ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Албай. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (старая).


Албай. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи , Екатерины Александрийской
Год постройки:Между 1873 и 1874.
Год утраты:2013 (поджог)
Адрес:
Республика Татарстан, Мамадышский район, село Албай, улица Центральная.

Координаты: 55.766296, 50.740354
Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов. Через 100 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть налево по указателю "Усали". Далее ехать по главной дороге, через 5,5 км на развилке в деревне Усали - налево (не направо на мост через реку Берсут). Потом около 12 км никуда не с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов. Через 100 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть налево по указателю "Усали". Далее ехать по главной дороге, через 5,5 км на развилке в деревне Усали - налево (не направо на мост через реку Берсут). Потом около 12 км никуда не сворачивая с главной дороги, до села Албай, котороое будет справа. Место, где была церковь, будет слева от дороги, в середине села. Там построена новая церковь.





Церковь Рождества Иоанна Предтечи (старая), , Албай, Мамадышский район, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
25 июня 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (старая), , Албай, Мамадышский район, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
25 июня 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (старая), , Албай, Мамадышский район, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
25 июня 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 июня 2012

До революции в с. Албай существовала не сохранившаяся до наших дней деревянная церковь Иоанна Предтечи постройки 1870 года.

В 1990-х гг. в селе был построен новый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В храм располагается православная крященская община. В настоящее время приход не имеет своего священника и богослужения совершаются нерегулярно.

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

В советский период в сильно перестроенном здании церкви размещался клуб. В конце 1990-х годов для клуба было выстроено новое здание поблизости, храм возвращен общине. Сгорел в результате поджога в ноябре 2013 года.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 февраля 2015

Село Арняш (Албаево). Деревянный Предтеченский храм в с. Арняшах, построенный в 1873 г., стоял в конце села на ровном месте. Жители Арняша и других деревень давно желали иметь свой храм. Не имея средств, они предполагали даже прибегнуть к займу…, но нашелся местный благотворитель из казанских купцов Иван Семенович Кривоносов, намеревавшийся построить церковь в одном из инородческих селений.

По указанию и храмозданной грамоте Антония, архиепископа Казанского, от 4 марта 1873 г. он устроил в центральной деревне Средних Арняшах деревянную церковь во имя Предтечи и Крестителя Иоанна с приделом св. вмч. Екатерины. При новой церкви приход образовывался из 912 душ муж. и 999 жен. пола указанных 4 деревень, выделившихся из Абдинского прихода. Освящение храма совершено 3 янв. 1874 г. председателем Братства св. Гурия Викторианом, еписк. Чебоксарским, викарием Казанской епархии. И. С. Кривоносов оказал материальную помощь селянам и при устройстве домов для священника и псаломщика.

Арняшский храм в одной связи с колокольнею, на каменном фундаменте, по внешнему виду представляет собою форму продолговатого одноэтажного корабля. Кресты на храме и на колокольне дубовые, обиты белой английской жестью; крыша четырехгранная, железная, окрашена медянкой. Храм длиною 12 саж. шириною 6 саж.; в нем с южной и с северной стороны по 6 окон, в церковь ведут трое дверей с западной, южной и северной сторон. Сосновые стены храма обшиты тесом и окрашены белилами. Фундамент из местного камня обшит тесом и расписан под кирпич. Церковь кругом обнесена решетчатой деревянной оградой с тремя деревянными воротами. На ограде рассажены в два ряда березки.

