ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Монастырская. Церковь Спаса Преображения.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1886.
Адрес:
Вологодская обл., Сямженский р-н, д. Монастырская

Координаты:60.125217, 41.652077


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
вид с восточной стороны
LilianM
17 августа 2012
Церковь Спаса Преображения - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
LilianM
27 августа 2012
Церковь Спаса Преображения - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
интерьер со стороны алтаря
LilianM
27 августа 2012
Церковь Спаса Преображения - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
перед входом в алтарь на левой стене надпись о росписи
LilianM
27 августа 2012
Церковь Спаса Преображения - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
живопись в куполе
LilianM
27 августа 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): LilianM,  15 декабря 2013

Преображенская церковь бывшей Леванидовой пустыни на реке Реже была выстроена и освящена на месте деревянной в 1761 году тщанием иеромонаха Сергия, прибывшего на это место из Николо-Угрешского монастыря, как раз перед упразднением пустыни. Это однонефный бесстолпный трёхчастный храм. План представляет собой крест, вписанный в восьмерик. Отличительная черта этой церкви от других в районе заключается в решении её плана - скруглённые углы, фасады в виде центральных ризалитов. Сам же фасад церкви симметричен: его уравновешивают с западной стороны притвор а в восточной – алтарь, которые так же симметрично украшены вазонами на крышах. В ризалите по три окна верхнего и нижнего света, в угловых частях по одному окну. Углы оформлены пилястрами.

Храм имеет купольное покрытие. Венчается пятиглавием, центральный световой барабан приподнят на куполе и прорезается восемью вытянутыми арочными окнами, над ними проходит аркатурный пояс. Боковые барабанчики глухие, на утолщенном основании, вместо окон так же оформленные глухими арочными нишами с аркатурным поясом сверху. Юго-восточный барабан утрачен.

Все удлинённые арочные окна оформлены в едином стиле, выступающим наличником, заканчивающимся бровкой. Окна верхнего света изнутри забраны досками. Во всех окнах сохранились деревянные рамы и решётки. Под оконными проёмами нижнего света располагаются прямоугольные филёнки. В алтаре на восточной стене имеются два окна, в северном и южном по одному - так же как и в притворе. Деревянная паперть завершается трёхскатной крышей с куполом и главкой на небольшом барабане, крыта железом.

Поднимаясь по деревянной лестнице паперти, через большую тяжёлую обитую железом дверь попадаем внутрь восьмерика храма. Высокий купол и бесстолпное пространство его впечатляет и придаёт интерьеру лёгкость и величие. Деревянный пол позволяет безопасно передвигаться по церкви. Каждая стена оформлена высокими арками, разделёнными в свою очередь вертикально на узкие арочные ниши, в которых располагаются оконные проёмы. Многочисленные арочные пролёты делают архитектуру храма стройной и облегчённой по массам. Железные кованые связи стягивают стены. В центре купола барабанное отверстие заложено досками. В восточной части заметны следы большого иконостаса, к сожалению, разобранного в советское время.

В 1904 году храм расписали. Об этом свидетельствует надпись в арочном проёме, ведущем в алтарь. На стенах же арочного проёма, ведущего в основную часть храма, по обе стороны сделаны подписи красками: «не курить!» и «не сорить!».

Пожалуй, это самая хорошо сохранившаяся церковь в Сямженском районе. Летом много людей приходит и приезжает в церковь, чтобы полюбоваться её красотой. Она поражает посетителей своей масштабностью и величием. Внешний вид за эти годы практически не изменился, только утрачен юго-восточный барабан с главкой. Одной из особенностей данного храма является его бесстолпное перекрытие, за счёт чего он кажется таким просторным.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 февраля 2018

Македонская Н.М. Ефремов Спасо-Николаевский Режский мужской монастырь. Верхотино-Преображенский мужской монастырь. Леванидова мужская пустынь на Важской Верхотине.

