ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Погост Воломы. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Воломская Крестовоздвиженская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:1760.
Адрес:
Вологодская обл., Великоустюжский р-н, д. Погост

Координаты:60.348828, 45.47285
Проезд:примерно 30 км от п. Полдарса по лесовозным дорогам


Добавить фотографию
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
HD Сергей Говоров
28 июля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Юрий Алексеевич.
Юрий Алексеевич
25 июля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Воломы. Общий вид
Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Колокольня
Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Южный фасад храма
Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Южный вход в церковь
Юрий Алексеевич
25 июля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Апсида храма
Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Место погребения Симона.
Юрий Алексеевич
25 июля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Роспись храма
Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Роспись храма
Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня - Погост Воломы - Великоустюгский район - Вологодская область
Роспись храма
Николай
1 июля 1997




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  7 марта 2017

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воломах

Современное местоположение: Стреленское с/п, Великоустюгский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.

Приход был образован на месте Воломской Крестовоздвиженской мужской пустыни, основанной в 1620 г. преп. Симоном Вологодским чудотворцем (1586-1641 г.г.). Пустынь была упразднена в 1764 г.; к этому времени численность монастырских крестьян составляла 71 человек.

Крестовоздвиженская каменная церковь построена в 1760 г., вместо деревянной церкви, построенной самим преп. Симоном в 1620 г. Престолы в церкви в честь: Воздвижения Креста Господня - главный, иконы Божией Матери «Казанская». Обновлённый тёплый придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери освящён 10 декабря 1870 г. В церкви под спудом - мощи преп. Симона.Местоположение: на 1859 год - село казённое Симоноволомская Пустыня (Крестовоздвиженский, Симоноволомский погост) в 1-м стане Устюжского уезда, при р. Кичменьге. В 1788 г. в приходе числилось 242 человека, в 1868 г. - 385.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=467

Кирпичная церковь, построенная в 1760 г. как монастырский собор. Характерный образец устюжского зодчества. Четверик, в прошлом, видимо, завершавшийся малым восьмериком, с трапезной с северным приделом и колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны, позже разобрана трапезная. Долгое время пустовала, в 2000-х гг. законсервирована.

В нач. XVII в. тут прмч. Симоном Воломским (1586-1641) была основана Воломская пустынь. Прп. Симон, поселившийся тут в 1613 г., был убит крестьянами в 1641 г., его мощи покоятся под спудом. Пустынь упразднена в 1764 г.

Монастырь: Симоноволомская Крестовоздвиженская пустынь


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  11 января 2019

По данным, опубликованным в Известиях Императорской Археологической Комиссии, ныне существующая каменная церковь на Воломах, была построена в 1760 году и имела два престола, из которых главный был освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста (Описание памятников русского зодчества по губерниям. V. Вологодская губерния. — Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 64. Птр., 1917). Второй престол, по всей вероятности, примыкал к северной стене церкви и находился под одной крышей с трапезной. Это видно по наличию следов двускатной кровли, сохранившихся на северном и западном фасадах. По некоторым сведениям, придел был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери (Мартюков А.А. Пустынник Симон — Воломский чудотворец / Советская мысль № 107. 20.07.99). К сожалению, больше никаких источников, подтверждающих данные относительно датировки Крестовоздвиженской церкви, пока не обнаружено.

Сегодня Крестовоздвиженская церковь бывшей Симоно-Воломской пустыни представляет собой кирпичное, со следами побелки, здание. Расположено оно на небольшой возвышенности правого берега мелководной здесь реки Кичменги, на которую и выходит основным южным фасадом. Ее первоначальная, несимметричная относительно продольной оси композиция представляла: основной объем храма, трапезную с северным приделом и колокольню. При строительстве был использован большемерный кирпич (храм — 32х17х8,5 см, колокольня — 27х13х8 см). Здание находится в руинированном состоянии: трапезная с приделом полностью разрушена, завершение храма и верхний ярус колокольни разобраны. Двухсветный четверик храма, обладающий приземистыми пропорциями, исходя из наличия тромпов, был перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с граненым барабаном главки. Пониженная, пятигранная в плане, апсида перекрыта коробовым сводом. Трапезная, судя по следам примыкания ее стен, была сдвинута от продольной оси к северу, а придел выступающей алтарной частью закрывал треть северного фасада храма. С западной стороны композицию завершала колокольня, первый ярус которой был частично закрыт трапезной.

