Место, где появился первый деревянный храм в Лужках около деревни Строкино Раменского района, было отмечено чудесным явлением иконы мученика Никиты в можжевеловом кусте на болоте. Нынешняя каменная Никитская церковь была построена в XIX веке, хотя внешне напоминает более древние храмы. Церковь не закрывалась в советские годы. Здесь не прекращались молитвы перед списком Новоникитской иконы Божией Матери и великомученику Никите.
Название места, где стоит церковь святого мученика Никиты, в старину имело несколько вариантов: погост Лужки, погост Ложки, погост Лужок и погост Никитский. Исторически погост относился к ныне несуществующему Бронницкому уезду. Термин «погост» обозначал особый вид поселения в дореволюционной России наряду с деревней, селом, сельцом, пустошью. Отличительным признаком этих сходных сельских территориальных единиц было, прежде всего, наличие в них храма или барской усадьбы. Например, «селом» называли деревню с церковью, а «сельцом» – деревню с двором помещика. Погостом назывался населенный пункт, состоящий из церкви и нескольких дворов священников и церковнослужителей. Часто этот вид специализированного поселения духовенства называли также «поповкой». Однако погост, внешне напоминая небольшой монастырь или пустынь, принципиально отличался от монашеской обители. Дворы при церкви принадлежали только белому женатому духовенству, а церковь являлась приходской для крестьян нескольких соседних деревень. Так, еще в XVII веке к погосту Лужки относились близлежащие деревни Строкино и Перино.
Этимология слова «погост» восходит к глаголу «гостить», напоминая о давних временах, когда так называли гостевые дворы на пути следования князей во время сбора дани. Со временем погосты преобразовались в поселения семей священников вокруг церкви, а позже стали синонимами кладбищ, поскольку могилы устраивали обычно у храма.
Начало погоста Лужки и Никитского храма связано с явлением чудотворной иконы. Древнее предание говорит, что первый деревянный храм построили на месте можжевелового куста в болоте, где крестьяне нашли икону великомученика Никиты Готского. Сначала церковь хотели возвести не в болоте, а рядом на возвышенности, но чудотворный образ возвращался к кусту, указывая, что церковь нужно строить именно в этом месте. Сюжет подмосковной легенды напоминает историю знаменитой ростовской святыни – Годеновского креста. В XVвеке пастухи увидели в болотах яркий свет, парящий в воздухе крест и Николая Чудотворца, который велел построить церковь среди непроходимых топей. Узнав от пастухов о видении, ростовский епископ послал к болоту строителей, которые не могли поставить сруб в зыбком месте и поэтому сложили деревянный храм рядом на возвышенности. Однако на следующий день сруб церкви чудесным образом переместился в болотистое место, указанное в видении пастухам.
Главный престол церкви в Лужках освящен в честь мученика Никиты, а два придела – в честь святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Особо почитается в храме список Новоникитской иконы Божией Матери, празднование которой совершается 15 сентября (28 сентября по новому стилю) в один день с памятью святого Никиты. К слову, празднование святому и иконе происходит на следующий день после двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, поэтому и мученик Никита, и младенец Иисус на Новоникитском образе держат в руках крест. Иконография Новоникитской Божией Матери основана на апокрифе о Никите Бесогоне. В нем говорится, как святой еще до обращения в христианскую веру увидел во сне крест, а на утро искал человека, который бы истолковал видение. Блаженная Ульяна показала Никите энколпион – медальон в виде креста с изображением Богородицы. Увидев изображение, Никита воскликнул: «Воистину это то самое видение, что я видел ночью!» Бывший воин крестился и принял мученическую смерть за Христа.
Как сообщает Писцовая книга, в 1623—1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения». Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу ХVII века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине ХIХ века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Закладной камень в основании сей церкви был произведён в 1858 году.
Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. в архаичных формах с двумя зимними приделами в трапезной: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил от благотворителей большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковноприходская школа, сторожка и сарай. Никитский храм превратился в начале ХХ века в центр образования для всей округи. Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.
Первые гонения на Никитскую церковь начались после большевистского переворота. В 1922 году из храма было конфисковано большое серебряное распятье и ценные оклады с икон. Отправлены были на переплавку и бронзовые купола. Колокол в 209 пудов был сброшен с колокольни и разбит кувалдами, после чего увезён на переплавку. Богослужебная жизнь Никитского прихода стала очень тревожной. Многие местные жители боялись ходить в храм. За теми, кто всё же ходил в храм, велось наблюдение уполномоченными комсомольцами. Двери Никитской церкви по распоряжению местных властей закрылись для прихожан в конце 30-х годов, но уже в 1942 году храм был снова открыт, по многочисленным просьбам оставшихся жителей этой округи.
После войны Никитский храм вновь находится под пристальным вниманием властей. Советские чиновники хотели бы полностью прекратить жизнь церкви, для "региональных партийцев" самыми хорошими были закрытые храмы, особенно в 1960-е годы, во время "Хрущёвских гонений"...
Конец 1980-х годов стала периодом возрождения храма великомученика Никиты в селе Строкино (Лужки) и духовной жизни в округе. В храм потянулась молодежь. Усилиями настоятелей и прихожан храм отреставрирован снаружи, позолочены купола, восстановлены настенные росписи и деревянная резьба иконостасов. С сайта:
https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков и сайта: Паломничество в Строкино, Храм Великомученника Никиты (Строкино) – Азбука паломника (azbyka.ru)