В 1908 г. церковь была перебрана с заменой подгнивших венцов новыми. Утрачена в середине 20 в.

http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/


Марина Зуйкова  29 декабря 2018

На Верховском погосте, находившемся на современной западной окраине Тарногского района, было два деревянных и один каменный храм. Деревянный Зосимо-Савватиевский храм XVII века в Верховье, наряду со Спасом на Кокшеньге, представлен во всех касающихся округи опубликованных материалах. Церковь поражает своеобразием форм – присутствует некоторая вольность трактовки традиций православного храмостроительства, когда над прирубами вместо традиционных глав мы видим четырехгранные башенки. Покрытие прирубов также необычно и представляет собой, вместо традиционной бочки, трехскатное покрытие с небольшим уклоном. Церковь ремонтирована в 1908 году по чертежам Д. В. Милеева.

Второй деревянный храм - Николаевский Верховский, 1889 года постройки - был незаслуженно пропущен исследователями конца XIX - начала ХХ века. Его облик известен по фотографии, опубликованной в книге Е. Ащепкова «Русское деревянное зодчество» (1950 год). Эта же фотография дает нам представление и об ансамбле погоста в целом. Николаевский храм срублен ярусным, в более поздних традициях храмового зодчества, что не характерно для Тарноги. Пирамида из двух восьмериков, поставленных на четверик, увенчана небольшим по размерам кубоватым покрытием и завершается небольшой главкой. Архитектура каменного храма практически неизвестна. До нашего времени он не сохранился.

В 1947 году прошла первая паспортизация объектов культурного наследия, нацеленная на оценку разрушений, связанных с Великой Отечественной войной. Территория Вологодской области также была обследована. С большой вероятностью можно утверждать, что храмы Верховского погоста утрачены до 1947 года, так как ближайшие Заборский и Ромашевский погосты отражены в материалах обследования.

Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июля 2019

Церковь во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких (Рождества Пресвятой Богородицы) на Верховском погосте: история, особенности архитектуры и аналоги

Село Верховской погост расположено на западе современного Тарногского района Вологодского района на левом берегу Уфтюги, в верхней части ее течения. Историческое название этой местности – Кокшеньга, по названию реки, одним из притоков которой и является Уфтюга. Кокшеньгский (Кокшенский) стан впервые упоминается в 1552 году в Уставной Важской грамоте царя Иоанна IV Грозного как один из станов, входивших в состав Важского уезда. Среди волостей Кокшеньгского стана упоминается и Верховская. Впоследствии это разделение претерпело ряд изменений, пока в 1798 году Верховской теперь уже приказ в составе провинции Кокшеньга не был включен в состав Тотемского уезда. В 1870 году приказы переименовали снова в волости.

На протяжении всей своей истории земли Кокшеньги были богаты деревянными храмами удивительной красоты. К сожалению, к нашему времени от архитектурного многообразия этого края почти ничего не осталось, значительная часть церквей и погостов практически забыты и долгое время не привлекали внимания исследователей. Большей частью изображений, по которым мы можем судить о типологическом разнообразии храмов Тотемской земли, мы обязаны двум ныне малоизвестным художникам и исследователям северного края [1]. Один из них - это Иван Яковлевич Билибин, сейчас более известный как иллюстратор детских сказок. В 1902-1904 годах он по поручению этнографического отдела Русского музея императора Александра III (сейчас - Государственный Русский музей) путешествовал по Вологодским, Олонецким и Архангельским землям с целью изучения деревянного зодчества и собрал имеющий огромную художественную и научную ценность альбом фотографий и рисунков, а также издал ряд научных публикаций на основе собранных материалов.

