ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Всех Святых
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1900 и 1904.
Архитектор:С.У. Соловьёв
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, с. Добрыниха, стр. 16

Координаты: 55.18181, 37.706087
Проезд:с Курского вокзала электричкой в направлении Чехов, Серпухов до ст.Столбовая, далее авт. №31 до ост. Добрыниха





Сортировка:

Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с запада<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
7 апреля 2018
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
oldboy
30 июня 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, восточный фасад<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Попасть к церкви проблематично - огорожена 2 метровым кирпичным забором и находится на территории психиатрической больницы<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Попасть к церкви проблематично - огорожена 2 метровым кирпичным забором и находится на территории психиатрической больницы
Владимир Козлов
3 июня 2006
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Успенский собор
Андрей Агафонов
1 июня 1999
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
19 октября 2016
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 октября 2015
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, современное покрытие закомары, юго-западная глава<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
современное покрытие закомары, юго-западная глава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, аркатурно-колончатый пояс, южный фасад<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
аркатурно-колончатый пояс, южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, реставрируемое панно на центральной апсиде<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
реставрируемое панно на центральной апсиде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, южная апсида, фрагмент<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
южная апсида, фрагмент
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
7 сентября 2011
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999
Андрей Агафонов
1 января 1980
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1904—1917,Направление съемки:восток с сайта https://pastvu.com/p/323631<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
1904—1917,Направление съемки:восток с сайта https://pastvu.com/p/323631
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Из частной коллекции Михаила Мещанинова<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Из частной коллекции Михаила Мещанинова
Михаил Мещанинов
??
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение". Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил.Сохранившаяся роспись на сводах Успенского собора.<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил.Сохранившаяся роспись на сводах Успенского собора.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
26 июля 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир Козлов  14 сентября 2005

В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма, проект которого выполнил академик архитектуры С. У. Соловьев, а декабре 1900 года графиня передала общине всю землю, которой владела (более 1071-й десятины).  Архитектор С. У. Соловьев создал уникальный проект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца XVI — начала XVII столетия в древне-русском Ростово-Суздальском стиле. Украшенный золочеными крестами пятиглавый собор имел три притвора — с северной, западной и южной стороны. Собор имел два престола: главный посвящен Успению Божией Матери, а придельный с правой стороны в честь Всех святых. Алтари от храма отделялись невысокими каменными, украшенными живописью и золоченой резьбой иконостасами с небольшими вратами. Храм был расписан в древнерусской манере масляной живописью художниками Соколовым и Н. Пашковым. Роспись во многом сохранилась и до наших дней.

Строительство собора заняло четыре года и 22 августа 1904 г., было совершено его великое освящение. Службу возглавлял Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), ставший впоследствии священномучеником. Ко времени освящения собора в богадельном корпусе была открыта вторая домовая церковь во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного, а на кладбище для отпевания усопших поставлена деревянная на каменном фундаменте часовня. Число же сестер в общине достигло 200.

Говоря современным языком, при общине «Отрада и Утешение» был создан образцовый реабилитационный центр, не имевший в то время аналогов в мире. В соответствии со святоотеческим учением, его основу составляло прежде всего духовное обновление человеческой души. Матушка Магдалина для осуществления своего богоугодного замысла построила также церковно-приходскую школу, приют для бедных детей, больницу, двухэтажный сестринский корпус с домовым храмом и богадельню. Кроме того в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения.

К 1913 году в «Отраде и Утешении» проживало 130 монашествующих и сестер милосердия, 50 обитателей богадельни, 30 детей-сирот в возрасте от двух до 14 лет воспитывалось в приюте. За счет настоятельницы Магдалины содержалась и частная лечебница. До революции, в 1916 году община получила 41,5 тысячи рублей дохода, тогда как собственные расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. 3начительные доходы (более 6 тысяч рублей), были получены от продажи скота, плодов, овощей и меда.  В том же году община «Отрада и Утешение» выделила на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более двух тысяч рублей. К 1917 году у общины насчитывалось капитала на сумму 412 тысяч рублей. В годы революции и гражданской войны все эти средства были потеряны, но община выжила за счет своей трудовой деятельности. К 1920 году в ней числилось 113 человек, состоявших из крестьянок в возрасте от 18 до 59 лет. После революции общине пришлось изменить название: сначала она называлась трудовой, а потом — совхозом. В те же годы пахотная земля у монастыря была отобрана, и сестрам было оставлено лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли. Несмотря на трудности, матушка находила возможность помогать людям, потерявшим во время революции дома и средства к существованию. В общине нашли приют и участие: княгиня Екатерина Петровна Васильчикова, княгиня П. А. Ширинская-Шахматова, дочери военного инженера генерал-майора Д. Языкова — Анна и Наталия.

После создания устава сельхозартели общим собранием было решено «организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семеноводчеству». Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. «Артельщицы» трудились в меру физических сил, и все доходы поступали в общую кассу. Личное имущество насельниц состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Община имела общий стол. Со склада для выполнения различных работ выдавались сапоги, валенки, пальто и все необходимое для труда. Рабочий день продолжался восемь часов. С 1925 года в общине был введен шестипольный оборот, и хозяйство считалось образцовым. Крестьяне из соседних деревень, видели здесь для себя образцовый пример организации сельскохозяйственного труда. Управление формально осуществлялось советом артели — на самом деле, влияние матушки Магдалины по-прежнему оставалось определяющим.  27 сентября 1927 года президиум Серпуховского исполкома принял решение о ликвидации артели «Добрыниха» и создал ликвидационную комиссию. В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора. Уполномоченный МОЗО, выехавший в Добрыниху, дал следующее заключение: «собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет, ликвидацию собора разрешить».

