ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла.


Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла
Церковь. Не действует.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:не ранее 1843.
Адрес:
Юрьев-Польский, ул. 1-го Мая, за домом 74

Координаты: 56.511877, 39.684581





Сортировка:

Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Hramsohran
7 октября 2021
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Altaets
19 апреля 2021
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Altaets
19 апреля 2021
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Altaets
19 апреля 2021
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
KotelnikovR.
4 октября 2020
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Сергей Матюхин
15 декабря 2012
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
8 августа 2020
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
KotelnikovR.
4 октября 2020
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
24 августа 2018
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Илья Смирнов
23 февраля 2015
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, , Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
20 декабря 2011
Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1930-х годов.Электростанция № 1.<br>, Юрьев-Польский, Юрьев-Польский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1930-х годов.Электростанция № 1.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  30 декабря 2020

1. История Петропавловского монастыря в XVII – XX вв.

1.1. Основание и упразднение монастыря в XVII – XVIII вв.

На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами.

В 1764 г. монастырь был упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, построенная в 1674 г., поступила в ведение Архангельского мужского монастыря, а находившаяся при ней и принадлежавшая ей земля под названием «пустошь Петропавловская» перешла в пользование казенных крестьян села Федосьина, которые по преданию принадлежали Петропавловскому монастырю на правах вотчинного владения. На протяжении нескольких веков церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник.

В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб».

1.2. Деятельность Д.М. Курбатова по возобновлению Петропавловской церкви, кон. XVIII в.

В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей». Эти события подтверждаются сведениями, отображенными на сохранившемся плане города Юрьев-Польского (первой половины XIX в.), где под номером 16 значится деревянная Петропавловская церковь, возобновленная юрьевским купцом Курбатовым. При церкви по высочайшему соизволению были выстроены деревянные корпуса богадельни. На планах отмечено на одном — 8, на другом — 9 корпусов.

К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет, он был холост, грамоту знал «худо», имел «кроткий наружный вид, длинное простое одеяние и длинные на лицо волосы». «Упражнялся, по свидетельству Юрьевского городничего, в живописном и резном художестве», имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание». Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств. Был трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженные к нему сами уже выводили гадательные заключения».

В 1799 г. Курбатов жаловался в Сенат на юрьевского городничего, который «незнамо почему и по какой причине» безжалостно выгнал «престарелых и убогих из богадельни, а оставшееся после них имение взял себе». На следствии выяснилось, что в богадельне при церкви, приписанной к мужскому монастырю, проживало только четверо мужчин и 38 женщин, в том числе «26 девок разного состояния и из них большая часть от осьмнадцати до тридцати лет». Приказом Духовной консистории Курбатову было запрещено «принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол».

Властям стало известно, что «в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиной святости привлекает суеверный народ, и, не будучи сам врач, ни пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу…». В дальнейшем следствие получило «петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. купеческий сын был взят под стражу.

1.3. Строительство каменного Петропавловского собора в XIX в.

Проект Петропавловского собора

В 1805 г., по прошению юрьевских граждан и по внесении титулярной советницей Анной Михайловной Комендантовой, урожденной княжной Голицыной, в сохранную казну Московского Опекунского Совета 6000 руб. ассигнациями на содержание особого при этой церкви причта. Согласно указу Святейшего Синода от 24 июля 1805 г. к церкви был определен особый причт. С этого времени Петропавловская церковь значилась в ведомостях как ружная, не имевшая прихода. В 1811 г. к ней была причислена инвалидная команда.

Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость, и Юрьевское городское общество возбудило перед губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви на пожертвование граждан. В то же время казначей Архангельского монастыря с братией просили епархиальное начальство, если решено будет возводить новую церковь из кирпича, то приписать ее в последствии к их монастырю для совершения богослужения, как было прежде. По поводу этих прошений епархиальное начальство постановило: «Петропавловскую церковь – за ветхостью и как ненужную для города – упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным госпожою Комендантовой, с наличной суммой и имуществом».

Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена. Восстановителем храма стал поверенный от граждан города Юрьева купец Петр Бородулин. В 1847 г. он приобрел у крестьян села Федосьина в свою собственность «пустошь Петропавловскую».

16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 гг. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый трёхпрестольный храм Апостолов Петра и Павла».

История возведения Петропавловского собора началась с того, что по приговору граждан города Юрьев-Польского от 4 февраля 1841 г. в Юрьевскую городскую думу обратились купец второй гильдии Петр Алексеевич Бородулин, его племянник Павел Николаевич Бородулин и купец третьей гильдии Михаил Алексеевич Курбатов с предложением построить за свой счет каменную Петропавловскую кладбищенскую церковь. Приговором граждан П.А. Бородулину было присвоено звание строителя. В случае смерти П.А. Бородулина приговор предписывал возложить обязанности строителя на П.Н. Бородулина и М.А. Курбатова.

В доношении Владимирской Духовной консистории от 29 октября 1848 г. отмечалось, что кладбищенская Петропавловская церковь была практически достроена; но не хватало некоторых деталей внутреннего убранства, дома для священнослужителей и ограды. В связи со смертью от оспы П.А. Бородулина и М.А. Курбатова работы по завершению строительства приостановились до назначения нового строителя. Согласно рапорту Юрьевской городской думы от 15 января 1849 года за № 56 новым строителем Петропавловской церкви приговором юрьевского городского общества был назначен купец Николай Петрович Булыгин, а в помощь ему назначен купец Иван Егоров Булыгин.

