ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хорог. Церковь Михаила Архангела.


Хорог. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Не действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:между приблизительно 1909 и 1916.
Архитектор:А.А. Бурмейстер
Адрес:
Республика Таджикистан, ГБАО, г.Хорог.

Координаты: 37.493643, 71.56043



Церковь Михаила Архангела, У входа в церковь<br>, Хорог, Таджикистан, Прочие страны
У входа в церковь
Нуви
22 октября 1922
Церковь Михаила Архангела, Церковь без купола<br>, Хорог, Таджикистан, Прочие страны
Церковь без купола
Нуви
22 октября 1922
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела<br>, Хорог, Таджикистан, Прочие страны
Церковь Михаила Архангела
Нуви
25 апреля 1909
Церковь Михаила Архангела, Постройка Церкви в Хороге (вид на алтарную часть)<br>, Хорог, Таджикистан, Прочие страны
Постройка Церкви в Хороге (вид на алтарную часть)
Нуви
22 октября 1908
Церковь Михаила Архангела, Постройка Церкви в Хороге (вид на главный вход)<br>, Хорог, Таджикистан, Прочие страны
Постройка Церкви в Хороге (вид на главный вход)
Нуви
22 октября 1908
Церковь Михаила Архангела, фото Николая Захарчева<br>, Хорог, Таджикистан, Прочие страны
фото Николая Захарчева
Николай Захарчев
25 мая 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Николай Захарчев  25 января 2015

Церковь на Крыше мира

С момента организации в Хороге русского пограничного гарнизона, здешняя русская православная община, представленная пограничниками и членами их семей, обходилась лишь духовным окормлением изредка наезжавших сюда из Ходжента священников. Однако, необходимость в православном храме возрастала из года в год. В 1905 году полковник Елагин, служивший в свое время на Памире, пожертвовал капитал в 10 тысяч рублей (сумма по тем временам огромная!) на постройку православного храма в одном из высокогорных пограничных пунктов на границе с Афганистаном.

Туркестанский генерал-губернатор А.В.Самсонов приказом по Туркестанскому военному округу от 2 декабря 1909 года определил этот капитал обратить на постройку храма в Хороге, назначив в состав комитета по постройке храма начальника Памирского отряда, его помощником – начальника Хорогского поста и инженера ферганской инженерной династии. Смета и план храм были составлены в следующем 1910 году инженером-полковником Бурмейстром, после чего пограничники приступили к заготовке строительных материалов. Сразу необходимо отметить, что почти все (за исключением камня) приходилось везти во вьюках и волоком из Ферганской долины - колесная дорога на Памир была еще не разработана. Строительство церкви в Хороге, на высоте 2 600 м. над уровнем моря, продолжалось свыше пяти лет, и было завершено к середине 1916 года.

Деятельное участие в организации строительства приняли начальники и офицеры Памирского погранотряда, стены храма возводили солдаты-пограничники и местные жители, таджики - шугнанцы. Освящение храма совпало с 25-летием создания Памирского погранотряда, и, как думается, было специально совмещено, дабы подчеркнуть всю важность этого бастиона духа для воинов-порубежников на одном из самых сложных участков российской границы.

В.В. Дубовицкий http://www.proza.ru/2011/04/01/296


Нуви  19 мая 2023

В начале XX века полковник Елагин, служивший в свое время на Памире, пожертвовал 10 тысяч рублей на постройку православного храма – сумму, огромную по тем временам. Туркестанский генерал-губернатор Самсонов в 1909 году направил эти деньги на постройку церкви в Хороге. После этого военным инженером, полковником Александром Бурмейстером была составлена смета и разработан архитектурный план храма. Затем пограничники смогли приступить к заготовке строительных материалов.

Почти все материалы для строительства везли на волах из Ферганской долины – колесная дорога на Памир еще не была построена. Строительство церкви в Хороге продолжалось больше пяти лет и было завершено к середине 1916 года. Отдельная сложность состояла в том, что церковь пришлось возводить на высоте 2600 метров над уровнем моря. Организовывали строительство офицеры Памирского погранотряда, непосредственно стены храма возводили солдаты-пограничники и местные жители – таджики-шугнанцы. Освящение храма совпало с 25-летием создания Памирского погранотряда. Бекмуроди замечает, что храм был освящен в честь архангела Михаила, и это вполне естественно, поскольку именно архангел Михаил традиционно считается покровителем военных и казаков.

Однако церковь просуществовала совсем недолго. В 1918 году на Памир пришла советская власть. Верные присяге императорские войска начали отступление в Индию, при этом с церкви пропал купол с крестом. Есть предположение, что купол забрали с собой отступающие военные. Бекмуроди полагает, что дело тут не только в том, что купол почитался святыней. С его точки зрения, купол мог быть покрыт золотом или даже сделан из него – а иначе, зачем было перемещать такой тяжкий груз по труднопроходимым горным дорогам? Однако историку Николаю Захарчеву такая версия представляется неубедительной.

"Полковник Фенин (начальник Памирского отряда. – Прим. «Ферганы»), действительно, ушел из Хорога через перевалы в Индию, но во время этого перехода у него погибли жена и сын, не выдержав долгого пути. Вряд ли они смогли бы перенести с собой купол. Да и зачем? Точно известно, что Фенин взял пулеметы и кассу отряда. А нести через перевалы купол или крест церкви – просто немыслимо, тем более в таком тяжелом пути, где люди не выдерживали. Сам по себе купол мог не иметь материальной ценности. Правда, на куполе стоял крест, который мог представлять ценность духовную, как религиозный атрибут. Но даже если так – вряд ли его могли в те неспокойные годы везти за сотни километров до ближайшей церкви, только чтобы сохранить. Скорее всего, купол остался на Памире – не обязательно в Хороге. Вероятно, он был сделан из кованого железа. Его могли просто перековать во что-то другое. Хотя, конечно, история – дама капризная, от нее можно ждать любых сюрпризов", – говорит Захарчев.

С приходом «красных» на церкви в Хороге был установлен колокол, который простоял там до конца 1920-х годов. Но и его потом сняли, а саму церковь стали использовать под другие нужды. В частности, ею пользовались, как конюшней, как помещением для хранения сена и других материалов. Понятно, что на состоянии здания это сказалось самым удручающим образом. После того как в середине 2000-х погранотряд перешел от российских к таджикским пограничникам, дела церкви стали совсем плохи. "Церковь пустует и находится в весьма плачевном состоянии. Само помещение используют для сбрасывания всякого хлама, а вокруг построили спортивные площадки. Идут даже разговоры о том, что здание хотят снести.

В советские времена в помещении церкви была конюшня, затем сенохранилище, сейчас там просто свалка Сейчас Фонд «Кивекас» ищет возможности для сохранения и восстановления церкви. Но проблема в том, что она расположена на территории военного объекта, и доступ к ней закрыт.

https://asiaplus.news/news/tajikistan/society/20180728/na-pamire-razrushaetsya-pravoslavnaya-tserkov-postroennaya-bolshe-veka-nazad/



Комментарии и обсуждение


В настоящее время храм находится на территории пограничного отряда Республики Таджикистан.

Вход к нему ограничен.

Законсервирован.

25 января 2015, Николай Захарчев.

Но когда-то мы жили в горах... На Памире разрушается православная церковь, построенная больше века назад.

http://www.fergananews.com/articles/10078

7 августа 2018, Николай Захарчев.