ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Беляево. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевский храм


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1892 и 1894.
Адрес:
Россия, Кировская область, Кикнурский район, село Беляево

Координаты:57.364123, 47.431013


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Беляево - Кикнурский район - Кировская область
Вид с запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца - Беляево - Кикнурский район - Кировская область
Ангелина Леттова
1 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца - Беляево - Кикнурский район - Кировская область
Ангелина Леттова
1 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца - Беляево - Кикнурский район - Кировская область
Ангелина Леттова
1 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца - Беляево - Кикнурский район - Кировская область
С сайта : http://romanzayats.narod.ru/index/0-5
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  18 июня 2014

В селе Беляево (Беляевское) Николаевская церковь деревянная, построена в 1893 г., расстоянием от гор. Вятки в 250 верстах, от уездного города в 30 верстах, от благочиния в 15 верстах. Часовня в деревне Шардани деревянная, построена в 1810 г.

Причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 4 десятины, пахотной 8 десятин, сенокосной 6 десятин, лесной 22 десятины. Братский денежный доход: священника 725 руб. 38 коп., псаломщика 241 руб. 79 коп.; руги собирается на весь причт до 80 пуд. ржи и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1035 муж. пола, 1079 жен. пола; приход состоит из 13 селений расстоянием 0,5 – 6 верст.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


Статью добавил(а): А.Токарев,  4 сентября 2014

Никольская церковь в селе Беляево.
Одним из наиболее интересных и своеобразных храмов в Кикнурском районе является деревянная церковь, построенная во имя Святого Николая Чудотворца в селе Беляево в 1893 году. Само село также было основано в конце XIX столетия. Никольская церковь была построенная на средства, выделенные известным благотворителем, купцом-лесопромышленником из Яранска Василием Ивановичем Беляевым. В честь него было названо и село. Благотворитель умер вскоре после закладки фундамента храма, достраивала Никольскую церковь его жена, Анна Дмитриевна Беляева. Автор, разработавший проект этого храма, так и не установлен. По некоторым предположениям, им мог быть губернский инженер А. С.Андреев, который выполнил целый ряд проектов зданий в старой Вятке. Когда все строительные работы были закончены, в 1894 году Никольская церковь была освящена. В связи с этим событием, А.Д.Беляева принесла церкви в дар святые сосуды, ковчег, Евангелие и крест. Никольская церковь в селе Беляево проводила службы вплоть до 1939 года. А потом этот храм закрыли. В течение семи лет помещение церкви использовалось местным совхозом для хранения зерна. По ходатайству общины Беляевского прихода в 1946 году Никольскую церковь вновь открыли для богослужений. Много лет спустя, 25 июля 1993 года село Беляево отмечало столетие со дня основания Никольского храма. Тогда богослужение вел сам архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф.

http://www.kipov.ru/rajony/kiknur/

Статью добавил(а): Ангелина Леттова,  13 января 2015

Дарующая радость. Николаевская церковь в Беляево. 1892.

В конце 19 века на карте Яранского уезда Вятской губернии появилось новое село, ставшее вскоре центром большой округи за счет одновременно с ним возникшего храма. Это Беляево, именуемое ранее Беляевским. Свое название оно получило в честь крупного яранского лесопромышленника купца Василия Ивановича Беляева, на чьих землях оно появилось как маленький починок, затем быстро разросшийся в село.

Василий Беляев, будучи человеком благочестивым и богатым, решил построить здесь храм. Деньги на это были, и, получив епархиальное разрешение, желание начало исполняться. Быстро, в течение лишь 1 года, 1892 года, на пустыре около большого пруда выросла великолепная из дерева срубленная церковь. Однако Василию Беляеву не суждено было ее увидеть – он умер, когда был заложен фундамент, и храм достраивался уже под присмотром его вдовы Анны Дмитриевны.

