ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Константиновка. Церковь Константина и Елены.


Церковь. Не действует.  
Год постройки:1900.
Адрес:
Новосибирская область, Татарский район, село Константиновка

Координаты:54.932961, 75.871282


Добавить фотографию

Фотографий пока нет





Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  6 июня 2013

Константиновка находится в 36 километрах к юго-западу от Татарска, расположенном на Транссибирской магистрали, в 25 километрах к западу от железной дороги Татарск — Карасук, в 22 километрах от границы с Омской областью. Село основано в XIX веке крестьянами — переселенцами из Харьковской губернии.

Главная достопримечательность села — каменная однопрестольная церковь во имя святого равноапостольного царя Константина и царицы Елены. Церковь освящена 28 мая 1900 года. Церковь была построена под руководством В. И. Вейса на средства Фонда имени Александра III. Князь Константин Константинович, внук Николая I пожаловал церкви икону — образ святых царя Константина и царицы Елены. Вместе с церковью были построены дома для священника и псаломщика и церковноприходская школа. На начало XXI века церковь не функционирует, в здании расположена колхозная мельница.

В Константиновке также находится памятник истории — братская могила борцов за власть Советов. Рядом с могилой установлен обелиск.

Как сообщает сайт прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Татарска прихожане Покровского храма и настоятель о.Александр ездили в деревню Константиновка Татарского района в храм св.Константина и Елены для уборки мусора и наведения порядка. Батюшка занимался оглашением и крещением местного населения. (27.10.2011 сайт «Образование и Православие» Новосибирской митрополии http://www.orthedu.ru/)


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  4 ноября 2018

Каменная однопрестольная церковь в пос. Константиновском (в настоящее время — с. Константиновка) была возведена в 1900 г. (освящена 20 мая 1900 г.) под руководством крестьянского начальника В.К. Вейса на средства из фонда имени Императора Александра III. Церковь названа в честь святых, иконный образ которых был пожалован церкви Великим Князем Константином Константиновичем. При церкви были построены дома для священника и псаломщика и саманная школа, вероятно, возведенная ранее 1899 г. Церковь возведена, предположительно, по образцовому проекту каменной церкви на 350 человек согласно «Атласу планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» 1899 года (проект № 32 издания 1911 г.). До недавнего времени здание церкви использовалось в качестве производственных помещений для колхозной мельницы, что было характерным явлением в годы советской власти. 

Церковь расположена на южной окраине села, на свободной территории, не имеющей четких границ, без каких-либо вспомогательных или служебных сооружений. Расположенная на равнинных землях Барабинской степи и окруженная невысокими сельскими зданиями церковь является доминантой ландшафта. Здание церкви ориентировано традиционно строго по сторонам света и вытянуто по оси с запада на восток. Тип церкви трехчастный «кораблем», состоящий из последовательно размещенных на одной оси притвора с колокольней над ним, небольшой трапезной, объема кафоликона и апсиды.

Притвор, лишенный колокольни, и трапезная в настоящее время представляют единый объем, перекрытый более поздней кровлей. В плане его размеры составляют 6,3 на 8,5 м, по внешнему обмеру, при толщине внешних стен притвора около 1,5 м и трапезной до 1 м. Высота по внешнему обмеру 3,9—4 м от уровня цоколя. В южной и северной стенах притвора и трапезной расположено по оконному проему. В экстерьере с южного и северного фасадов притвор выделен фланкирующими пилястрами и двумя рядами вертикальных лопаток по сторонам от окон. Трапезная лишена декоративного оформления, помимо обрамления оконного проема. Ранее, судя по типовому проекту, притвор составлял единое целое с объемом колокольни. Пилястры и лопатки соединялись арками, композиционно перекликаясь с декоративным решением кафоликона. Таким образом, трапезная представляла собой низкий, лишенный декора переход от вытянутого по вертикали объема притвора с колокольней к объему кафоликона.