Описание Зверинского В.В. № 1602

«Ефремова-Спасо-Николаевская-Леванидовская, мужская пустынь, или Верхотин-Преображенский монастырь, ныне приход церкви села Монастырского Вологодской губернии Тотемского уезда Куракинской волости, в 80 верстах к западу – северо-западу от Тотьмы, при реке Режи. Основана в начале 16 столетия старцем Ефремом в царствование Великого князя Василия Иоанновича; преемник его игумен Леонтий получил владетельную и несудимую грамоту в 1539 году; вскоре она опустела, в 1560 году приписана к Спасо-Суморину монастырю и была возобновлена преподобным Феодосием, но в 17 веке опять запустела и совсем упразднилась. В начале второй половины 18 столения иеромонах Московского Угрешского монастыря устроил здесь каменную церковь во имя Преображения, освященную в 1761 году; затем была выстроена тоже каменная церковь святителя Николая, освященная в 1800 году».

Уточнения и дополнения к описанию. Местоположение.

Ефремов монастырь находился на правом берегу реки Режа западнее места впадения её в Вагу, ныне деревня Монастырская Режского поселения Сямженского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Режского монастыря показано на листе карты № 52, шифр 11-18.

Режская пустыня

Основана в начале 16 века старцем Ефремом. Построены деревянные церкви Преображения Господня и святителя Николая Чудотворца. В 1539 году настоятелем пустыни был игумен Леонтий, пустынь стала называться Леванидовой. В 1545 году обитель обезлюдела, её восстановил в 1560 году строитель Тотемского монастыря Феодосий Суморин. С этого времени пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю, но снова запустела в конце 16 века. В 1617 году в пустыни проживали два старца, строителя и иеромонаха не было, служить в церквях было некому. Через год Режская пустынь приписана к Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному Дмитрием Донским в 1380 году на Угреше - левом притоке реки Москвы. В конце 17 века на территории Режской пустыни находились: одна церковь, две жилые кельи и хлебня, проживали иеромонах и 2 старца. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря. За деревянной монастырской оградой располагается скотный двор, при нём жили пять монастырских работников. За монастырём числились пять жилых деревень. Перед упразднением на территории Режской пустыни стояли две церкви: каменная церковь в честь Преображения Господня, построенная в 1761 году иеромонахом Угрешского монастыря Сергием, и старая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, жили четыре насельника: строитель, иеромонах и два монаха. В 1764 году Режская пустынь упразднена, церкви обращены в приходские.

Режский приход

В 1800 году прихожане построили вместо деревянной Николаевской церкви каменную теплую церковь с колокольней. Единственный престол освятили во имя святителя Николая Мирликийского. В 1886 году вместо прежней каменной церкви, построенной монахами, прихожане построили при главной Николаевской церкви вторую - каменную холодную однопрестольную Преображенскую церковь в отдельном корпусе.В Режский приход входили деревни Куракинской волости Тотемского уезда, расположенные по обоим берегам Режи и на реке Ваге. В них в 1916 году проживали 2441 человек. Служил священник Александр Васильевич Лавров 1880 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1902 года. Ему помогали диакон Николай Васильевич Яблонский 1862 года рождения и псаломщик Остроумов Николай Алексеевич 1857 года рождения, оба из воспитанников Тотемского духовного училища.

После революции 1917 года

В советское время церкви закрыты, здания их сохранились. Преображенская церковь в настоящее время восстанавливается.

http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=364


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 февраля 2018

В Сямженском районе группа энтузиастов пытается спасти от разрушения уникальный храм. Он расположен в деревне Монастырская Режского сельского поселения. «В сохранении храма Преображения Господня заинтересованы не только те жители Режи, которые сейчас живут там, но и люди, которые переехали в другие города или поселки, но по-прежнему считают Режу своей малой и любимой родиной», — говорит Ирина Кузнецова, входящая в инициативную группу по сохранению режских святынь.

Из глубины веков

Первые сведения о появлении намоленных мест в Режском поселении относятся еще к XVI веку. Например, в книге «Тотьма и её окрестности» Д.А. Григорова сказано: «…В 1560 году по указу архиепископа Ростовского и Ярославского Преподобный Феодосий Тотемский возобновил в Тотемском уезде, на речках Реже и Ваге, Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь и собрал в ней братию. С того до преставления преп. Феодосия, как видно из завещания его, Режская пустынь и состояла во владении Спасо-Суморина монастыря, но потом, неизвестно с какого года, перешла в управление Николо-Угрешского монастыря». Многовековая история пустыни складывалась не просто: ее то возрождали, то покидали. В начале первой половины XVIII века были построены два храма, сохранившихcя до наших дней. Иеромонах Московского учреждённого монастыря Сергий устроил каменную одноэтажную холодную церковь, которая в 1761 году была освящена в наименование Преображения Господня. По левую сторону устроена и освящена в 1800 году другая, Николаевская тёплая.