Алтарь внутри длиною 2 саж., шириною 2,5 саж. и вышиною 1,5 саж. В нем св. престол из дубового дерева. На св. престоле св. антиминс из льняной материи белого цвета, освящен Антонием, архиеп. Казанским 1873 г. декабря 9-го дня. Жертвенник тоже из дубового дерева. Дарохранительница в виде надгробного памятника, металлическая, чеканная, посеребренная пятиглавая на четверостолпии с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы. На горнем месте на стене изображение сидящего на троне Господа Иисуса Христа с предстоящей перед ним Богоматерью и Иоанном Предтечею… Царские двери решетчатые, вызолочены червонным золотом, с обычными изображениями. На правой стороне за клиросом в киоте образ св. вмч. Димитрия Мироточивого по золотому фону. Рядом с киот образ Воскресения Христова в позолоченной раме. За левым клиросом находится такой же киот с образом Покрова Пресвятой Богородицы. В средней части храма купол четырехгранный, окрашен темно-серой краской; в куполе изображены живописно ангелы и серафимы, числом 15, на выступе правой стены изображены три архангела, по сторонам купола - евангелисты. Стены храма окрашены зеленой краской, карнизы белой…

Вместе с церковью построена двухъярусная колокольня с конусообразной железной крышей с 4 окнами, высотой 11 саж. На ней 7 колоколов: большой с изображениями Спасителя, Божией Матери, св. Николая, вмч. Екатерины и 10 ангелов… На верху надпись: «жертва храмоздателя Казанского купца Иоанна Семеновича Кривоносова», весом 52 пуда 20 фунт.; второй - весом 25 пуд. 30 фунт.; третий - жертва Кривоносова, весом 12 пуд. 20 фунт.; четвертый - с изображением Божией матери и св. Николая, 5 пуд. 35 фунт.; пятый - с надписью о пожертвовании его Кривоносовым, 3 пуд. 3 фунт.; шестой - 1 пуд 19,5 фунт. и седьмой - 31,75 фунт. На первом, втором, пятом и седьмом колоколах написано, что их лили в Вятской губернии в г. Слободском братья Бакулевы. Церковные документы хранятся в особом шкафе и расположены в хронологическом порядке.

«Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии». Выпуск 6. Казань. Типография Императорского Университета, 1904 г.


Артур 955  3 июня 2017

Новый 1874 год начался для крещеных татар Казанской епархии новым отрадным событием. 3 января сего года была освящена церковь в селении Средний Арняш, Албаево Тожь, Мамадышского уезда. Недлинна, но весьма замечательна, летопись этой новой церкви. Жители этого селения частью русские, a частью крещеные татары, давно задумали иметь у себя храм Божий, но по бедности не могли ничего сделать. Они предполагали было прибегнуть к займу, но дело как то не удавалось и, слава Богу, к лучшему. Один из казанским купцов, братчикт. Братства св. Гурия, Иван Семёнович Кривоносов намеревался построить церковь в одном крещено-татарском селении, где церковь сгорела oть молнии. Прежде всего Иван Семёнович известил о своём намерении преосвященнейшего Антония, архиепископа Казанского и ожидал от него благословения на начин дела и архипастырских указаний. Если преосвященнейший укажет, по своему усмотрению, другое место, в котором еще более, нежели в предположенном мною, необходима церковь, я согласен поступить по воле и благословенно архипастыря говорит Иван Семёнович. Пред взором преосвященнейшего Антония открылось очень много месть, где бы необходимо устроить храмы Божии, как видимые оплоты христианства. При ежегодных обозрениях своей епархии, он лично ознакомился с разнообразными потребностями и крайними нуждами тех или другим местностей, и мы были свидетелями того, как он начал пересчитывать места. Но после разных соображений избрано было селение "Средний Арняш" как потому, что жители этого селения давно сами почувствовали крайнюю необходимость и храм, так и потому, что за пособием на apняшскую церковь члены Совета Братства св. Гурия Н.И. Ильминский обращался даже к Православному Московскому миссионерскому обществу. Кроме этих причин имелось ввиду и то обстоятельство, чтобы ускорением постройки церкви в Арняшax предупредить в этой деревне отпадение крещенных татар в Мухаммеданство.

