ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кубенское. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского.


Кубенское. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Кубенское

Координаты: 59.434697, 39.668691





Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского, Рис. из журнала "Светоч и Дневник писателя".<br>, Кубенское, Вологодский район, Вологодская область
Рис. из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского, Фотография кон. ХIХ века.<br>, Кубенское, Вологодский район, Вологодская область
Фотография кон. ХIХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1898
Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского, Фото начала ХХ в.<br>, Кубенское, Вологодский район, Вологодская область
Фото начала ХХ в.
Т.
??
Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского, Фото 1909-1917 годов<br>, Кубенское, Вологодский район, Вологодская область
Фото 1909-1917 годов
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  18 ноября 2019

Церковно-приходское попечительство было открыто 1 января 1896 года и состояло из 11 членов под председательством приходского священника. Приходская народная библиотека открыта в конце 1894 года. Отмечалось, что интерес прихожан к чтению был велик. В библиотеке, которая размещалась в церковной трапезе в "приличном" шкафу, имелось 280 экземпляров книг. Книги выдавались священником всякий раз, когда он находился в церкви для исполнения своих обязанностей. Чтения для народа проводились с разрешения епархиального начальства (указ духовной консистории от 16 октября 1895 г. за №6150) сначала в здании народного училища, затем в отдельном помещении.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=546

В 28 верстах от Вологды, почти прямо на север, находится село Кубенское, на берегу Кубенского озера. В центре села расположены храмы Троицкий и Илиинский. Первый храм - приходский для жителей окрестных деревень, а Илиинский - для жителей села Кубенского. Ныне эти храмы - каменные, выстроенные на месте прежних деревянных. Когда были в первый раз построены храмы в селе Кубенском, за неимением точных исторических сведений сказать невозможно. Село или волость "Кубена" упоминается уже в XV веке, как владение князей Заозерских; в начале XVII века село Кубенское пожаловано было царем Михаилом Феодоровичем боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Очень вероятно, что церкви в селе Кубенском существовали уже в те отдаленные времена. Есть предание, что на месте села Кубенского было некогда малое, из одной улицы, селение ("Запрудье"), что в нем была приходская церковь Троицкая. Но с 1613 года уже документально известно о существовании Илиинской приходской церкви в Кубенском погосте. Илиинский храм - холодный; теплый же зимний, построен отдельно от холодного и посвящен великомученику Димитрию Мироточивому Солунскому Чудотворцу.

Колокольня стоит отдельно от храмов. Время ее устройства, как и храмов, неизвестно. Вероятно, она была сделана вместе с первоначальным теплым храмом, потому что одновременно с ним пришла в ветхость и потребовала переделки, которая и была произведена в 1812 году. Относительно этой перестройки колокольни в церковном архиве сохранился указ Вологодской Духовной Консистории от 10 декабря 1812 года за № 2588, из которого видно, что в октябре месяце 1811 года причт и прихожане Кубенской Ильинской церкви входили с прошением к Преосвященному Евгению о дозволении каменную колокольню, по ее опасности, разобрать и вместо нее построить новую каменную, и получили дозволение на это, с тем чтобы "вместо оной план на новую представить к рассмотрению". Приглашенный для осмотра Димитриевской церкви и колокольни Вологодский Губернский архитектор Фохт высказал мнение, что колокольню исправить можно починкою и для этого верхнюю часть по самый звон должно снять. По этому мнению, верх колокольни по звон действительно сняли, а низ ее начиная с фундамента, по наставлению архитектора, укрепили, и опасность была устранена.

В 1812 году над нижней частью колокольни был надстроен деревянный шатрообразный верх и сделана небольшая обитая железом глава, украшенная в последующее время золочеными звездами. На главе был утвержден железный золоченый крест. С тех пор колокольня не изменялась в своем устройстве и остается такою же до настоящего времени, не обнаруживая признаков непрочности. Колокольня имеет красивый вид и в этом отношении вполне соответствует храмам, но высота ее сравнительно с храмами представляется недостаточной. Она имеет только 16 сажен вышины, - немного повыше теплого храма и равна холодному. Увеличить ее высоту среди некоторых прихожан, особенно любителей внешнего благолепия и "доброшумного звона", составляет заветную мечту.

Каменной кладки колокольня имеет четыре этажа; нижний этаж четырехугольный, 13-ть сажен в окружности, следующие три этажа восьмигранные, на углах граней приставлены полуколонки. Этажи отделяются один от другого зубчатыми карнизами. Верх колокольни деревянный шатрообразный. Всех колоколов 18. Большой колокол в 247 пудов 2 фун., заведен в 18[?]6 году, второй в 104 пуда 30 ф. лит в царствование императрицы Елизаветы Петровны, третий - 54 п. 23 ф., четвертый - 30 пуд. 21 ф., пятый - 18 пуд. 4 ф., шестой - 14 пуд. 34 ф. Остальные двенадцать колоколов небольшого размера, семь из них куплены в 1893 году и весят 4 п. 25 ф., вес пяти колоколов неизвестен. Под колокольнею две кладовые: нижняя отдается в аренду, а находящаяся во втором этаже служит для надобностей церковных.