«Храм Преображения Господня — пятиглавый, и во времена борьбы с религией одну из глав решили взорвать на кирпич. Не сразу это получилось, настолько на совесть все было построено, но все же маковку уронили, а вот кирпичом воспользоваться, кстати, так и не смогли: невозможно было разбить кладку», — рассказывает Марина Вечеринина, представитель инициативной группы.

О том, как в свое время строилась церковь Преображения Господня, поведали старожилы. Их слова передает Ирина Кузнецова: «Строили церковь всем миром. Кирпичи строители делали тут же, в деревне Монастырской. На Берёзовке копали глину. Глину месили только в новых хромовых сапогах, а для кирпичей требовался только свежий удой молока». Расписали храм в начале XIX века, краски готовились на куриных яйцах, которые с личных подворий приносили крестьяне. Фрески сохранились до наших дней, но поскольку одна из глав была взорвана, а окна и двери тоже нуждаются в восстановлении, в церковь проникает сырость, ветер, морозы. Это вредит и самому зданию, и уникальным росписям. Причем в советские времена их уже пытались уничтожить. Храм использовался под различные хозяйственные нужды, и лики белили, замазывали, но они все равно проступали сквозь слой побелки.

Бумажный вопрос

Как считают инициаторы реставрации, самое первое, что нужно сделать для храма Преображения Господня, — это починить кровлю, восстановить окна и двери. С этой целью уже начат сбор средств, однако Режское поселение невелико (около 300-400 человек), причем в основном это пенсионеры и крестьяне, то есть люди с маленьким доходом. Они жертвуют, сколько могут, но большие суммы им не осилить. «К сожалению, мы не можем оказать финансовую помощь, — комментирует Валентина Белоглазова, заместитель главы Сямженского района. — Наш район бедный, сельский. Мы пытаемся сделать все, что в наших силах, но ограничены в материальных возможностях». Однако от местных властей инициативная группа ждет не столько финансовой поддержки, сколько помощи с оформлением документации на храм. Как имущество само здание принадлежит администрации Сямженского района. Но на церковь нет многих официальных бумаг. «Нет свидетельства о регистрации права собственности, кадастрового паспорта, документов о межевании. Нам хотелось бы, чтобы администрация района на собственные средства оформила эту документацию. Поскольку она является собственником, то это ее и права, и обязанности. У нас же таких прав нет. К тому же мы не можем тратить на эти цели то, что уже собрано нами для ремонта храма. Но далее мы готовы взяться за дело сами», — поясняет Марина Вечеринина.

Благое дело

Помимо ремонтных работ, инициативная группа хочет, чтобы уникальную церковь внесли в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Для этого нужно решение экспертной комиссии, и опять же нужны уже перечисленные документы. Инициаторы восстановления храма получили благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского владыки Максимилиана. Да и Губернатор Олег Кувшинников настоятельно рекомендовал всем органам власти способствовать сохранению удивительно прекрасной церкви. А пока даже в разрушающемся храме ведутся службы. Священник Михаил Никифоров видит будущее этой святыни как составной части сямженского прихода. «Отдельный приход здесь устроить вряд ли получится, так как население невелико, но храм уникален, конечно, и нужно всеми силами попытаться его сохранить», — считает отец Михаил. Инициаторы восстановления храма обратились в комиссию по церковному искусству, строительству и реставрации Вологодской епархии. Они попросили экспертов дать объективную оценку. «Это благое дело, и комиссия выедет на место, как только будет возможность», — пояснил пресс-секретарь епархии Андрей Сальников.

А пока все желающие могут сделать пожертвования на восстановление храма и присоединиться к инициативной группе «Режа» в социальной сети «ВКонтакте». Без помощи со стороны небогатым сельчанам сложно справиться с такой большой финансовой задачей.

http://newsvo.ru/press/76813

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.