Получив благословение и указ на построение церкви, Иван Семенович Кривоносов немедленно приступил к работам. Составлены были: смета и планы, подряжен благонамеренный подрядчик и началась работа. Русские и крещеные татары, будущие прихожане Арняшской церкви, изъявили желание подвозить лес для церкви и камень для фундамента. В то время как церковь строилась в Арняше, в Казани устроялся иконостас, писались иконы, шились разные церковные облачения и заготовлялись другие предметы, как-то: церковная утварь, колокола, богослужебные книги, все необходимое. Наконец, в конце 1873 года церковь была готова. Какою радостью исполнилось сердце строителя: будучи уже не молодых лет, Иван Семенович и сам особенно желал ускорить постройку. Пока живы, мне бы желательно все устроить самому, говорил он. И Господь утешил его. К 3 числу января 1874 г по распоряжению преосвященнейшего Антония прибыл в Средний Арняш из Казани председатель Братства св.Гурия, преосвященный Викторин епископ чебоксарский, викарий казанский, для освящения церкви. С преосвященным Викторином прибыли, по благословению архиепископа Антония и по желанию строителя, из Казани священник церкви при крещено-татарской школе Василий Тимовеев и священник Богоявленской церкви Евфимий Малов. С ними же прибыль доцент казанской академи Н.И. Остроумов, преподаватель миссионерских предметов против мухаммеданства. К этому же времени собрались и др. светские и духовные лица: местный благочинный протоирей Е.А. Антеноров, благочинный священник В.Е. Пеньковскй и некоторые другие священники и диаконы соседних, c Арняшскою церквей. Всенощное бдение (2 января) совершаемо было приходским священником А.О. Тихомировым. На литию и величане выходил преосвященный Викторин и прочее духовенство. Утром (3 января) совершена была священником села Елышева Козьмою Прокофьевым утреня. Отстоявши утреню народ не выходил из церкви, опасаясь не попасть в нее снова. В 8 часов утра совершено было освящение воды, а самое освящение церкви началось в 9 часов. Множество народа не только приходского, но даже из соседних приходов, из русских и крещённых татар, наполнили до темноты новый, для прихода довольно поместительный храм. За невозможностью пробраться и в саму церковь множество народа находилось в ограде не смотря на довольно значительный холод. Шествие вокруг храма со св. мощами воодушевило всех, особенно находящихся в ограде. Как освящение, так и литургия совершены были с возможной торжественностью. Пение совершалось на два клироса: на правом почти все пели по-татарски ученики казанской крещено-татарской школы и казанской учительской семинарии, а на левом по русски. Несколько псаломщиков с довольно стройными голосами.

В конце литурги преосвященный Викторин сказал весьма назидательное слово. Священник Василий Тимофеев стоял рядом с Его преосвященством и как только преосвященный Викторин высказывал какую-либо мысль, о. Василий переводил ее на татарский язык. При ясном переводе слово преосвященного было понятно и для крещённых татар. В своем слове преосвященный говорил о том, какое значение имеют христианские храмы. Нам особенно понравилась та часть слова, которая относилась к прихожанам самым существенным образом. "Вот, говорил преосвященный, ваш приходской священник будет преподавать святую христианскую веру внимайте и исполняйте законы Божий. Твердо держитесь христианской Веры.... Вот, Вы принесете сюда своих новорожденных детей.... Господи! В то время; когда эти дети омоются во св. воде крещения, освяти их Духом Твоими, Святым! Вот, если юноши и дочери ваши достигнут совершеннолетия и, с родительского благословения чрез приходского священника, будут сочетаться законным браком в этом храме... Господи! Скрепи их законный союз в любви и единомыслии, да будет онъ не растор- жимъ до им смерти, благослови их семейную жизнь! Наконец, если кому из Вас придется умереть и бренные останки будут принесены в св. храмы для священного отпевания... Господи! Устрой так, чтобы тело возвратилось по неложному Твоему закону, в землю, а праведная душа почившего из сего храма переносилась св. Ангелами в блаженное царстве Твое, во общение ко святым Твоимь! Все это и многое другое сему подобное трогало слушающихь до глубины души. Преосвященный в своём слове внушал еще особенно то, чтобы прихожане новоосвященногo храма усердно посещали свой храм во время богослужения и внимательно слушали бы здесь наставления своего приходского пастыря. После богослужения храмоздатель пригласил к обеденному столу преосвященного Викторина, духовенство, участвовавшее во священнослужении и нbкото- в числе которых всем приятно было видеть среди себя достoуважаемого г. директора учительской семинарии Н.М.Ильминского. И он не отказался принять участие в празднике крещеных татар, для христианского просвещения коих он так много трудится. Когда обед быль кончен, явились во множестве прихожане Арняшской церкви благодарить храмоздателя за оказанную им милость. Иван Семёнович почитал себя счастливыми, что ему Господь привел построить эту церковь и просить собравшихся не забывать его в молитвах своих. При этом Иван Семенович обещал им свою материальную помощь в устройстве домов для священника и псаломщика если прихожане согласятся, с своей стороны ,по крайней мер, подвозить в село лес, который будет куплен для этой цели. Арняшцы изъявили свое согласие. Преосвященный Викторин разъяснил прихожанам нам, какое благодеяние сделал им Иван Семёнович и внушал им поминат его вы молитвах. B числе разным наставлений, предложенных в этом случае, преосвященный внушал прихожанами быть внимательными и к материальным нуждам приходского духовенства. Магометане, говорил он, дают своему мулле десятую часть если магометанин с своего поля соберет сто телег снопов, то десять телег он везет своему мулле. А Вы, ежели из десяти телег будете давать своему приходскому священнику один сноп, и тогда он будеть доволен.

