ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чаженьга. Церковь Иоанна Предтечи.


Чаженьга. Церковь Иоанна Предтечи
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:Между 1710 и 1838. Обращена в православную церковь из старообрядческой часовни (тех было две - 1710 и 1739 гг.) в 1838 г..
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Архангельская обл., Плесецкий р-н, ур. Чаженьга

Координаты: 62.057923, 39.605561
Проезд:От Конево на юго-восток по грейдеру 12,5 км до Задней Дубровы, затем на восток по мощеной известняком лесовозной дороге 7,5 км, держась на развилках левее, до моста через Чаженьгу, затем по дороге еще 700 м до кладбища, и от него строго на север по полю 400 м.



Церковь Иоанна Предтечи, Фотография 1970-х годов из паспорта ОКН<br>, Чаженьга, Плесецкий район, Архангельская область
Фотография 1970-х годов из паспорта ОКН
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??
Церковь Иоанна Предтечи, общий вид на место церкви, остатки венцов - в роще справа<br>, Чаженьга, Плесецкий район, Архангельская область
общий вид на место церкви, остатки венцов - в роще справа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 августа 2013
Церковь Иоанна Предтечи, место церкви, вид с запада<br>, Чаженьга, Плесецкий район, Архангельская область
место церкви, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 августа 2013
Церковь Иоанна Предтечи, место церкви, вид с юга<br>, Чаженьга, Плесецкий район, Архангельская область
место церкви, вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 августа 2013
Церковь Иоанна Предтечи, остатки венцов<br>, Чаженьга, Плесецкий район, Архангельская область
остатки венцов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 августа 2013
Церковь Иоанна Предтечи, остатки венцов<br>, Чаженьга, Плесецкий район, Архангельская область
остатки венцов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 августа 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 сентября 2013

"В России начало XVIII века выдалось неурожайным, голодным. Целый ряд лет первого десятилетия вошли в историю как "зяблые годы". Не исключением был и Повенецкий уезд Олонецкой губернии, где находилось крупнейшее поселение старообрядцев, своеобразная "столица" старообрядчества на Севере России - Выго-Лексинское общежительство. Руководство выговских старообрядцев направило своих разведчиков на поиск лучшего места: в Поморье, на Мезень и даже в Сибирь. "И искаша в Каргопольском уезде пашенных пустых земель и найдоша землю пустую, близ Задней Дубровы, на речки Чаженги", в 82 верстах от Каргополя, а "от болшой дороги и судоходной р. Онеги в 17 верстах".

"И послаша оную землю досматривать Исакия, Луку и Тимофея, кузнеца, а и сам настоятель (Выговского скита) Андрей и осмотриша, с тамошними жительми, и вси похвалиша, что она земля к пашни вельми пристойна.., и написаша челобитную послаша в Новгород...".

"В... 1710-м году, июня 14-го дня, в силу присланного из Новгорода, из приказной палаты, за подписанием руки г-на лантрата Якова Никитича Римского-Корсакова, по челобитью Выгорецких жителей, указу дана из Каргополя, за рукою коменданта Хвостова.., Андрею Денисову с товарищи.., чтоб владеть им вечно из оброку, за Задне-Дубровскою волостью пустыми землями и лесами... за Чаженгою речкою и по Лелме и Ожме и Оле речкам и меж теми и за теми речками и до Шуя-озера и около тех, в длину чрез Лелму на шестнадцать верст, а поперек от мхов (болот. - Н.М.), как по правую сторону Дорской дороги, на лево на пятнадцать верст и у Горелого озерка подле Ямы речки и Чаженги до Ожмы речки".

Уже в том же, 1710 году, на берегу Чаженьги, Иван Филиппов (впоследствии киновиарх и автор "Истории Выговской пустыни". - Н.М.), построил часовню и основал скит. Выговские старообрядцы-переселенцы начали строить кельи "и начаша пашню пахати и скот держати". "И платеж оброчный стали платить в Каргопольскую канцелярию... - в год только 5 р. 60 к.". Так началась 144-летняя история Чаженьгского старообрядческого скита.

Пахотные и пастбищные земли на Чаженьге так понравились выговским старообрядцам, особенно высокими урожаями хлебов, что они решили оставить Выго-Лексинский скит, но этому воспротивился новгородский митрополит Иов.

1723 году староверами был устроен постоянно действующий "зимник" из Данилова монастыря на Чаженьгу длинной в 220 верст, через Водлозеро, Кенозеро, по реке Кене. До ввода в эксплуатацию железной дороги Вологда - Архангельск, этот "зимник" превратился в основной тракт в Поморье.

Урожайная пашня и хорошие пастбища делали свое дело: скит рос. Об этом свидетельствует и то, что в 1739 году несколько малых колоколов пожертвованных заводчиком Демидовым, - писал летописец Выговской пустыни и начальной истории скита на Чаженьге И. Филиппов, - выговцы "раздаша овые на Чаженьгу". Скит стал иметь две часовни с колокольнями в виде церквей: отдельно для мужчин и женщин.

К 1744 году чаженьгские староверы имели в оброчном содержании 13 десятин земли, держали большое количество скота. Полностью обеспечивали себя хлебом (получали урожаи зерновых один к семи. - Н.М.) и мясом. Излишками мяса и хлеба, сообщали "Олонецкие епархиальные ведомости" в 1900 году, кормили Даниловский монастырь на реках Выг и Лексне. А из Выгорецкого общежительства в обмен получали рыбу, а также иконы и книги старообрядческого письма.

В 1820 году скит пострадал от пожара. В 1838 году власти насильно выселили мужчин- староверов, а женская старообрядческая часовня была обращена в православную церковь. В 1854 году мужская часовня, в которую собирались для богомоления будто бы "одне женщины, из которых службу отправляла девица Анна Ивановна Синицына или Залиских", была упразднена.

Так завершилось почти полуторавековая история Чаженьгского старообрядческого скита.

Но жизнь на Чаженьге на этом не замерла. В 1873 году на Чаженьге было 28 дворов, 174 жителя, а через девятнадцать лет в 46 дворах проживало 250 человек.

В 1873 году по распоряжению епископа Ионафана был упразднен и Чаженьгский православный причт. Селение на Чаженьге было приписано, находящегося в семи верстах, к Задне-Дубровскому приходу. В начале XX века причт на Чаженьге был восстановлен и просуществовал до начала 30-х годов двадцатого столетия."

Из статьи Н.А. Макарова "Чаженьгский старообрядческий скит". Плесецкие новости, №93, 20 августа 2002 г.

По результатам обследования 1970-х гг. Предтеченская церковь была включена в реестр памятников истории и культуры Архангельской области. В настоящее время в деревне Чаженьга никто не живет, сохранился единственный целый дом, расположенный на берегу Чаженьги в 400 метрах от места церкви, а от самой церкви осталось несколько прогнивших венцов на краю небольшой рощицы посреди поля.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.