В честь самой почитаемой и самой древней русской иконы – заступнического образа Богоматери Владимирской - в Вятке было создано не так много храмов, а на сегодняшний день осталось всего 4. Это недействующая, но сохранившаяся с 18 века в своем первозданном виде церковь в Верхкуменах, монастырская церковь в Пиксуре и 2 прекрасных, но совершенно разных архитектурных творения - в селе Старый Бурец Малмыжского района, созданное в 18 в., и в селе Шапта Кикнурского района.
Владимирская шаптинская церковь очень похожа на Серафимовскую в Кирове и Покровскую в Кирсе. И это не удивительно. У них один стиль – псевдорусский или, как его еще называют, неорусский, у них примерно одно время создания – начало 20 века, и, конечно же, один архитектор – Иван Аполлонович Чарушин.
Так получилось, что из огромного количества прекрасных храмов, построенных в Вятке замечательным мастером Иваном Чарушиным, остались единицы. Кроме Серафимовской церкви в исторической части Кирова и «храмов-близнецов» - Космодамианского в Трехречье и Михаило-Архангельского в Русском, что в радиусе 25 км от облцентра, остальные находятся в разных окраинах Кировской области. Это Александро-Невская церковь в Шурме (Уржумский район), один из немногих шатровых храмов в нашем крае. Это великолепный Покровский собор в Кирсе (Верхнекамский район), недавно восстановленная красивейшая церковь в селе Лум (Яранский район) и Владимирская церковь в Шапте (Кикнурский район).
История шаптинской церкви начинается в 1863 году, когда в селе на месте чудесного явления крестьянину Ивану Кугузу иконы Покрова Пресвятой Богородицы срубили небольшую часовню. Это было первое культовое сооружение на больших прирубежных просторах Нижегородчины и Вятки. Спустя 10 лет в селе был выстроен деревянный храм, открыт приход, численность которого постоянно возрастала и, разумеется, со временем встал вопрос о возведении большого каменного храма.
В 1902 г. губернский архитектор Чарушин завершил работу над его проектом, и вскоре началось строительство. Велось оно бригадой каменных дел мастеров под руководством яранского крестьянина Якова Щенникова, взявшего подряд на выполнение работ.
Трехпрестольный храм строили долго, почти 10 лет. Его внешний облик был закончен в 1911 году. Освящение состоялось 8 января 1913 г. В этот день 100 лет назад остатки наполеоновской армии перешли Неман и покинули пределы России. К этой памятной дате было приурочено освящение шаптинской церкви и не случайно, и не удивительно, что храм назвали в честь иконы Владимирской Богоматери, являющейся олицетворением побед над неприятелем, иконы, которой с 12 века молились, прося о защите и мире, иконы, оберегающей русские земли от посягательств недругов и помогающей воинам в их ратном деле.
С 1913 года Владимирская церковь открыла двери для прихожан. Однако роспись стен и украшение интерьера продолжались вплоть до 1929 г., и выполнял их художник-иконописец Иван Филиппович Селезнев. Причем, роспись содержит только сюжеты Нового Завета, рассказывающие о жизни Иисуса Христа, и это является ее особенностью.
Храм закрыли в 1939-м, его здание приспособили в колхозный склад и сельпо. Однако иконостас, бережно заколоченный, и настенные росписи сохранились, сегодня они в хорошем состоянии, собственно, как и здание Владимирской церкви.
В Шапту мы планировали заглянуть, что называется, заодно, поскольку были в Беляево. Конечно, был более масштабный план – хотелось доехать еще и до Падерино, что на одной дорожной линии с Шаптой, почти на границе с Нижегородской областью, где стоит Покровская церковь, но мы переоценили свои возможности и в Падерино не попали.
Крутясь по улицам Кикнура, мы выехали на петляющий асфальт средней разбитости и прибыли в Шапту почти на закате. Купола храма показались издалека, однако чтоб подобраться к нему пришлось порулить по сельским улочкам, переждать стадо сытых коров, медленно возвращающихся с поля, выслушать скулеж родных такс, рвущихся выскочить и попробовать себя в роли погонщиков больших и рогатых.
Созерцая издалека купола, изящными линиями выделяющиеся на фоне листвы, я не представляла себе, что храм в масштабах села настолько велик, и была очень удивлена его размерам и красоте. Первым делом внешне он мне напомнил не столько церкви, которые перечислила среди творений Чарушина, сколько Златоустовскую церковь в Ныре, проект которой, возможно, тоже выполнен этим мастером архитектуры.
Владимирская церковь изящна и прекрасна. Замечательные сочетания куполов и шатров, которые придают стройность храмовому зданию, а также белого и синего, которые создают, глядя на храм, торжественное и приподнятое настроение, тонкий, пусть и незамысловатый, но со вкусом выполненный каменный декор стен и окон… Ни тени массивности и грузности, несмотря на объемность, устремленность вверх во всех деталях, несмотря на сравнительно небольшую высоту... Храм, которым можно восхищаться и любоваться – настоящая жемчужина вятской глубинки. Он хорошо сохранился внешне, ничего не разрушено - цел сам храм, цела шатровая колокольня. Конечно, ремонт и обновление не помешают, но, как всегда в таких делах, все упирается в финансы, точнее, в их недостаток.
Сегодня Владимирский храм действующий, несмотря на малый приход. Здесь проводят службы несколько раз в месяц.
Как добраться:
По нижегородской трассе от Яранска в сторону Кикнура. Въехав в поселок, придется петлять по его улицам. минуя Путинский пруд, выехать из поселка по дороге, ведущей вправо и двигаться по ней вперед. Кикнур от Яранска в 40 с небольшим километрах, а Шапта от Кикнура - в тринадцати.
Статья А.Леттовой "Очарование чарушинского творения. Владимирская церковь в Шапте " с сайта www.kirovkray.ru