В журнале заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 1 мая 1842 года записано, что рассматривалось сообщение Владимирской духовной консистории от 30 апреля 1842 года № 4763 с приложением плана, фасада и профиля каменной Петропавловской церкви, предполагаемой к постройке вместо деревянной. После рассмотрения чертежей господин поручик Шац объявил, что препятствий к строительству не выявлено. Губернская строительная комиссия сделав отметку о рассмотрении проекта возвратила его во Владимирскую духовную консисторию. В поступившем из консистории донесении сообщалось, что после упразднения деревянной Петропавловской церкви осталось 625 квадратных сажень земли. Граждане города Юрьев-Польского просят построить на этой земле каменную церковь, дом для священнослужителей, а на оставшейся земле устроить кладбище и обнести его оградой. Юрьевское духовной правление просило уведомления о том, хватит ли на указанные нужды 625 квадратных сажень земли. Владимирская губернская строительная комиссия приказала уведомить Владимирскую Духовную консисторию, что дать заключение по указанным вопросам без плана местности не представляется возможным.

С этой целью в комиссию был направлен подробный план местности. В сообщении консистории особо отмечено, что юрьевским купцом и почетным гражданином Петром Алексеевичем Бородулиным на строительство церкви и прочих сооружений уже приготовлено материалов на 20 тыс. руб. Комиссия постановила, что земли для расположения всех построек и кладбища достаточно, о чем и отправила уведомление во Владимирскую Духовную консисторию.

Журнал заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 22 июня 1853 г. содержит доклад искусственного стола от 11 июня 1853 г. за № 346, в котором сообщалось об отношении епископа Владимирского и Суздальского от 23 мая 1853 года за № 4892 с прошением освидетельствовать построенную Петропавловскую церковь и дом для священнослужителей в городе Юрьеве. Строительная комиссия предписала губернскому архитектору Никифорову освидетельствовать постройки. Со стороны консистории при освидетельствовании предполагалось присутствие благочинного города Юрьева священника Федора Нечаева.

В ведомости о недвижимых имуществах церквей, принадлежащих к благочинию Юрьевского Георгиевского собора за 1860 г. значится при Петропавловской ружной церкви земли огородной вокруг церкви 6 десятин; кем и когда пожертвована неизвестно; плана и книги на землю не имеется. Половина земли находится в ведении священноцерковнослужителеи, другая половина занята садом, которым заведует церковный староста. Священнослужители своей половиной земли в количестве трех десятин владеют сами; получаемый доход в 350 руб. в год. Земля обрабатывается церковнослужителями и наемными рабочими; на наем рабочих расходуется 20-30 руб. в год. Земля необходима для содержания причта и для поддержки церкви и дома церковнослужителей, у которых нет прихода.

В клировой ведомости Юрьевского городского благочиния за 1874 г. упоминается Петропавловская холодная церковь, построенная в 1853 г. тщанием граждан города Юрьева и других вкладчиков, зданием каменная, пятиглавая, колокольни нет, колокола висят под главою в куполе с северной стороны. Престолов в церкви три: в середине — в честь апостолов Петра и Павла; с южной стороны — в честь Николая Мирликийского; с северной — в честь мученицы царицы Александры. Причт состоит из священника и дьячка. Дом у священника собственный деревянный на собственной земле, расстоянием от монастыря в одной версте, а дьячок живет на квартире. Приписных и домовых церквей нет. Училища при церкви нет.

Клировые ведомости Юрьевского городского благочиния за 1877 г. свидетельствуют о том, что священник Петропавловской церкви проживал в монастырском доме, построенном для него в 1876 г. вблизи монастыря на земле, отведенной городским обществом; дьячок проживает на квартире. Прочие сведения клировой ведомости 1877 г. идентичны содержанию ведомости 1874 г.

В справочнике «Росписание приходов и причтов Владимирской епархии» значится бесприходская Петропавловская церковь в женском монастыре, при ней состоят священник и псаломщик. В справочнике «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия» значится каменная Петропавловская церковь, 1853 г. постройки; построена на месте деревянной Петропавловской церкви упраздненного в XVIII в. Петропавловского мужского монастыря.

В середине XIX в. была построена и тёплая Успенская церковь монастыря. Клировые ведомости за 1874, 1877-1879 гг. сообщают о теплой каменной Успенской церкви, построенной в 1861 г. В 1875 г. церковь была распространена на благотворительные средства. 25 января 1895 г. в южной стороне трапезы Успенской церкви был освящен придел в честь рождества Христова.

Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Прошло около трёх лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнули новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь. В ее судьбе принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустопорожнюю пахатную, сенокосную и огородную землю с садом, находящуюся в смежности с городским кладбищем, под названием «отхожа пустошь Петропавловская» у наследницы умершего владельца и пожертвовал с Высочайшего соизволения е. женскому монастырю.

1 октября 1873 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний сообщил Святейшему правительствующему Синоду о том, что:

«1. Местность, назначаемая под монастырь, вполне соответствует своему назначению: так как находится вне города на возвышенности, окруженной садами и огородами; жилые же строения монастырские должны быть и будут возведены не на южной, а на северной стороне обители за храмами, этого желают игуменья и сестры монастыря и через это кельи будут отстоять от городского кладбища более чем на сто сажень, окна их будут обращены на юг к храмам и к городу; здесь представляется для жилых келий и еще существенное удобство, именно: близость сада и колодца.

2. Существование причта из двух членов, настоятеля и псаломщика, представляется достаточно обеспеченным».

http://petrpavmon-urpol.cerkov.ru/o-monastyre/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.