ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шемякино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Шемякино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1913.
Адрес:
Вологодская область, Харовский район, Шапшинское с/п, рядом с д. Шемякино

Координаты: 60.112246, 39.785437
Проезд:С трассы Вологда-Вожега поворот налево перед д. Козлиха, до Шапши, в деревне поворот налево и на развилке на Кумзеро поворот налево, далее прямо.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Шемякино, Харовский район, Вологодская область
hanbanah
30 декабря 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Шемякино, Харовский район, Вологодская область
hanbanah
30 декабря 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Шемякино, Харовский район, Вологодская область
hanbanah
30 декабря 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Шемякино, Харовский район, Вологодская область
hanbanah
30 декабря 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Шемякино, Харовский район, Вологодская область
hanbanah
30 декабря 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Шемякино, Харовский район, Вологодская область
hanbanah
30 декабря 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  14 марта 2013

Древняя традиция строить часовни вновь возрождается. В Харовском районе, в д.Шемякино, уроженец этой деревни Иван Николаевич Мотавкин построил и освятил в 2008 году небольшую часовню в честь Казанской Божией Матери. И вновь, как много лет назад, зазвучало Божье Слово над русской деревней. В июльский праздник Казанской Божией Матери приходят сюда те, чьи предки жили на этой земле, чтоб в общей молитве прочувствовать духовную радость во Христе. Стоит часовня на берегу тихой речки Вондожь, на противоположном берегу которой сохранилось здание бывшей Успенской Вондожской церкви, построенной еще в начале XX века стараниями христолюбивых крестьян.

Вернемся в век минувший и перелистаем страницы архивных документов, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области. 20 января 1903 года уполномоченный от крестьян 12-и деревень Шапшинской волости Иван Лысанов обратился с прошением к Его Преосвященству, Преосвященнейшему Алексею, епископу Вологодскому и Тотемскому, благословить строительство нового храма и принять это дело «под высокое Архипастырское покровительство». В то время в 12-и деревнях (Лебежь, Середней, Харитонихе, Горке, Софонихе, Потапихе, Котовской, Машутихе, Зуене, Митенской, Сопятине, Шемякине) было 263 двора, в них проживало: мужчин — 661, женщин — 793. Эти деревни относились к причту Николаевской Шапшинской церкви, в приходе которого было 30 деревень, 761 двор, 2028 душ мужского пола и 2328 душ женского.

Священник Николаевской Шапшинской церкви в рапорте в Вологодскую духовную консисторию (орган церковного управления при епархиальном архиерее) о выделении 12-и деревень в самостоятельный приход, писал: «Масса треб при дальнем расстоянии от церкви деревень, при отсутствии, хотя бы сносных, в означенных деревнях дорог всегда требовали больших усилий и напряжения со стороны причта и крайне затрудняют правильное ведение занятий приходскими священниками в существующих школах… время… (в пути), в количестве… семи часов, не оставляет уже священнику времени для пастырской миссии вне храма и школы… соображения о выгодах материального свойства должны вполне уступить место соображениям о выгодах моральных, так как предполагаемый к открытию новый приход (и не малый) расположен почти на 4-х верстах без всяких препятствий в путесообщении между входящими в состав его 12-ю деревнями».

6 июня 1903 года место под названием «Бродовые полосы» в Шапшинской волости, вблизи Шемякинского земского училища, предназначенного для постройки храма в честь успения Божией Матери, осмотрели исполняющий должность благочинного 3-го округа Кадниковского уезда священник Александр Разумов и становой пристав, а также понятые деревень: Шемякино — Иван Лысанов, Софонихи — Федор Устинов, Харитонихи — Иван Смирнов, Митенской — Константин Глотов, Машутихи — Лев Матюшев, Потапихи — Григорий Окунев и нашли, что «место, отведенное под церковь, возвышенное и сухое… один край ее граничит с проселочной дорогой, другой с рекою Вондожь. Расстояние между дорогой и рекой 64 сажени».

30 ноября 1903 года сходом крестьян строителем церкви выбран крестьянин деревни Шемякино Семен Кучков, а членами строительной комиссии Александр Фадеев, Михаил Кучков, Афанасий Диашов. Просьба крестьян о постройке нового храма в 1903 году была «оставлена без последствий», так как не было средств.

В ноябре 1904 года Семен Кучков писал в Вологодскую духовную консисторию, что необходимые на строительство храма материалы крестьяне надеются получить из ближайшей казенной лесной дачи. Строить церковь будут сами крестьяне. По словам Семена Кучкова, средств в наличии не имелось, «…но два самостоятельных лица из города Кронштадта выражают намерение дать нескудную жертву на новый храм, лишь бы только им было известно разрешение на постройку храма».

Указом Вологодской духовной консистории от 15 октября 1905 года крестьянам 12-и селений Шапшинского прихода разрешено было построить новый деревянный храм в честь Успения Божией Матери. Для постройки храма было отпущено из казенной дачи 700 деревьев. Архивные документы свидетельствуют, что церковь начала строиться с  благословения протоиерея отца Иоанна Ильича Сергеева Кронштадтского, который пожертвовал 700 рублей на ее строительство.

Епархиальное начальство заботилось о скорейшем построении храма и проведении в нем богослужений, поэтому Указом Вологодской духовной консистории от 31 июля 1910 года председателем строительной комиссии был назначен священник Николаевской Шапшинской церкви Николай Соколов. В обращении к христолюбивым жертвователям на устроение нового деревянного храма крестьяне писали: «Нет ничего дороже сердцу русского крестьянина, как близкий Божий храм… деревни населены православными жителями, по ремеслу плотниками, вынужденными по причине малоземелья и скудной каменистой почвы… уходить на заработки в чужие губернии.., но душе крестьянина не так тяжел этот недостаток хлеба, как тяжела жажда духовная. Население скорбит не столько за себя, сколько за будущее потомство, вынужденное оставаться вдали от храма и от школы — этих путеводителей доброй христианской жизни. Местные крестьяне не в силах на собственные средства создать и благоустроить храм… Глубоко веруем: не оскудела же наша Святая Русь и ныне добрыми людьми».

