ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Вишневогорск. Сунгульский скит (старообрядческий).


Скит.  Утрачен.  
Год основания:1811.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Челябинская область, Каслинский район, Вишневогорск

Координаты:55.9725, 60.6781


Добавить фотографию
Сунгульский скит (старообрядческий) - Вишневогорск - Каслинский район и г. Снежинск - Челябинская область
Григорий
2 ноября 2012
Сунгульский скит (старообрядческий) - Вишневогорск - Каслинский район и г. Снежинск - Челябинская область
Григорий
2 ноября 2012
Сунгульский скит (старообрядческий) - Вишневогорск - Каслинский район и г. Снежинск - Челябинская область
Григорий
2 ноября 2012
Сунгульский скит (старообрядческий) - Вишневогорск - Каслинский район и г. Снежинск - Челябинская область
Григорий
2 ноября 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Григорий,  9 ноября 2012

Сунгульский скит возник благодаря владельцу Каслинского завода старообрядцу Льву Расторгуеву. Приобретя завод, он прежде выстроил часовню в самом заводском поселке, а затем в 1811 г., профинансировал старообрядческий  монастырь. В  Каслинском заводе была открыта староверческая церковь, а в 1811 г. в 20-25 километрах от завода образован Сунгульский старообрядческий скит – мужской монастырь. Рядом с этим местом находится теперь пос. Вишневогорск.

Сунгульский монастырь жил на пожертвования богатых купцов и хозяев завода. Пожертвования поступали и из центральной России. На противоположном берегу оз. Сунгуль у монастыря было подсобное хозяйство, где содержали коров, возделывали поля. Монастырские земли тянулись от места, где сейчас находится санаторий «Березка» и до Ближнего Берегового.

Вокруг монастыря обитали в лесах одинокие скитники и целые семьи. На острове, напротив монастыря, жил с семьей скитник Никодим. В районе, где сейчас Вишневогорское лесничество, жили семейные скитники. В горах скрывались одинокие скитники: Ерема – на горе Еремиха, Кобелев – на горе Кобелиха. Возле речки, что около «Монашек», сохранились кельи Максимова и Вассы. Напротив скита содержал лодочную станцию (там она и сейчас) башкир Мендарка – двоюродный брат Салавата Юлаева.

Из статьи Е.Дроздовой


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  26 марта 2017

В 1811 году у восточного склона Вишневых гор, на берегу озера Сунгуль старообрядцами был основан монашеский скит, который существовал до советских времен. Сунгульский скит возник благодаря владельцу Каслинского завода старообрядцу-беспоповцу, главе старообрядческой общины, Льву Расторгуеву. Приобретя завод, он прежде выстроил часовню в самом заводском поселке, а затем в 1811 году профинансировал старообрядческий монастырь. Вокруг монастыря обитали в лесах одинокие скитники и целые семьи. На острове, напротив монастыря, жил с семьей скитник Никодим. В районе, где сейчас Вишневогорское лесничество, жили семейные скитники. В горах скрывались одинокие скитники: Ерема – на горе Еремиха, Кобелев – на горе Кобелиха. Возле речки, что около «Монашек», сохранились кельи Максимова и Вассы. Напротив скита содержал лодочную станцию (там она и сейчас) башкир Мендарка – двоюродный брат Салавата Юлаева.

В Каслинском заводе была открыта староверческая церковь, а в 1811 году в 20-25 километрах от завода образован Сунгульский старообрядческий скит – мужской монастырь. Рядом с этим местом находится теперь поселок Вишневогорск. Сунгульский монастырь жил на пожертвования богатых купцов и хозяев завода. Пожертвования поступали и из центральной России. На противоположном берегу озера Сунгуль у монастыря было подсобное хозяйство, где содержали коров, возделывали поля. Монастырские земли тянулись от места, где сейчас находится санаторий «Березка» и до Ближнего Берегового.

В старообрядческие скиты брали на обучение детей с 7 лет и до совершеннолетия. Обучали грамоте, пению, рукоделию, вышивке бисером. Это все тоже практиковалось и на Сунгульском скиту. За обучение вносилась плата деньгами, одеждой, утварью. У многих мирян в скиту проживали родственники, навещая которых привозили скиту дары и денежные пожертвования.

Каслинские и кыштымские старообрядцы до сих пор хранят память о старцах и старицах, живших на Сунгульском ските. Их стараниями в 1994 году на месте иконостаса скитской часовни был установлен деревянный крест. Он установлен земляком вишневогорцев Борцовым Н.Д. при содействии руководителя старообрядческой общины города Челябинска Столбикова В.И. Местный Сунгульский скит и молельни были высокопочитаемы далеко за их пределами. В лучшие времена Сунгульского скита братия его насчитывала несколько десятков человек. Пожертвования в него поступали из Москвы и богатой Сибири.В 1837 году скит пришел в разорение, в нем доживали век несколько старцев и стариц. На заводе они не бывали, провизия им доставлялась в скит. Большинство монахов ушло в Сибирь.

Ранее на острове был мужской монастырь. Позднее остров стал полуостровом, назывался полуостров «Монашки» (потому как там образовался женский монастырь). В большом болоте, которое с юго-востока примыкает к монастырю, есть остров, на котором жили три старицы, и там была найдена чудотворная икона. После отмены крепостного права и возрождения скита на этом месте был организован уже женский монастырь.

Монахи жили в кельях, вырытых в земле и выложенных природным необработанным камнем. В стене кельи имелась ниша небольших размеров. Недалеко от кладбища находился колодец кувшинообразной формы, выложенный необработанным камнем. Вода в колодце считалась святой.

На монастырском кладбище были две особо почитаемые могилы: старицы черноризницы Елены и старца Леонида. В настоящее время могилы на кладбище варварски вскрыты грабителями кладоискателями. Около одной из них еще в 1990 году была табличка с надписью: «Дунаев Данил Егорович. 1890-1953 гг.». По рассказам самих кладоискателей, в могилах они находили только старинные оловянные крестики. Но был случай, когда они наткнулись на тело похороненной молодой женщины, нетронутое тленом. В страхе кладоискатели разбежались. Что стало с телом – неизвестно. Неизвестна и судьба мощей почитаемого Святым старца Леонида. Ходят слухи, что мощи его в свое время были вывезены.

Со стороны озера хозяйственные постройки и часовня были огорожены каменной стеной в 2 метра высотой. К воде был оставлен 3-х метровый проход, выложенный ступенями. Сразу за стеной начиналась ровная небольшая терраса, за которой в горе были устроены монастырские погреба. Все монастырские постройки, за исключением часовни, были перекрыты одной сплошной крышей и тянулись от берега в гору в виде П–образного укрепления, прижатого к каменной стене, что на самом берегу озера. Эта стена надежно прикрывала скитников от холодных ветров в ненастную погоду. В настоящее время там не оставлено камня на камне. Все разбито и разграблено, могилы вскрыты «кладоискателями». А ведь до 70-х годов ХХ века скит простоял почти в неизмененном виде.

Челябинским Управлением культуры Сунгульский старообрядческий скит (монастырь) внесен в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Касли и района и подлежит охране в соответствии с требованиями Закона РФ.

http://navigator.starove.ru/item/sungulskij-staroobryadcheskij-skit-vishnevogorsk/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.