В 1805 году на колокольню были заведены железные часы с боем - предмет не малого удовольствия для сельских жителей. Цена их неизвестна; они устроены на средства, завещанные на этот предмет крестьянином Димитрием Кулагиным, одним из богатых и усердных к церкви прихожан того времени. Подрядчиком был какой-то Соколов. Пономарь Михайло взялся наблюдать за ними и заводить их, за что, вместе с топкою печей, получал из церковных средств 30 рублей в год. По непрочности ли устройства, или от неумелого обращения с ними, но правильно ходили часы не долго, лет около пяти, а может быть и в это время не всегда отвечали своему назначению. В расходной книге за 1810 год записано, что "за починку церковных часов Обросовскому кузнецу Григорию уплачено пять рублев". В 1812 году значится вторичная починка тем же кузнецом. В этом году, по случаю ремонтировки колокольни, они были сняты, а на исправленную колокольню и совсем не были установлены. Статьи "Пономарю Михайлу за заводку часов" с этого года в расходных книгах уже нет. В описях церковного имущества 1816 и 1829 годов об них сказано: "боевые часы, попортившиеся и лежащие без употребления". В расходной книге за 1839 год значится последняя, но также неудачная, попытка привести их в порядок, после чего их продали в лом. Так недолго украшали Кубенскую колокольню церковные часы, представлявшие большое удобство тогдашним прихожанам для определения времени, когда часы в домах еще составляли редкость.С колокольни открывается прекрасный вид на окрестности. В ясный летний день побывать на Кубенской колокольне представляет большое удовольствие. С одной стороны все Кубенское озеро пред вами как на ладони; на его темной поверхности белые здания прибрежных церквей выделяются особенно ярко и отчетливо, туманная даль его сливается с горизонтом; с другой стороны взор обнимает открытую местность на большое пространство: тут множество сел и деревень, окруженных зеленью полей и лугов, местами виднеется лес и красиво окаймляет соседние поляны, видно как вьётся в даль широкою лентою Кирилловский тракт.

По материалам: свящ. Богословский Н. "Ильинская Кубенская церковь Вологодского уезда" // Вологодские епархиальные ведомости. 1897. № 24. 1898. № 5-8, 17-18.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2019

В приходе три часовни. Одна, как выше упоминалось, в башне церковной ограды, другая на скотском выгоне, третья при деревне Щипине. Когда они устроены и по какому случаю, достоверно неизвестно. Относительно первой часовни в церковной летописи сделано замечание, что она выстроена в видах доходов церкви, так как стоит на большой Кирилловской дороге. Действительно, проезжие, особенно прохожие странники и богомольцы частенько заходят в часовню и, набожно помолившись пред образами, спускают посильную лепту в стоящую тут кружку. Немало ежегодно пройдет таких богомольцев мимо Кубенского: на север идут они в обители Белозерских угодников Кирилла и Ферапонта, в Горицкий монастырь; этим же трактом идут пешие богомольцы и в Соловки; с севера идут в монастыри Вологодские, Сильвестра Обнорского и дальше. Из кружки ежегодно вынимается от 50 до 100 рублей. В часовне стоит приличный иконостас столярной работы, выкрашенный сиреневою краскою, с иконами из упраздненного в 1886 году иконостаса теплой церкви. На некоторых иконах серебряные и фольговые ризы. Здесь же находится икона, приобретенная прихожанами в память чудесного события 17 октября 1888 года, с неугасимою пред нею лампадою. На иконе изображены святые, соименные царской семье и святые, празднуемые церковью 17 октября. Икона эта хорошей работы, фон ее чеканный по золоту, поля украшены эмалью, стоит 200 руб. Всех икон в часовне 21. Молебнов в этой часовне не поется, крестных ходов в нее не бывает.

На скотском выгоне, по дороге из села на озеро, часовня деревянная, крытая тесом. Есть предание, с которым нет причин не согласиться, что эта часовня выстроена по случаю когда-то бывшей моровой язвы на скот. Здесь стоит и икона святых, считающихся покровителями домашнего скота Священномученика Власия, Харлампия и Модеста. 24 июля в эту часовню ежегодно совершается крестный ход и весь скот окропляется святою водою. В часовне десять икон. На передней стене три больших иконы: Коронования Божией Матери; над Богородицей надпись: "яко невесту венчают сын матерь, отец дщерь", внизу подписано: "яко сподобилася еси сести близ Пречистыя Троицы". Подписи сделаны вязью и с титлами. По правую сторону стоит икона, разделенная на 23 квадрата; в среднем большом квадрате изображен распятый Господь Иисус Христос среди двух разбойников, в двух верхних углах квадрата: солнце померкшее и сияющая луна. В остальных квадратах изображена история Страстей Христовых. На левой стороне: икона Власия, Харлампия и Модеста, древняя и значительно обветшавшая. Остальные иконы небольшого размера; судя по ветхости их можно думать, что они обладают значительною древностью.

Третья часовня при деревне Щипине Кубенского прихода. Возникновение ее относится к древнему времени и связывается в народном предании с явлением иконы Успения Божией Матери на месте, где ныне стоит Песошенская церковь. По этому преданию, описываемою часовнею отмечена одна из остановок этой иконы, прежде чем она явилась на Песошное. Часовня эта малая и бедная; главная икона в ней Успения Божией Матери, в фольговой ризе.

По материалам: Богословский Н. Илиинская Кубенская церковь Вологодского уезда Вологодской губернии, http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=20&pn=2



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.