В ноябре 1910 года крестьянами был установлен обязательный по 15 копеек сбор с каждой души мужского и женского пола, имевших желание войти в состав будущего прихода. Особые пожертвования сделали жители г.Кронштадта: диаконские и псаломщические облачения, три пары запрестольных икон, паникадило, пару хоругвей и шесть подсвечников, а сестра и брат Тимофеевы на собственные средства изготовили в Петербурге для Вондожского храма иконостас, стоимостью 3 тыс.рублей. Поступили пожертвования от крестьянина Смоленской губернии Семена Зверева — Евангелие в серебряном окладе, медные «подзлащенные» сосуды, чаша для водоосвящения, кропило, кадило, воздухи, богослужебные книги, от крестьянина Кадниковского уезда Михаила Маракасова — кусок парчи для облачений престола и жертвенника. Некоторые крестьяне жертвовали зерно, холст и другие предметы для продажи, что записывалось в особо выданную книгу.

1 декабря 1912 года крестьяне в прошении к Его Преосвященству Александру, епископу Вологодскому и Тотемскому, писали: «Все мы прихожане в количестве 2000 душ обоего пола, как один человек, ждем сего нареченного и святого дня, когда освятится наш храм, и от него, до скончания мира, потекут реки воды живой, то есть благодати Божией, милующей, оправдывающей, освящающей и спасающей верующих, кающихся и доброделающих христиан. Сей день освящения нашего храма будет нашим духовным праздником и воспламенит наши сердца любовью к Богу и святому храму и укрепит нашу православную веру и благочестие, кои в нынешнее смутное время так быстро оскудевают…».

10 декабря 1912 года благочинный 3 округа Кадниковского уезда священник Анатолий Петропавловский в рапорте Его Преосвященству, Преосвященнейшему Александру, епископу Вологодскому и Тотемскому, свидетельствовал, что «…означенный храм постройкою совершенно окончен» и построен на личные средства крестьян 12-и деревень и на пожертвования «доброхотноподателей». На рапорт благочинного была наложена следующая резолюция епископа Александра: «1912 г. Декабря 12. Новоустоенный храм разрешается освятить при предстоятельстве о.благочинного. По освящении храма приписать к Шапшинской Николаевской церкви».

22 января 1913 года при предстоятельстве местного благочинного священника и участии священников Николаевской Шапшинской, Фроло-Лаврской Кумзерской, Ильинской Азлецкой, Космо-Дамиановской Яхренгской церквей и громадном стечении богомольцев (до 4500 человек) освятили вновь устроенный одноэтажный храм в честь Успения Божией Матери на реке Вондаш. Так, в течение десяти лет был построен новый деревянный храм с колокольней (6 медных колоколов, весом 44 пуда) — предмет радостных ожиданий христолюбивых крестьян.

15 сентября 1917 года «благоизволением» Преосвященнейшего Александра, епископа Вологодского и Тотемского, был учрежден новый самостоятельный приход Успения Божией Матери. Священником прихода Вологодским епархиальным начальством назначен был Константин Суровцев. Он родился 12 мая 1871 года в семье диакона Троицкой Комельской церкви Грязовецкого уезда. В 1889 году окончил Вологодское духовное училище, а затем и духовную семинарию, был благочинным 3-го благочиния.

Сложное время переживала Россия в начале прошлого века. В конце 1925 года в списке верующих Успенской Вондожской общины было 873 человека в возрасте от 14 до 78-и лет. Недолго длилась радость прихожан храма. 16 февраля 1930 года священник Константин Суровцев был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», он организовал и провел собрание духовенства и «активных церковников» без разрешения административных органов. 27 мая 1930 года по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан в Коми область на три года. Дальнейшая судьба неизвестна. 24 июля 1989 года — реабилитирован. Сведений о времени закрытия Успенской Вондожской церкви обнаружить не удалось. Очевидно, она была закрыта в 1930-е годы, как и большинство храмов Вологодской епархии.

Прошли годы… Ушло из жизни поколение тех, кто с таким трудом возводил храм, но осталась память, память духовная. Я вспомнила свою бабушку Серафиму, прихожанку Успенской Вондожской церкви. Она воспитала шестерых детей. Терпеливая и добрая ко всем, она окружала и нас любовью и вниманием. Горячо молилась Богу и в трудную минуту уповала на Божью волю. Иногда в дом заходили сирые и убогие, которых бабушка привечала и всегда оказывала им милость. И эту любовь к Богу и ближнему она передала своим детям. Все они стали благочестивыми людьми. Вспоминаю свою маму, для которой посещение храма было духовным праздником. Уходя в мир иной, она молилась Богу. И я, прожив полвека, хотела бы сказать, что я тоже из поколения начала XX в., поколения христолюбивых крестьян.

История Успенской Вондожской церкви Кумзерской волости Кадниковского уезда — пример любви и заботы наших предков о духовном состоянии молодого поколения. Великий пастырь земли Русской праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Возвратись Россия к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви — матери своей, и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время».

Татьяна Еркова, государственный архив Вологодской области


Марина Зуйкова  18 августа 2020

Приписная (к церкви Николая Чудотворца на Шапше) Вондожская Успенская церковь (д. Шемякино), деревянная, освящена 22 января 1913 г. Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм устроен на средства крестьян 12 деревень, ходатайствовавших о выделении в самостоятельный приход.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=831



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.