ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Зембин. Церковь Михаила Архангела.


Зембин. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Почаевской иконы Божией Матери
Год постройки:приблизительно 1903 - 1908.
Архитектор:В. Струев
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Минская область, Борисовский район, деревня Зембин

Координаты: 54.357517, 28.220167
Проезд:Добраться до храма можно автобусами или маршрутными такси с автовокзалов Минска (Московский автовокзал), Логойска и Борисова.



Церковь Михаила Архангела, , Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
5 сентября 2019
Церковь Михаила Архангела, , Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
5 сентября 2019
Церковь Михаила Архангела, , Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
5 сентября 2019
Церковь Михаила Архангела, , Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
5 сентября 2019
Церковь Михаила Архангела, , Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
5 сентября 2019
Церковь Михаила Архангела, , Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
5 сентября 2019
Церковь Михаила Архангела, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Зембин, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1960



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Николай М
 
Николай М  20 февраля 2016

Деревня Зембин – одно из древнейших местечек, расположена при старой виленской дороге недалеко от Борисова, на береге речки Зембинка (приток Гайны).

Первые упоминания о церкви относятся к концу VIII века. В "Историко-cтатистическом описании Минской Епархи", составленном ректором Минской Духовной Семинарии Архимандритом Николаем в 1864 г., читаем, что в местечке Зембин Борисовского уезда имеется деревянная Свято-Михайловская церковь, 5-го класса, 1811 года постройки на месте сгоревшей. Фундатором являлся помещик Франц Сержпутовский. Штатное годичное жалование причта составляло 236 рублей. При церкви имелось до 60 десятин земли усадебной, пахотной и сенокосной. Благотворителями храма были господа Ратомские. Прихожан свыше 1000 душ, из них мужского пола 530 душ и женского пола 590 душ.

В 1869 г. деревянная церковь в Зембине была капитально отремонтирована, обнаруженные в фонде «Церковно-строительного присутствия» Национального архива РБ чертежи и описание церковного здания по состоянию на 1862 г. позволяют представить, как выглядела зембинская церковь, существовавшая до начала XX столетия: прямоугольное в плане здание имело притвор и выступавшую апсиду: над крышей возвышались, завершающиеся куполами, башня-колокольня, расположенная со стороны главного фасада и небольшая башенка с глухим куполом - в середине церковного здания. Окна были расположены в один ряд, имелось двое дверей. Снаружи здание было покрашено масляной краской.

21 мая 1900 г. православную общину местечка Зембин постигло большое несчастье: во время пожара Михайловская церковь была уничтожена огнем. Храм и прежде подвергался пожару: например, известно, что Свято-Михайловская церковь была сильно повреждена пожаром, происшедшим 24 июня 1882 г., но после ремонта вновь освящена Борисовским Благочинным протоиереем Пастернацким 12 сентября 1882 г. Однако майский пожар 1900 г. не оставил надежды на сохранение старого здания церкви, и поэтому встал вопрос о строительстве новой приходской церкви.

Автором проекта стал минский епархиальный архитектор Виктор Струев (род. в 1864 г.). Несмотря на то, что проект церкви и разрешение на ее постройку датированы 1901 г., закладка церковного здания состоялась лишь в июле 1903 г. - этот вывод можно сделать на основании текста телеграммы, адресованной Его Преосвященству: в ней содержится просьба разрешить закладку фундамента новой Зембинской церкви. Разрешение было дано - началось строительство церкви: это видно из содержания «Приходно-расходных книг Свято-Михайловской церкви» первого десятилетия XX века. Однако сначала работы велись очень медленно, и лишь в 1907-1908 гг. строительные мероприятия активизировались и не были прекращены даже после освящения церкви, которое состоялось 19 октября 1908 г. Чин освящения храма совершил настоятель Свято-Воскресенского собора г. Борисова протоиерей Николай Фалевич.

Историко-археологическим документом, проливающим свет на время строительства храма, можно считать и один из тёсанных фундаментных камней, обнаруженном при реставрационных работах настоятелем иереем Андреем Капульцевичем в начале 2014 года. Дословно надпись на камне гласит: «Святый храм построен при священнике Костантине Шафаловиче 1904 г.» Можно также предположить, что данный фундаментный камень является закладным, тогда начало строительства церкви необходимо относить к 1904 году.