Другой - это Феодосий Михайлович Вахрушов (1870-1931 годы) - тотемский художник и исследователь Русского Севера, основатель собрания Краеведческого музея Тотьмы. После окончания Академии художеств и до 1914 года жил и работал на Украине, затем вернулся в родной город. В 1919 - 1922 годы он совершил несколько экспедиций по реке Кокшеньге, собирая экспонаты для музея. В 1919 году Ф. М. Вахрушов вывез и спас драгоценную старинную утварь и иконы из Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой, передав их в собрание музея. Феодосий Михайлович был сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал с Государственным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде. Еще одним драгоценным наследием художника стал альбом его акварелей, который он привез из своих путешествий. Рисунки, на которых запечатлены тотемские храмы и дома, сейчас хранятся в собраниях Вологодской областной картинной галереи, Тотемского музейного объединения, Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа, позволяя нам судить о былой красоте этого края.

С большой долей вероятности можно предположить, что сам Верховской погост появился (или был восстановлен) не ранее 1616-1617 годов, так как в 1615 год тотемские земли подверглись почти полному разорению польско-литовской армией. Скорее всего, большая часть деревянных построек при этом сгорела. Оба упомянутых художника в своих рисунках отдали должное своеобразной красоте летней - Зосимо-Савватиевской церкви, а И. Я. Билибин составил и подробное ее описание [2]. Ранние упоминания об этом храме не сохранились. Все обращавшиеся к его изучению исследователи уверенно датируют его концом XVII столетия [3]. Местные жители относят храм к середине XVII века, так как краеведами любителями был найден колокол из его подбора, согласно тексту надписи на нем отлитый в 1653 году [4]. Столетием позже на погосте появилась теплая - зимняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней.

На Ивана Яковлевича церковь произвела глубокое впечатление. В своей статье он пишет о ней так: «Самую интересную шатровую церковь из виденных мною я нашел в погосте Верховье Тотемского уезда Вологодской губернии. Там три церкви - одна каменная, новейшая, другая - испорченная ремонтом - деревянная церковь XVIII века и третья - воспроизводимая здесь. Старенькая, престаренькая, заброшенная деревянная шатровая церковь, неизвестно какого времени; называется она Богородицкой. Теперь, может быть, ее уже и нет. Я видал ее летом 1903 г., и тогда еще мне говорили, что ее хотят снести, а на месте ее поставить новую, точно такую же. Воображаю, что это будет за копия!» [5]. И.Я. Билибин ошибся, церковь тогда не снесли, и она просуществовала до 1940-х годов…

Из описания художника можно сделать вывод, что уже в начале XX века храм нуждался в неотложной реставрации. Такие работы действительно провели. В 1908 году его тщательно перебрали «…по бревнам, с заменой подгнивших венцов новыми…» под руководством архитектора Д.В. Милеева и по его чертежам [6]. Реставрация, судя по всему, выполнялась чрезвычайно тщательно. Во всяком случае, И.Э. Грабарь, упоминая о ней, отмечает ее хорошее состояние и почти полную сохранность [7].

Это было уже не первое вмешательство в архитектуру церкви. В упомянутой выше статье И.Я. Билибин пишет: «…прежде … церковь стояла на столбах и на таких высоких, что под нее подъезжали на лошадях, которых привязывали к чугунным кольцам, вделанным в столбы» [8]. Не вполне понятно, что здесь имеется ввиду, так как известную нам конструкцию храма трудно представить себе поднятой на столбы. Возможно, здесь имеется в виду галерея и крыльцо на столбах, следы которых, по свидетельству Ивана Яковлевича, заметны на бревнах стен. Эту галерею, которая охватывала с храм западной стороны, видел Владимир Васильевич Суслов во время своего путешествия по Русскому Северу в 1883-1887 годах [9].

