ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Поемечье. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Поемечье. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Георгия Победоносца, Сергия Радонежского
Год постройки:1762.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Поемечье

Координаты: 57.314996, 40.525078



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, , Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Дед-Краевед
20 июня 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, , Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с западного входа в колокольню<br>, Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Вид с западного входа в колокольню
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний объем колокольни<br>, Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Внутренний объем колокольни
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер четверика<br>, Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Интерьер четверика
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Настенная роспись четверика<br>, Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Настенная роспись четверика
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер трапезной<br>, Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Интерьер трапезной
Monbes
25 сентября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер трапезной<br>, Поемечье, Нерехтский район, Костромская область
Интерьер трапезной
Monbes
25 сентября 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  2 января 2013

Некогда село Поемичье (Посмесье) с деревнями Марунина слобода, Ошихино, Токарево было в составе Фёдоровской вотчины Троице-Сергиева монастыря. В 1596 г. Поемичье называлось монастырским приселком, т.е. новым поселением, основанным монастырём, и в нём стояла деревянная церковь. Проходивший в 1616 г. отряд пана Лисовского разорил село и находившиеся вблизи деревни и "всё строение монастырское, а крестьяне от литовского разорения вышли безвестно". В 1717 г. Поемичье принадлежало Я.И.Полозову - местному помещику, который выстроил здесь новую деревянную церковь Преображения. 

Нынешний кирпичный храм Св.Троицы был возведён около 1762 г., вместо предыдущей деревянной церкви. Это характерный для Нерехтского района сельский приходской храм,в архитектуре которого органично сочетаются архаичная объёмная композиция, тяготеющая к допетровскому зодчеству 17 в., и барочный наружный декор. Храм расположен в восточной части ныне почти нежилого села, на площади; окружавшее её кладбище утрачено. Поблизости от церкви сохранилось шесть кирпичных крестьянских домов кон. 19 в., выстроенных в формах эклектики (часть этих домов сейчас полуразрушены).

Относительно постройки самой церкви: где-то во 2-й пол. 19 в., к её колокольне была пристроена южная палатка, а чуть позднее - северная. Одновременно с последней с юго- и северо - востока были расширены приделы трапезной, посвящённые Сергию Радонежскому и Георгию Победоносцу. При этом западные окна на северном и южном фасадах храма были заложены. Очевидно, тогда же заново сделаны своды трапезной и несущие их столбы, а фасады церкви оштукатурены. Ядром композиции церкви является двусветный четверик храма с пятью глухими восьмигранными барабанами. Более широкая трапезная со скруглёнными западными углами с юго- и северо-востока увеличена приделами с прямоугольными в плане алтарями, почти на половину ширины заслоняющими фасады храма. Колокольня состоит из нижнего яруса - четверика и высокого восьмигранного столпа с шатром.

В советское время разобран алтарный выступ, утрачены иконостасы и большая часть стенописи в интерьере. В конце 20 в. обрушились главы храма и крыша трапезной. В храме сохранились фрагменты настенной масляной живописи посл. четв. 19 в., исполненной в позднеакадемической манере. Так, на западной стене церкви развёрнута многофигурная композиция, в которой представлен Собор всех святых. В откосах окон второго света и в простенках между ними "соборная" тема продолжена клеймами и избранными святыми. В арках оконных амбразур написаны херувимы. Гризайльные орнаментальные композиции над окнами первого света имитируют лепной декор с густым лиственно-ленточным плетением. Между композициями в круглых клеймах написаны святители. Цветовая палитра росписи холодная, приглушенная.

По материалам: "Памятники архитектуры Костромской области", 11 выпуск, стр.249-251; "Деревни,сёла и города Костромского края", стр.255.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 марта 2014

Церковь Троицкая с. Поемечья каменная, с такою же колокольней и оградой, построена в 1762 г. усердием прихожан. Для кладбища в 1904 г. отведено новое место, окопанное рвом. Престолов три: в холодной – во имя Живоначальной Троицы, в теплой - во имя вмч. Георгия и преп. Сергия Радонежского.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства содержания его: казенное жалование священнику 105 руб. 82 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп., диакон не получает. Проценты с капитала в 580 руб., доход от богослужений и треб - священника до 362 руб., диакона до 240 руб., псаломщика до 120 руб. Для священника есть церковный каменный дом, неудобный, диакон и псаломщик готовых помещений не имеют и квартирных не получают. На ремонт церковного дома есть капитал 167 руб. 36 коп. Земли в пользовании причта усадебной 1 десятина 1799,5 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной неудобной 3 десятины. Планы на земли есть, межевой книги нет.

