Расположенная на международной автотрассе Е85 Клайпеда-Бухарест деревня (ныне агрогородок) Бытень плавно спускается с небольшой возвышенности к реке Щаре. Известно это местечко с 1555 года, в конце ХVI века перешла к шляхетскому роду Тризнов. В 1607 году слонимским маршалком Григорием Тризной и его женой Региной тут был основан один из богатейших и известнейших в ВКЛ униатских монастырей в стиле раннего барокко. Его доминантой стала соборная церковь, освящённая во имя Св. Иоасафата в 1710 году. Именем блаженного Иоасафата Кунцевича (его беатификация состоялась в 1643 году, а канонизация произошла только в 1867 году) церковь назвали неслучайно: до 1613 года он служил в Бытене настоятелем обители.
С трудом пережив Первую мировую войну, собор не устоял после Великой Отечественной. Не сохранились и монастырские постройки. До наших дней дошла только малая "тёплая" Успенская церковь, выстроенная в 1654 году, которая помнит о том, что в 1683-1688 гг. в обители обучался и вступил в орден Лев Кишка, впоследствии (1713-1728) униатский митрополит ВКЛ. И не он один. Благодаря духовной школе, которую открыли тут базилиане в 1615 году, Бытень воспитал многих известных деятелей униатства. Однако духовные заслуги базилиан не произвели должного впечатления на наследников Тризнов-Тызенгаузов, и те отсудили у монахов обитель, передав её в 1779 году католикам. Тем не менее Бытень продолжал греться в лучах славы соседнего Жировичского монастыря, и когда накануне упразднения униатства над последним сгустились тучи, здешний монастырь принял в 1828 году жировичских монахов-базилиан. А вскоре 52 базилианских монастыря, которые размещались на территории Беларуси после её присоединения к России, были переведены в православие - в их числе и Бытенский.
Как уже было сказано, здание церкви построено в 1654 году как часовня монастыря базилиан. Это строение - единственное сохранившееся здание из всех построек монастырского ансамбля. Храм компактный, прямоугольный в плане, накрыт вальмовой крышей на которой возвышается небольшой купол на восьмигранном барабане. Главный (западный) фасад разделён лопатками на три равные части. В центре над входом расположено окно с полуциркульным завершением, по бокам - две плоские прямоугольные ниши. Стены боковых фасадов раскрепованы лопатками и прорезаны полуциркульными оконными проёмами, смещёнными в сторону алтаря. Интерьер расчленён массивными столбами на три нефа. Центральный неф значительно шире боковых, перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками. В архитектуре этого храма воплощены черты стиля ренессанса и раннего барокко. Алтарная часть от зала для молящихся отделяется деревянным иконостасом, в который входят перенесённые из упразднённого монастыря иконы Христа Вседержителя (ХVI в.) и Жировичской иконы Божией Матери "Умиление" (сер. ХVIII в), а также деревянное распятие ХVIII в.
Из книги-путеводителя: "От Беловежской Пущи до Полесских болот". - Минск, УП "РИФТУР", 2013