Вечером того же 3 января преосвященный Викторин отправился обратно в Казань, а равно и прочеe духовенство оставило Арняш с приятными воспоминаниями. В самом деле, есть чему порадоваться: деревянная (теплая) на каменном фундаменте, с таковою же колокольней, церковь устроена весьма прилично. Она покрыта железом и oбнесена оградою. Звон для села хорош: во всех колоколах весу 125 пудов, именно в большом 50 пуд., во втором 25 пуд. и т.д. Церковь устроена о двух престолах из коих главный, во или святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и был освящен, a другой придел-во имя св. Великомученицы Екатерины еще не кончены в отделке. Иконостас весьма красивый и высокий, до самаго верху. Поле иконостаса отделано красною масляною краскою a колонны и резьба покрыты золотом. Иконы написаны весьма тщательно и правильно иконописцем Павлом Николаевичем Щепетовым, иконостасные работы коего у нас, в Казани, приобрели вполне заслуженную хорошую репутацию. Церковная утварь приобретена из Москвы в достаточном количестве. Священно-церковных облачений также достаточно. Богослужебных книг - полный круг. Храмоздатель, на первый раз, снабдил церковь даже и церковными свечами. Словом, церковь имеет все необходимое и в самом приличном виде. Нам думается, что сами прихожане если бы Господь не послал им благотворителя в лице Ивана Семеновича, никогда бы не устроили себе церкви в такомь благолепном виде. Заслуга Ивана Семеновича увеличивается особенно от того, что он соорудил храм Божий можно сказать в глухом захолустье: кругом Арняш жители частью крещеные татары, частью русские, а большинство магометане. В Мамадышском уезде всех старокрещенных и новокрещёных татар около 15.000 душ обоего пола. Отступничество к магометанству начинает сильно развиваться и в этом уезде; поэтому устройство церкви здесь, среди крещено-татарского населения, высшей степени благодетельно. Жаль только одно, то что нет у нас надлежащей подготовки молодым людям к пастырскому служению в подобным приходах. Мы слышали, что настоящий приходской священник села Арняш, будучи назначен в это село, не раз пытался уйти в другой приход, потому что сознавал, что он вовсе к деятельности в крещено-татарском приходе не подготовлен своим воспитанием и только особенные ободрения со стороны преосвященнейших Антония и Викторина несколько успокоили его. Да подаст же Господь ему крепость и благоразумие и да наградить Своею милостью храмoздателя!

Источник: "Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар", 1892 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.