Прихожан муж. пола 870, жен. пола 1002, приход сельскохозяйственный, православный. Приходских селений 9, дальние 2 в 5 верстах. Школа одна земская - в самом селе.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Марина Зуйкова  30 сентября 2020

Характерная для Нерехтского района сельская приходская церковь, в архитектуре которой органично сочетаются архаичная объемная композиция, тяготеющая к допетровскому зодчеству 17 в., и барочный наружный декор. Расположена в восточной части села, на площади; окружавшее ее кладбище утрачено. Поблизости от церкви сохранилось шесть кирпичных крестьянских домов кон. 19 в., выстроенных в сдержанных формах эклектики: два одноэтажных дома на северной стороне площади, напротив храма; два на западной стороне – двухэтажное здание (№ 8) и полуразрушенный дом; два одноэтажных дома (№ 7 и 13) к северо-западу от церкви на улице, отходящей от площади. Здания на северной стороне площади и дом № 8 оштукатурены и побелены, остальные постройки не оштукатурены. Прямоугольные в плане объемы всех домов акцентированы огибающими лопатками. Окна (прямоугольные или с лучковыми перемычками), за исключением дома № 8, обрамлены профилированными наличниками.

Церковь, сменившая деревянный храм 1-й четв. 18 в., построенный местным помещиком Я.И. Полозовым, возведена около 1762 г. Во 2-й пол. 19 в. к ее колокольне пристроена южная палатка и несколько позднее – северная. Одновременно с последней с юго- и северо-востока были расширены приделы трапезной, посвященные Сергию Радонежскому и Георгию Победоносцу. При этом западные окна на северном и южном фасадах храма были заложены. Очевидно, тогда же заново сделаны своды трапезной и несущие их столбы, а фасады церкви оштукатурены. В советское время разобран алтарный выступ, утрачены иконостасы и большая часть стенописи в интерьере. В кон. 20 в. обрушились главы храма и крыша трапезной. Стены сложены из кирпича и оштукатурены.

Ядром симметричной относительно продольной оси композиции церкви является двусветный четверик храма с пятью глухими восьмигранными барабанами (центральный незначительно крупнее угловых). Более широкая трапезная со скругленными западными углами с юго- и северо-востока увеличена приделами с прямоугольными в плане алтарями, почти на половину ширины заслоняющими фасады храма. Колокольня состоит из нижнего яруса-четверика и высокого восьмигранного столпа с шатром.

Четверик храма, на углах охваченный огибающими лопатками, завершен аттиком с полукруглыми кокошниками, отделенным от основной плоскости профилированным карнизом с зубцами. Первоначально (до пристройки придельных алтарей) трехосевые южный и северный фасады имели симметричную композицию. Все окна с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками, ушами и сережками, соединенные с лучковыми сандриками. На средней оси северного фасада расположен арочный вход. Вверху по осям проемов помещены круглые штукатурные медальоны. Фасады трапезной с тремя прямоугольными окнами асимметричны. Проемы очерчены рамочными наличниками с ушами и увенчаны профилированными сандриками – треугольным над крайним с запада окном и прямыми над двумя другими. Стены приделов с алтарями расчленены лопатками и прорезаны крупными прямоугольными окнами. На западном фасаде первого яруса колокольни расположен вход с лучковой перемычкой, заглубленный в большую арочную нишу с архивольтом, а над ним выложен квадратный киот. Восьмигранный столп с огибающими лопатками на углах имеет в средней части лишь два узких окна на южной грани. Вверху со всех сторон – арочные проемы звона. Шатер опоясывают три ряда слухов с лучковыми и щипцовыми завершениями.

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. Широкий арочный проем в восточной стене вел в алтарь. Более узкий проем связывает храм с четырехстолпной трапезной. Крещатые столбы и опирающиеся на них подпружные арки несут крестовые и коробовые с распалубками своды. Алтари приделов, отделенные подпружными арками, перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Нижний ярус колокольни, не имеющий перекрытия, переходит в восьмигранный столп при помощи тромпов. В толще северной стены находится кирпичная лестница. Обе палатки по сторонам колокольни, с плоскими перекрытиями, имеют только наружные входы (с западной стороны).

В храме сохранились фрагменты настенной масляной живописи последней четв. 19 в., исполненной в позднеакадемической манере. На западной стене храма развернута многофигурная композиция, в которой представлен Собор всех святых. В откосах окон второго света и в простенках между ними «соборная» тема продолжена клеймами с избранными святыми. В арках оконных амбразур написаны херувимы. Гризайльные орнаментальные композиции над окнами первого света имитируют лепной декор с густым лиственно-ленточным плетением. Между композициями в круглых клеймах написаны святители.

Цветовая палитра росписи холодная, приглушенная. К доминирующим серовато-розоватым и голубым оттенкам добавлены вкрапления красного, синего и желтого цвета в драпировках.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - СПб., 1863. С. 150; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). - СПб., 1909. Вып. 31. С. 229, № 549; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. С. 173; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. - Кострома, 2000. С. 255; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. - Кострома, 2009. С. 249-251.

http://svodokn.ru/object/101525508?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.