ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Соль. Церковь Василия Великого.


Соль. Церковь Василия Великого
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Василия Великого
Год постройки:1703. В 1834 перевезена на нынешнее место.
Адрес:
Украина, Закарпатская область, Великоберезнянский район, село Соль

Координаты: 48.953197, 22.524153



Церковь Василия Великого, , Соль, Великоберезнянский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 апреля 2012
Церковь Василия Великого, , Соль, Великоберезнянский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 апреля 2012
Церковь Василия Великого, «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР»<br>, Соль, Великоберезнянский район, Украина, Закарпатская область
«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР»
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  10 марта 2015

ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1703 г.— XIX в.
Построена в с. Сянки Львовской области как трехсрубная, трехглавая, бойковского типа. В 1834 г. ее перевезли в с. Соль и перестроили. В таком виде она дошла до наших дней.

Деревянная, срублена из еловых брусьев со значительным наклоном стен внутрь. Трехсрубная с более широким центральным срубом и меньшими по размерам прямоугольными остальными срубами. Покрыта четырехскатной крышей, мягко охватывающей раэноширокие срубы и так же мягко переходящей в пониженную часть. Над бабинцем возвышается каркасная квадратная в плане башня-колокольня с многоярусным барочным завершением. Квадратная башенка над восточным срубом покрыта полусферическим верхом. Поддашие, опоясывающее церковь, опирается на выпуски венцов сруба, а у западной стены бабинца — на столбы открытой одноярусной галереи. Стены над поддашием и башни шалеваны вертикально досками, все крыши покрыты гонтом. Неф перекрыт шатровым срубом, остальные перекрытия — плоские. Над бабинцем устроено помещение с выходом на хоры в нефе памятника.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 174, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Т.  12 мая 2015

Если ехать в направлении от Ужгорода, то церковь находится на холме слева от трассы - если следить, ее можно заметить с дороги.

Первую церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы, построили из дерева в 1479 году на большом холме при центральной дороге. Эта церковь сгорела и, возможно, именно то место называют в селе Пожарищем. История нынешней церкви Св. Василия Великого подобна истории костринской церкви. В 1707 году в Соль перевезли деревянную церковь бойковского стиля из галицкого села Сянки. По другой версии, церковь построили в Сянках в 1703 году как трехъярусную, бойковского стиля, и перевезли в Соль вместе с иконостасом четырьмя парами волов в конце XVIII столетия (вероятно, в 1777 году).

Сначала церковь сохраняла бойковскую трехъярусная форму с доминирующим центральным верхом, но в 1834 году ее перестроили. Церковь получила четырехскатную крышу, над бабинцем построили небольшую башню с барочным завершением, над алтарем – миниатюрную башню с коническим шатриком. Крыша над центральным срубом имеет значительный изгиб, четко выявляя место, где прежде возвышался центральный пирамидальный верх с заломами. Опоясование, что окружает церковь со всех сторон, опирается на выпуски венцов, а на главном фасаде – на четыре столба открытого крыльца. Высота башни составляет 13 метров.

В 1849 году пол был выложен плоскими камнями. Роль иконостаса выполняло собрание различных икон. Так апостольский ряд был подарен церкви малоберезнянського монастыря ордена Св. Василия Великого вероятнее всего в 1707 году, наместная икона Св. Василия Великого происходила из Статного, а пять пророков и другие иконы – из Сухого. Алтарный образ изображал снятие с креста Иисуса Христа. В 1893 году священник Михаил Лендел организовал ремонт церкви и изготовления нового иконостаса. Отец Михаил также упоминает о датах, вырезанные старославянскими буквами внутри и снаружи на алтарном срубе. По мнению священника, эти даты не имели отношения ко времени сооружения церкви, а лишь обозначали годы предыдущих ремонтов – 1750 и 1820.

В 1970-х годах были растесаны окна. Тогда же разобрали старый иконостас, и от него ничего не сохранилось. Заменили также традиционные двери, которые были подогнаны к деревянной перекладине с арочным завершением и легкой зубчатой насечкой

[М.Сирохман "Пятьдесят пять деревянных храмов Закарпатья", Киев, Грани-Т, 2008 г.].



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.