Стоит обратить внимание и еще на одну деталь. В статье церковь названа Богородицкой, как и во всех источниках данного периода. В некоторых трудах указано, что она освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы [10]. С 1870-х годов она, из-за ветхости, не использовалась для богослужений, а престол перенесли в новый каменный храм, построенный рядом (1871-1877 годы) [11]. Свое новое посвящение церковь получила в 1910 году. Это отражено в протоколе заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Археологического общества № 685 от 6 октября 1910 года: «... существующий в селе Верховье Тотемского уезда деревянный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы возобновлен в 1908 году, с сохранением своего вида и предложен к освящению 5 октября с.г. с переименованием в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, ибо во имя события Рождества Пресвятыя Богородицы освящена каменная церковь в означенном селе» [12]. После ремонта просуществовала она недолго. В 1930-е годы в ней располагалась школа. Во время паспортизации памятников архитектуры, проведенной в 1947 году, она в их списке уже не значится [13]. В альбоме 1942 года она еще упомянута. Скорее всего, ее утрату можно отнести к периоду Великой Отечественной войны.

По своей композиции Зосимо-Савватиевский храм представляет собой центрическую шатровую церковь. Ее план выглядит как четырехконечный, почти равносторонний крест [14]. Все перечисленные исследователи оставили в своих трудах более или менее подробные ее описания, которые различаются только деталями.

Центральную часть со всех сторон окружали трехстенные прирубы значительных размеров, возвышающиеся до самого восьмерика. В восточном прирубе находился алтарь. Западный прируб был разделен на два яруса, в верхнем из которых устроили небольшой придел, посвящение которого пока не выяснено. К нему примыкала громоздкая трапезная с нарядным крыльцом на два всхода. Трапезную, скорее всего, можно считать поздним дополнением к облику храма. Возможно, что в конце XIX столетия она заменила крытую галерею, о которой упоминал В.В. Суслов (см. выше). Над центральной частью неизвестный мастер срубил небольшой восьмерик с широким повалом в верхней части, увенчанный высоким, вытянутой формы шатром с широкой полицей. Все четыре прируба также имели повалы и соединялись с основным объемом при помощи очень необычного приема – рубленых парусов, придававших крещатой композиции дополнительную выразительность [15].

Уникальной частью облика Зосимо-Савватиевской церкви можно назвать перекрытия прирубов. Они не имеют аналогов среди известных нам храмов не только Тотемских земель, но и всего русского деревянного зодчества. Как правило, прирубы северных церквей завершались нарядными «бочками» с небольшими главками. Именно так выглядела, например, церковь Спаса Преображения Спасского погоста на реке Кокшеньге (1683 год), сгоревшая уже в 1910 году. На прирубах верховского храма бочки были заменены трехскатными, почти плоскими кровлями. Такая конструкция в виде «епанчи» известна по деталям сооружений тотемских мастеров. Среди них можно отметить притвор и крыльцо церкви свт. Николая Великорецкого в селе Подмонастырском (начало XVIII века) и прирубы Никольского храма (1625 год (?)) в Тарногском городке (крепость на берегу реки Тарноги, впоследствии Шевденицкий Богоявленский погост).

Встречается эта особенность и в зодчестве Архангельских земель. Наиболее характерны в этом плане крыльца церкви Богоявления Господня в Лядинах (1793 год, Каргопольский район) и трапезной храма свт. Николая в Малошуйке (1638 год, Онежский район). Некоторые авторы считали «епанчу» производным шатровой формы и даже именовали «почти плоским шатром» [16], однако такое утверждение маловероятно. В случае же церкви во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких Верховского погоста, каждая «епанча» дополнительно увенчивалась четырехгранным шатром небольшой высоты и чрезвычайно вытянутой формы. Эти шатры весьма напоминали готические шпили под маленькими главками, установленные на ребро кровель. Такой же шатер венчал и удивительное по красоте резное крыльцо. Происхождение этого элемента на настоящий момент остается загадкой.