Объем храма (кафоликон) бесстолпный, кубической формы, в плане размером 10,4x9,9 м и высотой 7 м по внешнему обмеру (4,9х4,7х3,3 саженей). Толщина стен от 0,8 до 1,0 м. Пространство храма перекрыто восьмилопастным сводом с высотой подъема 3,5 м. Переход от квадратного объема кафоликона к восьмилопастному своду осуществлен через тромпы. Объем храма перекрыт оригинальной шатровой кровлей со скошенными гранями, первоначальное покрытие которой частично сохранилось. Первоначально, согласно образцовому проекту, кафоликон был увенчан пятью главками: центральной и четырьмя угловыми, утраченными в настоящее время. Кровля в настоящее время находится в аварийном состоянии. В интерьере все части здания церкви соединены арочными проемами, ширина которых расширяется от западного входа к алтарю.

С востока к объему храма примыкает полукруглая апсида. Ее размеры в плане составляют 4,6 м в ширину и 6,2 м в глубину по внешнему обмеру, при толщине стен 0,9—1 м. Так же как и у кафоликона, сохранилось историческое покрытие полусферической крыши. Входы расположены с трех сторон: со стороны притвора главный западный вход, а также южный и северный входы непосредственно в кафоликон, что является отступлением от типового проекта. Согласно образцовому проекту на месте входов должны были располагаться большие окна в русско-византийском стиле с богатым декоративным решением.

Окна размещены с южного и северного фасадов, в объемах колокольни, трапезной и апсиды. В объеме апсиды расположено два оконных проема, ориентированных на север и юг. Оконные проемы, шириной до 0,8 м и высотой 1,9 м, имеют полуциркульную форму и украшены простыми наличниками с килевидными арками.

Декоративное оформление фасадов церкви представлено плоскими лопатками, пилястрами, полуциркульными арками с килевидным завершением в большинстве случаев, горизонтальными подоконными и подкарнизными профилированными поясами, протянутыми по всему периметру здания. На идентичных южном и северном фасадах главенствует кубический храмовый объем. Декоративные лопатки в виде пилястр кафоликона, объединенные полуциркульной аркой с килевидным завершением, условно делят его фасад на три части: боковые, украшенные простыми филенками, и центральную, в которой размещаются соответственно южный и северный входы, обрамленные порталами. Порталы южного и северного входов повторяют композицию полуциркульной арки на пилястрах кафоликона, но без килевидного завершения.

Притвор со стороны южного и северного фасадов, так же как и основной объем, выделен пилястрами и украшен двумя рядами лопаток по сторонам от окна. С западного фасада притвор фланкируют пилястры, по центру расположен вход, имеющий, так же как северный и южный, портал в виде арки на пилястрах.

В настоящее время церковь пустует и находится в аварийном состоянии. Утрачены колокольня, луковичные главки, крыльца, штукатурная облицовка фасадов, пол внутри церкви, в плохом состоянии находится внутренняя отделка. Для новых функций были сделаны деревянные пристройки и в стенах кафоликона прорублены сквозные отверстия. Сравнение фотофиксаций 1992 и 2015 гг. показало, что за последние 25 лет здание потеряло часть кровельного покрытия, в том числе исторического.

Строительство зданий, в том числе и церковных сооружений, по образцовым проектам было распространенным явлением на протяжении всего XIX в. и в начале XX в. Первый альбом образцовых проектов церквей вышел в 1824 г. и включал в себя собрание планов и фасадов церквей в стиле классицизма. В 1838 г. был выпущен альбом чертежей с проектами церквей К. Тона в русско-византийском стиле, которые по высочайшему распоряжению желательно было принимать при составлении проектов и строительстве храмов.

В 1899 г. был издан «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях, изданных святейшим синодом». В 1911 г. Атлас был переиздан. Предположительно проект №32 издания 1911 г., принятый для сравнительного анализа с существующим зданием, соответствует этому же номеру проекта издания 1899 г. (лист утрачен).

В основном размеры и пропорции выполнены согласно образцовому проекту, представленному в Атласе. Увеличена толщина наружных стен, что является влиянием климатических особенностей региона. Как уже упоминалось выше, оконные проемы кафоликона в русско-византийском стиле заменены входами с порталами, аналогичными западному.

Исследователями отмечается сходство типовых проектов церквей, выпущенных Священным синодом в 1899 г., с проектами церквей, представленных в издании «Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном» 1838 г. «Однако в проектах сооружений ближайших учеников и приемников Тона можно видеть не прямое повторение, а только влияние его образцов». Образцовый проект № 32 имеет явное сходство объемно-пространственной композиции с проектом церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина».

