10 ноября 1847 года «новоустроенный холодных Храм, во имя Вознесения Господня» был освящен «Благочинным Малмыжского уезда села Большой Кильмези Троицкой церкви священником Андреем Даровским».
12 февраля 1853 года церковнослужители обратились в епархию за разрешением разобрать деревянную церковь: «При нашем Водзимоньинском селе находится деревянная упраздненная с 1838 года церковь, которая по ветхости своей, никуда не может быть перенесена, а со временем должна совершенно разрушиться, так как крыша над ней совершенно уже почти сгнила, во внутренности ея украшения никакого нет, и иконостаса в ней устроено не было, а иконы некоторые перенесены в настоящую церковь и употребляются для походов, а другие пожертвованы во вновь открытые села. По сему и осмеливаемся доложить Вашему Преосвященству, не благоволено ли будет дозволить, разломав оную, употребить на отопление настоящей церкви». Разрешение было получено. Тогда же было получено разрешение на устройство вокруг церкви каменной ограды: «в нынешнем [1853] годе заготовить требующиеся на устройство оной материалы — как то кирпич, бутовый и известковый камень и отлить, или отковать решетины, а в будущем 1854 годе устроить оную, на прикладную церковную сумму при пособии прихожан».
Ведомость о Вознесенской церкви за 1862 год сообщает:
1) Построена в 1829 году тщанием прихожан, при пособии добровольных пожертвований, собираемых по Вятской Епархии с позволения Епархиального начальства.
2) Зданием каменная, с таковою же колокольнею.
3) Престолов в ней три: в настоящей холодней во имя Вознесения Господня, освящен в 1847 году; в правом теплом приделе во имя Рождества Христова, освящен в 1838 году; в левом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, освящен в 1839 году.
4) Утварью не скудна.
5) Причта положено по штату три: священников три, диаконов два, дьячков три и пономарей три же.
6) Земли при сей церкви усадебной неизвестное количество, пашенной и сенокосной в 1812 году нарезано 33 десятины; а в 1842 примежевано сто шестьдесят пять десятин; земля сия утверждена за церковью, но во владение оною священно-церковнослужители не введены; плана и межевой книги на землю сию не имеется и дела о сей земле не производится. Священноцерковнослужители сею землею не владеют, а пользуются оною прихожане, взамен коей священноцерковнослужители получают с прихожан по обоюдному согласию ругу; для беспрепятственного получения оной дан приходскими людьми в 1799-м году приговор за свидетельством Елабужского Земского Суда Секретаря Михаила Петрова.
7) Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
8) На содержание священноцерковнослужителей жалованья не полагается и оклада постоянного не производится, почему и содержание их посредственно.
9) Зданий, принадлежащих к сей церкви нет, кроме одного амбара.
10) Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 280, от Духовного правления в 160-ти верстах. Местный благочинный находится в сем селе.
11) Ближайшие к сей церкви следующие: 1-я с востока Вавожская в 23, 2-я с западу Кильмезская в 40, 3-я с югу Сушинская в 80, и 4-я с северу Сюмсинская — в 35 верстах.
12) Приписной церкви нет.
13) Домовой тоже нет.
14) Опись церковному имуществу учинена в 1854 году, засвидетельствована членом Елабужского Духовного правления.
15) Копии с метрических книг с 1806 года, хранятся в целости.
16) Исповедные росписи с 1798 года, хранятся в целости.
17) Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Елабужского Духовного Правления даны — 1-я в 1845-го, а 2-я 1844-го года.
18) Обыскная книга выдана из Вятской Духовной Консистории, скреплена членом оной Протоиереем Григорием Пинегиным, писаных в ней листов 376, а не писаных 24.
19) Часовен в приходе означенной церкви нет».
В 1868 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство, а 10 марта 1887 г. — школа грамотности, 1 января 1895 г. — богадельня с приютом.
17 сентября 1912 года Вятская Духовная Консистория представила на рассмотрение и утверждение в Строительное Отделение Губернского Правления проект на перестройку каменного храма в селе Водзимонье Малмыжского уезда. Проект был утвержден по протоколу Строительного Отделения Вятского Губернского Правления от 4 октября 1912 года № 365. Перестройка, заключавшаяся в расширении храма, была осуществлена в 1915 году, в тот год на нее была израсходована солидная сумма в 2960 рублей.
Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 года. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г. На основании постановления Совета Министров УАССР от 26.08.48 г. № 130, здание, как памятник архитектуры, принято на государственную охрану.
Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 г. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941 г. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г.
По мнению краеведа Е.Ф. Шумилова, проект церкви в селе Водзимонье составил архитектор Семен Емельянович Дудин (1779, Петербург — 1825, Ижевск), окончивший Академию Художеств (1798) и работавший в с 1807 по 1824 год на Ижевском оружейном заводе. Справедливо будет сказать, что проект мог быть составлен и вятским губернским архитектором (1821—1831) Иваном Денисовичем Дюссар де Невилем. В любом случае, он осуществлял надзор за строительством и мог вносить свои коррективы. Огромная заслуга в сложившемся облике постройки приходится на долю подрядчика Федора Тюрина, ведущего мастера каменных дел в Вятской губернии первой половины XIX века, непосредственно руководившего строительством и имевшего богатейший опыт по возведению храмов. В рамках данного исследования не установлен и автор проекта расширения храма 1912 года, которым мог быть любой из довольно многочисленного ряда практикующих в то время архитекторов или инженеров.
http://tehne.com/node/5733