После закрытия артели здания монастыря использовались под различные нужды, некоторое время они относились к подсобному хозяйству АМО. В 1934 году в монастыре открылась Московская городская психиатрическая больница. Во время войны в 1943–1945 годах ее возглавлял известный психиатр — академик Олег Васильевич Кербиков. Величественный Успенский собор значительно пострадал за годы советской власти. В настоящее силами настоятеля и прихожан ведутся реставрационные работы.

О сегодняшнем состоянии обители рассказывает настоятель храма игумен Антоний.  «Первая литургия совершилась 3-го февраля 1992 года в Успенском Соборе. С августа 1994 года Община приступила к реставрации Успенского собора, возведению деревянных лесов, при активном участии супругов Марьиных и НПП «Климат» (директор Г. И. Чухман).  Певчие М. Н. Скворчевский и Т. А. Осипова организовали замечательный хор.  Община не имела крупных благотворителей, поэтому реставрацию взялась вести своими силами: пошив рукавиц, различные подрядные работы, грузовые автоперевозки, организована мастерская по металлообработке.  И вот к 1997 году Собор завершает купол с крестом. В 1999 году возведены все купола Собора, укреплен подвал и восстановлен уникальный дренаж.  С 2000 года общину стали посещать родственники основательницы монастыря, матушки Магдалины, из Австрии, Германии, США, Швеции. Они навещают могилы своих родных, обмениваются с нами материалами, письмами и фотографиями о тех годах. Оказалось, что в Болгарии ныне здравствует одна из воспитанниц детского приюта Матушки — игуменья Серафима (княжна Ливен). От нее мы также получили интересные материалы.

К 2000-летию Рождества Христова Община поставила перед Департаментом здравохранения г. Москвы вопрос о закреплении за Церковью аварийного корпуса, которым фактически владеем уже несколько лет. В результате длительных переговоров с участием епископа Видновского Тихона и А. Ю. Салмина здание, наконец, было передано. Однако, для общины это не прошло гладко: до сих пор спасаемся без отопления и света — топим дровами и служим при свечах. А на дворе ХХI век!  В 2002 году, лишившись безобидного подспорья от работ в мастерских, община письменно обращается к организациям Москвы и области с просьбой о благотворительной помощи Успенскому собору. Итогом стало проведение полного объема каменных работ и возведение кровли. На праздничном воздвижении золоченых крестов 7 февраля 2004 года Господь явил небесное знамение — над Успенским собором, проплывая, остановился облачный крест, а солнце, разорвав плотные тучи, озарило собою крестовоздвиженское торжество православных.  В настоящее же время Община молитвами и трудами готовится к 100 летнему юбилею освящения новомучеником митрополитом Владимиром Успенского собора. С Божией помощью собираемся подготовить собор встретить праздник с участием правящего архиерея митрополита Ювеналия и воздать хвалу Богу за утверждение православия на еще одном уголке Домодедовской земли — с. Добрыниха».

http://www.sobordomodedovo.ru/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 октября 2020

В художественном отношении на территории женской общины "Отрада и утешение" наиболее значителен Успенский собор, заложенный в 1900 и оконченный в 1904 г. Четырехстолпный пятиглавый храм крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором с хорами наверху создан под воздействием форм древнерусского зодчества различных эпох. Здание с полуподвалом, на высоком цоколе, опоясывает аркатурно-колончатый фриз, прясла стен оканчиваются закомарами, по которым положена посводная металлическая кровля. Близки к владимирским образцам узкие удлиненные окна в профилированных амбразурах. Из трех порталов сохранился западный, в духе XVII в., луковичные главы утрачены.

Сдержанная архитектурная декорация некогда беленого здания удачно дополнена живописью в виде красочного сюжетного панно на стене центрального алтаря и мозаичной композицией в тимпане притвора.

Величественный и просторный интерьер собора, носящий черты домонгольского зодчества, освещен только верхним светом: из барабанов и окон, размещенных в два яруса. Отсутствие внутри храма восточной стены и иконостасов, замененных низкими алтарными преградами, позволило создать насыщенное воздухом пространство. Крестчатые столбы и лопатки на стенах сопрягаются с арками без посредства капителей или карнизов. Храм расписан Соколовым и Н.Пашковым в древнерусской манере масляной живописью холодных сине-голубых тонов. Расположенные регистрами сюжетные и орнаментальные композиции покрывают стены, столбы и алтарные преграды, средняя из которых украшена аркадой на полуколонках. В росписи центральной апсиды господствует Оранта.

Характерный представитель архитектуры 1890-х гг., двухэтажный Общинный дом с вестибюлем и церковью на поперечной оси обладает симметричной композицией и коридорной планировкой, одинаковой для обоих этажей. Балочные перекрытия сменяются в церкви сводами Монье. Сравнительно с соседними жилыми корпусами главный более наряден. Декоративный эффект в его сдержанном внешнем убранстве достигнут преимущественно цветовым контрастом неоштукатуренных стен с белеными наличниками и несложным кирпичным геометрическим орнаментом, зрительно объединяющим окна в вертикальные звенья. Обработка, общая для всех фасадов, дополнена красивым карнизом с консолями.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - М. 1908, № 519.; Ежегодник Общества архитекторов-художников: 1911. - СПб., 1911. - Вып. 6.; Московский архитектурный мир. - М., 1912. - Вып. 1.; МЦВ. - 1904.; ЦП AM, ф. 203. on. 461, д. 7. 1892 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.