К сожалению, каких-либо документов, освещающих период существования Свято-Михайловской церкви 1920-1930-х гг., не сохранилось. Однако, из рассказов старожилов Зембина известно, что официального Указа о закрытии церкви православная община не получала; но из-за постоянных угроз, периодических арестов священника церкви, здание часто было закрыто. Несмотря на сложную социальную и политическую ситуацию конца 30-х гг. XX ст. в храме продолжали совершаться обряды венчания, крещения и т.д.

В ноябре 1942 года на Зембинский приход был назначен священник Димитрий Знаменский. Война батюшку Димитрия застала в Беларуси, где он отбывал ссылку. На оккупированной территории он окормлял некоторые приходы Борисовского благочиния: Лошница, Дроздино, Ратутичи. По воспоминаниям прихожанки храма в деревне Дроздино, отец Димитрий хотел вернуться в г. Иваново к семье, откуда его сослали, но, видно, побоявшись подставить под удар своих близких, выехал в 1944 году из Зембина в Германию, где служил в клире РПЦЗ вплоть до своей смерти в 1981 году. Несмотря на то, что в Зембине располагался гарнизон фашистов, отец Димитрий смело выполнял свой пастырский долг. Позже, вследствие активизации действий белорусских партизан и наступления войск Советской Армии, немцы приспособили здание церкви и прилегавшую территорию в свой оборонительный пункт; во время освободительных боев 1944 г. Зембин был сильно разрушен, хотя стены церкви пострадали незначительно. После окончания войны Свято-Михайловский храм не был возвращен православным верующим, а был приспособлен колхозом «Заря коммунизма» под склад для сельхозпродукции и молотилку, часть имущества Михайловского храма была передана в действующую Сморковскую церковь.

Самый большой урон храм потерпел, как ни странно, не в военное время, а в мирные годы. В 1965 году снимался художественный фильм «Перекличка». Согласно сценарию, танк на скорости должен был проломать алтарную стену и выбить засевших фашистов из храма, но старинный кирпич не поддавался, и тридцатьчетвёрка как мячик отскакивала от полутораметровых стен. Вскоре выход был найден, и алтарная стена взрывается и закладывается бутафорским кирпичом, после чего эффектные кадры врывающегося в храм танка и крушащего всё на своём пути были сняты.

К началу ХХI века Зембинская церковь представляла страшные руины, внутри которых росли деревья. Первая попытка восстановления была предпринята священником Анатолием Лашкаевичем в конце 1990-х - начале 2000-х годов, но отсутствие финансирования и смерть настоятеля свели все начинания на нет. С 2010 года строительно-реставрационные работы вновь возобновились при активной помощи многих меценатов, как из России, так и из Белоруссии. За короткий срок уже восстановлена колокольня и трапезная часть храма, восстановительные работы ведутся на правом Богородичном приделе церкви. Отдельная грусть у прихожан Свято-Михайловского храма - это старинный приходской дом, отобранный у церкви после октябрьского переворота в 1917 году. Столетнее деревянное здание использовалось и как школа, и как больница, и сельсовет.

Храм - памятник монументально-строительной архитектуры ретроспективно-русского стиля. Престольный праздник – 21 ноября.

Источник: http://zembin.by/sample-page/istoriya-xrama


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2019

Местечко Зембин Борисовского уезда расположено при военно-коммуникационной дороге из Борисова в Докшицы; от губернского города отстоит в 75 верстах, а от уездного – в 24 верстах. В районе прихода есть местность, которая почему-то в народе известна под названием татарского кладбища; из иноверческих молитвенных зданий здесь имеются римско-католический костел и еврейский молитвенный дом.

Из документов церковных видно, что приходская церковь здесь существовала ранее 1752 г. Прежняя Зембинская церковь находилась в центре местечка, а настоящая расположена почти в конце оного.

Зданием деревянная, с престолом во имя Св. Архистратига Михаила, церковь первоначально построена в 1809 г., а в 1869 г. на отпущенную правительством сумму капитально перестроена. По внешнему виду представляет продолговатый прямоугольник с выступами для алтаря и притвора, с одним глухим куполом на середине церкви и колокольнею во фронтонной части. Окна расположены в один ряд, дверей двое, крыша на самой церкви гонтовая, а на куполе и колокольне железная; снаружи церковь вся покрашена масляною краскою и, в общем, находится в довольно прочном состоянии.

Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 26 кв. саж.; потолок по деревянным балкам настлан досками и поддерживается шестью столбами, стены в алтаре покрашены, а в самой церкви выбелены, пол деревянный, к отоплению не приспособлена. Солея возвышена на две ступени, на ней устроены и клиросы.