Следует отдельно упомянуть о декоративном оформлении церкви. Ее сдержанное благородство не раз упоминалось в литературе. Особенное восхищение вызывали обрамления окон крыльца: «…с витиеватым очертанием вверху, колонками и нижней обшивкой в косяк, с особыми вставками под подлокотником, в виде арочек». Отмечали и интересную форму киота в галерее, его сложную конструкцию и красивую геометрическую резьбу. Киот, к сожалению, разобрали вместе с галереей еще в конце XIX столетия [17]. Среди других элементов убранства несомненный интерес представлял старинный тябловый иконостас. За исключением этой алтарной преграды внутреннее пространство храма было открытым до самого шатра, что придавало ему необыкновенную величественность [18]. Что касается деталей внешнего декора, то оно было очень скромным, даже суровым. Строгий облик лишь немного оживляли резные полицы, обрамлявшие широкие выносы повалов восьмерика и прирубов. Мастер решил их в виде заостренных трилистников, снова вызывающих в памяти готическое искусство. Их дополнял рисунок лемеха, покрывавшего шатер и миниатюрные главки.

В заключение несколько слов о датировке Зосимо-Савватиевской церкви. Самая ранняя дата его строительства, названная в источниках – 1439 год, уже у первых его исследователей вызвала справедливое недоверие [19]. Однако и утвердившийся в литературе вариант – конец XVII столетия – представляется не вполне бесспорным. В этот период центричные шатровые храмы Русского Севера имели, в большинстве случаев, совсем другую композицию и пропорции шатра (во всяком случае, в этом районе), примером чему может служить уже названная церковь Спаса-Преображения на Спасском погосте (1683 год). В местном зодчестве этот облик начал активно варьироваться только в начале – середине XVIII века, о чем свидетельствует, в частности, Никольская церковь в селе Подмонастырском (начало XVIII века). Конечно, могли существовать и более ранние примеры среди не сохранившихся и неизвестных нам храмов с похожей композицией. Тем не менее, такие особенности, как вытянутая форма шатра и небольшой восьмерик на высоком основании «о четырех сторонах» характерны уже для первой половины XVIII столетия. В качестве иллюстрации можно назвать Георгиевскую церковь в селе Поча (около 1700 года) и храм во имя свт. Николая на Илезском погосте (1763 год). Эти аналоги, как и необычная форма шатриков на прирубах, позволяет высказать осторожное предположение о более поздней дате строительства в пределах 1700-1750-х годов.


[1] Кузнецов А. Деревянные храмы Кокшеньги Краеведческий альбом. Тотьма Русское Устье, 2011. С.: 9

[2] Билибин И.Я. Народное творчество Русского Севера. С.: 303-318. Мир искусства. Т. 11. 1904. С.: 304-305. Илл.: на с.: 273

[3] Красовский М.В. Деревянное зодчество. Часть I. Пг., 1916. С.: 246, 247; Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1910. Т.1. С.: 382, 386

[4] И. Сабурова. Из истории православных храмов на Кокшеньге. Известия Вологодского общества изучения северного края. Выпуск 17(6). Вологда, 2008.

[5] Билибин И.Я. Указ. соч.

[6] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 95-96

[7] Грабарь И.Э. Указ. соч.

[8] Билибин И.Я. Указ. соч.

[9] Суслов В.В. Памятники русского древнего зодчества. Спб., 1901. Вып. VII. С.: 75-76

[10] Грабарь И.Э. Указ. соч.; Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество. М., 1950. С.: 68-70

[11] ВЕВ. 1876. №24. С.: 439; 1877. №13. С.: 215.

[12] Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т.4. М., 1912. С.: 246

[13] Пьянкова Н. Какие храмы дивные стояли. Кокшеньга. Тарногский Городок, 2012. 1 августа. С. 4-6; Она же: Исчезающие храмы Тарноги. Чекалов А.К. По реке Кокшеньге. М., 1973. С.: 49-50

[14] Известия Археологической комиссии. Т. 61. Спб., 1916. С.: 47, 48

[15] Суслов В.В. Указ. соч., Грабарь И.Э. Указ. соч.

[16] Ащепков Е.А. Указ. соч., Грабарь И.Э. Указ. соч.

[17] Суслов В.В. Указ. соч.

[18] Ащепков Е.А. Указ. соч.,

[19] Билибин И.Я. Указ. соч.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.