Вышел он пятиглавым с шатровой колокольней, высота которой 26 метров. Однопрестольный. По традиции, свойственной каменным храмам, деревянную церковь в Беляевском возвели в композиции «корабля». Вечерами, когда так неповторимо переигрываются между собой небесные и солнечные краски, он действительно смотрится белым кораблем, плывущим над синими водами, зеркально отражающими его эклектичные формы… Авторство проекта храма приписывают губернскому инженеру А.С. Андрееву.

В 1894 году храм был освящен, а значит, в заканчивающемся 2014-м, исполнилось 120 лет с того момента, как он открыл двери для прихожан. Сегодня их совсем немного, а столетие назад было больше 2000, приходивших на службы из 13 окрестных селений.

На общей волне богоборчества Николаевский храм закрыли в 1939-м. За 2 года до этого были арестованы несколько служивших в ней священников, один из которых расстрелян. Помещение, разумеется, не осталось пустовать - было отдано под колхозный зерносклад и служило в этом качестве 7 лет. Однако церковь настолько любили люди, что во всей этой истории, такой типичной для советского периода, есть 2 интересных факта.

Во-первых, крестьяне, готовившие помещение под склад, заколотили алтарь, и зерно в эту святая святых православного храма, никогда не сыпали. А это значит, что беляевская церковь, в отличие от многих других, не была осквернена.

Во-вторых, когда разбирали иконостас и снимали убранство, местные жители, на свой страх и риск забрали иконы и хранили их до открытия своего любимого храма. Спустя 7 лет это событие состоялось, и все иконы заняли свои места, те самые, которые им были определены в конце 19 века. Ни одна не пропала. А это значит, что сегодня, приехав в гости к этому замечательному храму, мы можем видеть подлинники, ему родные святые образы.

Конечно, 7 лет службы колхозному хозяйству отразились на внешнем облике и интерьере церкви. Приводить в порядок их взялся вернувшийся из ссылки игумен Иоасаф, бывший профессиональным художником. Он стал настоятелем храма и заботливо в течение нескольких лет устранял следы его некультового использования.

Беляево в жизни старца Матфея Яранского

Николаевская церковь в Беляево тесно связана с жизнью одного из известных святых вятской земли – Матфея Яранского. После того, как в 1921 году был разогнан Анно-Предтеченский монастырь, построенный под Яранском в имении купцов Беляевых, этот святой старец, который был насельником обители, ушел жить в Беляевское. Оно входило во владения монастыря, собственно, как и все земли Беляевых, и в нем располагалась монастырская пасека. Матфей прожил здесь недолго. Вскоре он переселился в недалекое Ершово, где крестьяне построили ему небольшую келью, и пока мог ходить регулярно посещал службы в Николаевском храме.

В 1927 году в Ершово Матфей оставил земной мир. Его похороны превратились в огромную процессию. Гроб с телом старца несли на руках из Ершово через Беляево до самого Яранска. Сегодня, начиная с 2006 г., люди вновь проходят этот путь, длинной в 67 км, в составе ежегодного крестного хода, обязательно посещая замечательную Никольскую церковь.

Кстати, в 2002 году на месте, где стояла келья Матфея, была построена на пожертвования прихожан деревянная часовня. Любопытно сложились факты, но ее иконостас расписан екатеринбургским художником, иконописцем и реставратором Николаем Шушалыковым. Его прадед, Сергей Гордеевич (1849-1903 гг), был управляющим у купца В.И. Беляева, который задумал строительство церкви в селе, увековечившем его фамилию. Шушалыков участвовал в строительстве Никольской церкви и похоронен в ее ограде. Часовня находится недалеко от трассы Кикнур – Беляево, она не закрывается, и в любое время сюда можно придти и почтить память святого Матфея, посвятившего свою жизнь Богу и людям.

Статья А. Леттовой с сайта www.kirovkray.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев,  26 января 2015

Село Беляево было основано по желанию жителей близлежащих деревень в конце XIX столетия. 17 августа 1889 года прибывшие на собрание при починке Исаковском домохозяйства «имели суждение об открытии вновь прихода <…> по причине дальнего расстояния церквей». С общего согласия было решено построить деревянный храм на землях, пожертвованных в пользу церкви В. И. Беляевым, память о котором сохранилась в названии села. Беляев Василий Иванович (? – ок.1891) – это благотворитель, яранский купец-лесопромышленник, выделивший средства на постройку храма. Он умер вскоре после закладки храма. После смерти благотворителя храм достраивала его вдова Беляева Анна Дмитриевна. Здесь же на собрании для строительства и приобретения церковной утвари был сделан общий взнос в размере 600 рублей.

