Характерный для Костромской области сельский приходский храм в несколько запоздалых для конца 18 в. формах зрелого барокко. Ваганово известно с 1-й пол. 16 в., когда принадлежало помещикам Карандашевым. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца была построена здесь в 1637 г. В 1792 г. ее сменила кирпичная с деревянной колокольней Благовещенская церковь, сооруженная на средства прихожан при участии помещицы М.И. Циклер, которой принадлежала усадьба Ваганово. В 1816 г. владельцем усадьбы был прапорщик В.К. Рерих, прадед известного русского художника Н.К. Рериха. В 1888 г. была возведена кирпичная колокольня, объединявшаяся с трапезной небольшим притвором. В это же время частично изменена форма наличников на некоторых окнах церкви; в интерьере между храмом и апсидой вместо тройного проема сделан широкий арочный проход. Во 2-й пол. 19 в. территорию кладбища вокруг церкви окружала деревянная ограда.
Расположенная на северной окраине села кирпичная, оштукатуренная церковь обладает симметричной осевой композицией. Основной объем — по-барочному массивный приземистый бесстолпный двусветный четверик (над боковыми входами дополнительное окно) — покрыт высокой четырехскатной крышей с люкарнами, завершавшейся световым барабаном с главой. Скругленная апсида по высоте и ширине уступает четверику храма; широкая трапезная ориентирована по поперечной оси здания, а скругленные апсиды ее приделов (Владимирской Богоматери и Фрола и Лавра) частично закрывают боковые фасады четверика храма. На западном фасаде трапезной, завершенном треугольным кирпичным фронтоном, хорошо видны следы притвора, объединявшего ее с колокольней — стройным трехъярусным сооружением периода эклектики, сочетающим в своих формах барочные признаки с элементами национального стиля. Четверик ее нижнего яруса служит основанием двух столпообразных со слегка зауженными диагональными гранями восьмериков, прорезанных по странам света арками звона и завершенных кирпичным шатром с окнами-слухами и главой на граненом барабане.
Для барочной архитектуры храма характерна развитая профилировка карнизов, проходящих по верху стен всех объемов, а также оформление углов филенчатыми пилястрами. Боковые фасады четверика, получившие трехосевые композиции, акцентированы в центрах плоскими, обработанными рустованными пилястрами раскреповками, завершенными небольшими треугольными фронтончиками. На центральных осях помещены дверные проемы и небольшие круглые окна (в промежутке между ярусами первого и второго света). Остальные окна прямоугольные. Верхние сохранили первоначальные рамочные с «ушами» и клинчатыми замками наличники. Очевидно, измененные во 2-й пол. 19 в. наличники на окнах первого света храма, апсиды и трапезной имеют плоские щипцовые навершия. Подобно четверику храма, на боковых фасадах трапезной центральное окно выделено раскреповкой с рустованными пилястрами. Углы нижнего яруса колокольни закреплены парными рустованными пилястрами; небольшие с лучковыми перемычками окна на западном и боковых фасадах оформлены массивными перспективными порталами килевидной формы. Во втором ярусе гладкие пилястры поддерживают антаблемент, завершенный по странам света треугольными фронтонами. Грани верхнего яруса имеют завершаются килевидными архивольтами.
Храм перекрыт четырехлотковым сводом с отверстием светового барабана в шелыге. Апсида перекрыта конхой. Интерьер трапезной и приделов представляет собой единое пространство, которое было перекрыто системой коробовых сводов с усами от углов, переходящими в апсидах приделов в конхи. Необычно заглубленный нижний ярус колокольни перекрыт лотковым с распалубками сводом; верхние ярусы — сомкнутыми сводами. На второй ярус ведет внутристенная лестница.
В перекрытии храма и на стенах сохранились незначительные фрагменты орнаментальной клеевой живописи 2-й пол. 19 в., выполненной в духе эклектики.
http://svodokn.ru/object/103791330