Казанская церковь построена на средства прихожан. Строительство Казанской церкви, или Казанского собора в Мыту, документы относят к 1795 году, к последним годам царствования Екатерины II, «просвещенной императрицы», при которой Россия стала, пожалуй, самой могущественной державой континентальной Европы. Естественно, поэтому каменное строительство все более распространялось в провинциях империи.
Если сравнить ее внешний вид с внешним видом Вознесенской церкви в Верхнем Ландехе, то мы вред ли увидим в них что-то схожее. И, тем не менее, как это ни странно, в основе архитектурного типа Казанской церкви тот же восьмерик на четверике. Но в Мыту он конструктивно очень усложнен по сравнению с ясной, простой, элементарной в своей сути постройкой в Верхнем Ландехе.
Почему проект церкви был сделан именно таким, сказать трудно. Если пофантазировать, то можно предположить, что мытчане попросту решили перещеголять своих соседей верхнеландеховцев и соорудить у себя в селе — пусть с опозданием на 60 лет — нечто более сложное и грандиозное. Ничего удивительного в этом нет, если принять во внимание местный патриотизм.
Итак, тип сооружения в принципе тот же. Только основной четверик Казанской церкви сделан не квадратным в плане, как в Верхнем Ландехе, а сильно вытянутым с севера на юг. Там, где должны были бы быть углы основного четверика, будь он квадратным, построены небольшие приделы, над которыми сооружены свои четверики с главами, ныне утраченными. В окружении четвериков стоит гораздо более объемный восьмерик церкви. Восточная и западная его стороны опираются, как и в Верхнем Ландехе, на стены основного четверика, а северная и южная — на мощные арии, распор которых передается внутренним стенам четвериков приделов.
В оформлении нижней части фасадов церкви равновесно распределены горизонтали и вертикали. Окна помещены в прямоугольные, очень большие по площади в сравнении с проемами, ниши и декорированы прямоугольными наличниками. Вертикальные линии выступов углов четверичков и основного четверика уравновешиваются горизонтальными линиями карнизов, протянувшихся сплошь по всем фасадам чуть ниже кровли трапезной и алтарной части. Зато на восьмерике и четвериках приделов мы видим некоторое преобладание вертикалей. Они подчеркнуты пилястрами — плоскими выступами на стенах, имеющими, в отличие от лопаток, базы и капители, то есть цоколи и завершения. Подчеркивают вертикальное членение верха и линии очень высоких ложных оконных проемов на четверичках, тогда как карнизы на них менее заметны. Северный и южный фасады церкви имеют по два выступа: выступ приделов и на нем выступ основного четверика с круглыми окнами под треугольным фронтоном. Окна восьмерика имеют более сложные, чем внизу, наличники с низкими треугольными завершениями - сандриками.
В общем, в отличие от верхнеландеховской церкви Вознесения, в Казанской церкви почти не видно духа XVII века. Вся она принадлежит к веку XVIII, имея много элементов классицизма.
К сожалению, почти ничего нельзя сказать о шатровой колокольне, примыкавшей к церкви традиционно с западной стороны. Она не сохранилась и, естественно, церковь много потеряла в своем внешнем облике.
Из книги Тарасов Н.А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. 85-86 с.