Данный тип храма был довольно популярен и распространен как в Сибири, так и в европейской части России. «В петербургской округе из образцовых проектов наибольшее распространение получил проект трехчастного бесстолпного храма «кораблем», увенчанного одной луковичной главой, с обширной вытянутой по оси трапезной и шатровой колокольней над папертью (по образцу храма в имении Синявина из тоновского альбома). Такие храмы были экономичны и просты в исполнении, они рассчитаны были на небольшое число молящихся, что хорошо подходило для сельских приходов».

Сравнивая стилистическое решение проектов 1838 г. и 1911 г., можно отметить значительное его изменение. Если в проекте Тона стилистика церкви простая, лаконичная, тяготеет к русской архитектуре второй половины XVII в., то архитектура фасадов образцового проекта 1911 г. значительно богаче, выполнена в русско-византийском стиле, дополненная классическими элементами и приемами. Дверные проемы северного и южного фасадов заменены окнами со сложным обрамлением, увеличены пропорции кафоликона относительно всего объема церкви. Церковь, построенная в с. Константиновка, в свою очередь, имеет более упрощенное декоративное решение, по сравнению с проектным.

Согласно сборнику «Сибирския церкви и школы», в период с 1900 по 1902 г. в Казатульской волости Каинского уезда Томкой губернии (в настоящее время часть Татарского района) по тому же типовому проекту построено еще четыре церкви: церковь во имя Св. Евангелиста Луки в пос. Моховом (ныне не существует), церковь во имя Св. Марии Магдалины в пос. Михайловском (ныне Первомихайловка), церковь во имя Муч. Татианы в пос. Николаевском (ныне Николаевка), а также, как следует из материалов сборника ГАУ НСО НПЦ «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области», — церковь Св. апостола и евангелиста Луки в пос. Купино (ныне г. Купино). Из перечисленных сохранилась церковь в г. Купино, а представление о внешнем облике церкви в пос. Николаевском дает фотография, представленная в сборнике «Сибирския церкви и школы».

Насколько можно судить по сохранившимся данным, все три церкви имеют практически идентичную композицию фасадов, отличаясь лишь решением некоторых декоративных деталей, и в общих чертах следуют образцовому проекту, хоть и с существенным упрощением декора. Значительным отличием от церкви в пос. Николаевском, является замена дверных проемов оконными на южном и северном фасадах здания, также выявленная и в рассматриваемой церкви в с. Константиновка.

Строительство такого большого количества каменных церквей (помимо деревянных, построенных в этот период в Казатульской волости), при том что каменное строительство в Сибири в начале ХХ в. оставалось дорогим, связано, вероятно, с большим притоком переселенцев и предназначением данных земель под переселенческие участки. Исследователи отмечают, что более охотно разрешения на строительство церквей и финансирование выдавались именно для населенных пунктов, предназначенных переселенцам, какими являлись пос. Константиновский, Купино, Николаевский и др. «Комитет Сибирской железной дороги ставил перед собой задачу не только экономического, но и культурного освоения Сибири. В 1894 г. был поднят вопрос о сооружении церквей и школ на главных станциях Великого Сибирского пути за счет «остатков от строительных кредитов». Также на строительство некоторых из перечисленных церквей были внесены пожертвования частными лицами.

Проведенное исследование и сопоставительный анализ с образцовыми проектами и аналогичными церквями, построенными в этот же период в Татарском районе, показал преемственность развития типовой церковной архитектуры в русской провинции. Также были выявлены некоторые особенности, характерные для архитектуры Сибири, такие как значительное увеличение толщины внешних стен и упрощение декоративного решения фасадов. В стилистике построенного здания исчез русско-византийский стиль. Декоративное оформление скорее перекликается со стилистикой проекта К. Тона простыми, лаконичными формами. В декоративном оформлении церкви использованы элементы и приемы классической архитектуры и мотивы русского церковного каменного зодчества XVI в.

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-tserkvi-vo-imya-svyatogo-ravnoapostolnogo-tsarya-konstantina-i-tsaritsy-eleny-v-s-konstantinovka-tatarskogo-rayona

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.