Иконостас нового устройства, c пилястрами, покрашенный на белый цвет, с золочеными карнизами, рамами и резьбою, состоит из 20 икон, расположенных в два ряда. Кроме того в разных местах церкви размещено еще 10 икон и имеется 13 икон праздничных для аналоя, так что внутри церковь совершенно благоустроена. Bсe утварные вещи, необходимые для совершения богослужения, имеются в достаточном количестве, к ценным относится серебряный прибор литургийных сосудов.

Облачений священнических имеется 18 приборов, между ними есть несколько приборов из серебряной парчи, а остальные из мишурной; из сего числа 14 совершенно годных к употреблению, а 4 по ветхости остаются без употребления. Евангелий богослужебных три: два обложены бархатом и по оному украшены металлическими изображениями, а третье в сплошном металлическом окладе; из прочих богослужебных книг недостает только месячных миней.

В архиве церковном метрические книги хранятся с 1752 по 1787 гг. и с 1829 г. по настоящее время, остальные приходские документы имеются только с 1840 г. В колокольне церковной помещается четыре колокола: в 3, 1, 1 пуд и 30 фунтов; погост обнесен деревянною оградою, кладбищ в приходе существует шесть и на двух из них в деревнях Костюках и Любче устроены небольшие кладбищенские церкви.

В состав прихода входят Зембин и 11 деревень, самая отдаленная деревня находится в 9 верстах. Прихожан числится муж. пола 656 душ, а жен. 626 душ, все они крестьянского сословия, занимаются земледелием, а в зимнее время рубкою и приготовлением разного лесного материала для сплава по реке Березине. В религиозно-нравственном отношении удовлетворяют требованиям веры: довольно усердны к храму, строго относятся к соблюдению постов и сохранению праздников, а также выражают свою готовность и к поддержанию храма посильными пожертвованиями.

Причт при сей церкви положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Церковного дохода в год поступает до 200 руб. Причт, кроме штатного жалованья и кружечного дохода, который в день рождества Св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна простирается до 60 руб., пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 3, пахотной 40 и сенокосной 6 десятин, по свойству своему земля каменистая. Усадьба причта расположена вблизи церкви, а остальная земля расположена в пяти участках, в расстоянии от усадьбы в одной и более версте. Плана и межевой книги не имеется, но владеет оною причт беспрепятственно.

Для помещения причта имеются: дом, амбар, три скотских сарая, два сеновала и овин для священника – все строения, особенно дом, находятся в ветхом состоянии. Предложения о приведении построек в надлежащую исправность еще не составлено. Для причетника нет никаких построек. При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  28 сентября 2022

Зембин был местечком, городком, однако в СССР вошел в качестве деревни, хотя на три года – с 1924-го по 1927-й – умудрился побыть центром отдельного Зембинского района. На месте сегодняшнего храма в середине 16 столетия была деревянная церковь. Она сгорела. На том же месте возвели другую – и ее настигла та же участь. Каменный храм построили только в 1908 году.

Август 2010 г. – начало восстановительных работ. На месте стройки были найдены ценные вещи и иконы конца 19 – начала 20 века. Остатки керамической плитки, которой был выложен храм, страничка газеты «Церковные ведомости» столетней давности.

В 2012 г. готовы трапезная часть храма и колокольня.

В 2014 г. закончилось восстановление храма в честь святого Архангела Михаила в д. Зембин. 16 ноября митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершили чин освящения храма.

Разрушенная церковь, почти полвека простоявшая в запустении, была в буквальном смысле поднята из руин, во многом благодаря усилиям настоятеля о. Андрея Капульцевича, который сумел привлечь немало сподвижников. Кто-то помогал финансовыми средствами – общая сумма затрат на реставрацию составила несколько сот тысяч долларов, кто-то личным участием в восстановительных работах.

Судя по многочисленным публикациям в СМИ, львиную долю денежных затрат взял на себя футбольный клуб БАТЭ во главе с председателем правления Анатолием Капским, но были и другие жертвователи.

https://planetabelarus.by/publications/kak-kinoshnyy-boy-pogubil-v-zembine-khram-kotoryy-poshchadila-voyna/



Комментарии и обсуждение


В храме св. Архангела Михаила два престола - в честь св. Архангела Михаила и Почаевской иконы Пресвятой Богородицы.