Официальный указ об открытии прихода был издан Святейшим Синодом 14 июня 1891 года. В 1892 году от крестьянина деревни Шардани Григория Безрукова, избранного старостой нового прихода, на имя епископа Вятского и Слободского Сергия последовало прошение о разрешении приступить к постройке храма по уже составленному проекту.

На сегодняшний день автор проекта не установлен. Возможно, им был губернский инженер Андреев, который отводил место под Беляевский храм и одворцы для духовенства, вел архитектурный надзор за его строительством.

26 декабря 1892 года общие строительные работы были закончены. Освящение храма во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского состоялось позже – 9 марта 1894 года. Приход в то время состоял из 13 селений, 2114 прихожан. Почетным членом прихода была Яранская купчиха А. Д. Беляева, которая принесла в дар церкви святые сосуды, ковчег, Евангелие и крест.

В 1939 году храм был закрыт. Семь лет его здание использовалось совхозом имени Мичурина под склад для хранения зерна. 1 апреля 1946 года по ходатайству общины Беляевского прихода Николаевскую церковь вновь открыли для богослужения.

25 июля 1993 года в селе Беляево состоялось торжественное богослужение в честь столетия храма, которое возглавил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф.

Первым настоятелем церкви стал протоиерей отец Варсанофий Карпов. Он служил в храме с 1893 по 1919 год. С 6 августа 1919 года по 6 декабря 1923 года священником был отец Алексий Стефанов, с 1924 по 1928 год – отец Василий Изергин, с 1928 года – отец Иоанн Хорошавин, который вскоре скончался и его место занял отец Иоанн Задворных.

Осенью 1937 года был арестован и вскоре расстрелян настоятель храма – отец Александр. В 1938 году недолго в церкви служили отец Федор, а затем иеромонах Алексий, арестованные в 1939 году. Церковь тогда же была закрыта.

Службы в церкви были возобновлены с 1946 года. Настоятелем храма стал вернувшийся из ссылки игумен Иосаф, в миру Иван Васильевич Сычев. Как опытный художник, он лично участвовал в реставрации внутренней росписи храма. Скончался игумен в 1958 году.

Далее настоятелями Николаевской церкви были: в 1958 - 1969 годах – протоиерей отец Дмитрий (Ожиганов), в 1969 - 1989 годах – игумен Гавриил (в миру Дмитрий Николаевич Кислицин), в 1989 - 1997 годах – протоиерей отец Александр (Коновалов). С ноября 1997 года и по сей день настоятелем Николаевской церкви снова является архимандрит Гавриил (Кислицин).

Храм Святого Николая Чудотворца деревянный, однопрестольный. Он расположен в центре села, обнесен невысокой штакетной оградой с воротами и калиткой. Высота храма – 18 метров, колокольни – 26 метров.

Сруб храма в селе Беляево поставлен на кирпичный цоколь, закрыт горизонтальной облицовкой и вертикальными планками по углам. Покрытие кровли и кресты – металлические.

Стилевая трактовка памятника эклектична. Его своеобразный облик стилизован, по мнению специалистов, в основном под старорусские формы, присущие каменным храмам. Вместе с тем, здесь встречаются элементы модерна и детали, характерные для народной деревянной архитектуры.