В четверике храма с севера, запада и юга расположены три дверных проема с полукруглым завершением. Южный оформлен как портал. Фасады четверика расчленены на два яруса тонким профилем, подчеркнутым фигурным свесом металлического покрытия с проходящим под ним пояском валика. По южному фасаду размещены четыре окна — два в первом и два во втором ярусах четверика. Окна крупного размера: в первом ярусе 183х93 см, во втором — 167х93 см. Снаружи окна прямоугольные, наличники простые, образованые широкой лентой в полкирпича с выделением наружной четверти. Вставлены железные фигурные решетки с крещатым рисунком звеньев. В оконных проемах второго яруса сохранились деревянные рамы. Такие же по величине окна и так же обрамленные расположены на стенах апсиды. Их всего три: на южной стене, наиболее пострадавшей от времени, а также на восточной и северо-восточной стенах.

Первый ярус южного и северного фасадов четверика храма расчленен лопатками на три прясла. Второй ярус имеет такое членение только на северном фасаде, так как на южном фасаде, на месте средних лопаток расположены окна второго света. Перспективный трехступенчатый портал, выполненный из фигурного кирпича штучного набора, обращает на себя внимание необычным выделением пятью валиками своеобразного замкового камня. Все его уступы объединены поясками двойного валика с четко выделенным профилем импоста на арке проема. Первоначально портал завершался металлическим козырьком (несохранившимся), кронштейны которого опирались по сторонам портала на более узкие лопатки, шириной в полкирпича (следы хорошо видны в кладке). Акцент центральной композиции усилен лентами валика, проходящими между узкими лопатками, фланкирующими с двух сторон портал и средними лопатками. Такой же валик обрамляет прямоугольный киот над порталом. Стены четверика и апсиды завершает городчатый карниз с валиком в основании. На всех лопатках выделен поясками валика уровень постамента и цоколя. Интересной особенностью является выделение западных угловых лопаток второго яруса упрощенной капителью из валика, полочки и полувала, что придает убранству фасадов некую асимметричность.

С уверенностью можно сказать, что храм не перестраивался. Интерьер сохранился с большими утратами. Пол выложен каменными плитами. Размер их: 53х49х5 см. Стены оштукатурены. Свод разобран. Оконные проемы четверика и апсиды имеют арочные перемычки. От колокольни также осталось два яруса. Первый — по высоте соответствует первому ярусу четверика храма. Он перекрыт коробовым сводом и отделен от второго городчатым карнизом, более упрощенным, чем в четверике храма. Второй ярус имеет простой декор, завершаясь набольшим карнизом из трех полочек. В интерьере сохранились тромпы. Входные арочные проемы первого яруса: западный, со следами в кладке от металлического козырька, и восточный, ведущий из колокольни в трапезную, плохо прочитываются из-за поздних разрушений. В толще северной стены на второй ярус ведет лестница. В кладке видны пазы от деревянных ступеней. Во втором ярусе расположены высокие оконные проемы звона по всем стенам за исключением восточной. С восточной стороны — входной проем, ведущий из колокольни в чердачное пространство трапезной. Размер кирпича и упрощенный декор говорят о том, что колокольня строилась гораздо позже основного объема храма.

Существует мнение, что именно эта церковь была воздвигнута прп. Симоном. По житию это могло произойти в 1620 году, так как первая церковь, построенная им, сгорела. Эту же версию приводит и М.В. Толстой в «Истории Русской Церкви», утверждая, что «мощи преп. Симона погребены подле построенного им храма (ныне приходского)» (Толстой М.В. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991, с. 525). Об этом также нам ясно говорят росписи Крестовоздвиженской церкви, иллюстрируя дошедшее до нашего времени устное предание. Хотя новый кирпичный храм, имеющий то же посвящение — в известном смысле тот же самый храм. Однако при визуальном осмотре руинированного здания с этой версией (строительства ныне существующего храма в первой половине XVII века) можно согласиться, тем более, что перспективный ступенчатый портал дает некоторые основания для возможной более ранней датировки, чем 1760 год, приведенный в Известиях Императорской Археологической Комиссии. На сегодняшний день Известия Императорской Археологической Комиссии является единственным письменным источником, содержащим сведения о времени создания памятника. 

http://воломы.рф/

Комментарии и обсуждение

Паломничество из п.Полдарса 25 июля-день памяти Симона Воломского и 27 сентября-день Воздвижения Креста Господня.
15 октября 2012, Юрий Алексеевич.

Церковь не освящена и не может действовать, так как находится далеко в лесу. Богослужение проводится в паломничество раз в год в память св. Симона Воломского.
12 апреля 2013.

Создан хороший сайт, посвященный Воломам и святому Симону Воломскому - воломы.рф

10 января 2019, Николай.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.