Объемно-планировочная компоновка церкви выполнена по принципу продольно-осевого размещения составляющих ее частей, получившая название «корабля» - наиболее распространенного среди приходских храмов. Двухъярусный четверик с фронтонами по центру фасадов увенчан декоративным пятиглавием. Луковичные главки помещены на постаменты, украшенные рядами кокошников, прямоугольная в плане трапезная соединяет основной храмовый объем с четырехъярусной шатровой колокольней. Пятигранная апсида, равная нижнему ярусу четверика, примыкающие с севера и юга к основанию колокольни небольшие палатки дополняют объемное построение церкви. Перед дверными проемами, западным (главным), южным и северным, устроены крыльца с лестницами, двумя четырехгранными столпами на постаментах и двухскатными кровлями. Два нижних яруса колокольни несут невысокий, переходный к восьмирику звона, объем со скошенными углами. Диагональные грани верхнего яруса глухие. Проемы звонов, ориентированные по сторонам света, акцентированы треугольными фронтончиками. Композицию храма завершает невысокий шатер, переходящий в восьмиричек, который несет луковичную главку с ажурным крестом на тонкой шейке. Пилястры, каннелированные по первому ярусу, членят фасады храма на три прясла. Поля боковых прясел разделены карнизами. Широкий двухчастный фриз из пропильной резьбы, наложенной на стены напоминает подзоры. В тимпаны фронтонов по центру фасадов вписаны декоративные кресты. Резные «солнца», «шахматный» узор и стилизованные «балясинки» украшают пилястры второго яруса. Окна имеют рамочные обрамления, повторяющие граненые очертания проемов верхнего яруса. Декоративное оформление фасадов памятника построено на удачном сочетании различных по масштабу элементов «щипцового» мотива. В этой манере выполнены сандрики наличников окон алтаря, трапезной, нижнего яруса холодного храма и зонты крылец нижнего яруса; фронтоны, подчеркивающие центральное прясло четверика; завершения сторон граненых шеек у глав и окон центральной световой главы. На колокольне этот остроконечный рисунок подхвачен щипцами яруса звона и слуховым фронтонным пояском в основании главы. Тимпаны оконных сандриков заполнены декоративными крестами. Треугольные очертания имеют оконные проемы, расположенные по центру, северного и южного фасада холодного храма. Филенки и «ширинки» заполняют свободные грани восьмирика звона.

Убранство стен церкви дополняют каннелированные пилястры, фризы, украшенные накладной пропильной резьбой, филенки, «ширинки» и другие детали.

В основном храмовом объеме свод лотковый с ленточными гранями. Во всех остальных помещениях плоские перекрытия. Четыре колонны поддерживают хоры, расположенные в западной части холодной церкви.

Росписи интерьеров храма и иконостас с иконами относятся к началу XX столетия. Программа росписи интерьера следующая. Иконостас барочный, трехъярусный, дошел до настоящего времени без реставрации и поновления. В зените купола помещено изображение Саваофа, благословляющего двумя руками. На четырех лотках свода расположены композиции: «Тайная вечеря», «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Христос – Утешитель». Узкие грани занимают изображения евангелистов, на парусах размещены изображения серафимов.

Стены холодного храма расписаны в два яруса. Нижний ярус занимают изображения отцов Церкви, верхний – сюжеты Ветхого завета и избранные святые. Сюжеты росписи на южной стене: «Снятие с креста» и «Николай Чудотворец», в простенках между окнами в тондо «Святой Серафим Саровский» и «Святая Мария со святым Варсонофием».

Северную стену занимают сюжеты: «Иисус Христос у Марфы и Марии», в верхнем регистре – «Беседа Иисуса Христа с самарянами», между ярусами помещены сюжеты «Воскресение Лазаря» и «Святой Феодосий». На стене-перегородке, отделяющей четверик от трапезной – композиция «Бегство в Египет».

Каждое клеймо помещено в декоративную раму, которая имитирует лепнину. Свободные участки стен заполнены орнаментами из стилизованных растительных мотивов, помещенных на бирюзовый фон.

Стены трапезной заполнены сюжетами на библейские и евангельские темы. Северную стену с востока на запад занимают сюжеты: «День субботний», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о блудном сыне» и «Притча о мытаре и фарисее»; южную – «Воскресение дочери Иаира», «Динарий кесаря» и «Несение креста». На западной стене над входом изображен благословляющий Спаситель, на фронтоне – два ангела.

Авторство живописи на сегодняшний день установить не удалось.

С сайта: rodnaya-vyatka.ru

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.