ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шляпники. Церковь Власия.


Шляпники. Церковь Власия
Церковь. Не действует.  
Престолы:Власия, Гурия Казанского и Варсонофия Тверского, Духа Святого Сошествия
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1911.
Архитектор:А.Б. Турчевич
Адрес:
617504 Пермский Край, Ординский район, село Шляпники, ул. Трактовая, 6

Координаты: 57.085257, 56.981696





Церковь Власия, , Шляпники, Ординский район, Пермский край
Андрей Никулин
5 августа 2012
Церковь Власия, Силуэт Церкви Власия<br>, Шляпники, Ординский район, Пермский край
Силуэт Церкви Власия
Дмитрий Палтусов
2 августа 2012
Церковь Власия, , Шляпники, Ординский район, Пермский край
vikusik.travel
7 июля 2018
Церковь Власия, Выпуклое изображение креста на стенах Храма<br>, Шляпники, Ординский район, Пермский край
Выпуклое изображение креста на стенах Храма
Дмитрий Палтусов
2 августа 2012
Церковь Власия, Фото 1960-ых годов из фондов Пермского краеведческого музея<br>, Шляпники, Ординский район, Пермский край
Фото 1960-ых годов из фондов Пермского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 июля 2011

ВЛАСИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ОРДИНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ШЛЯПНИКИ, деревянная. Построена в 1837 г. Главный (Власиевский) престол освящён 23.05.1838 г. Взамен её 31.05.1909 г. заложена каменная. Архитектор А.Б. Турчевич (за образец взята Свято-Николаевская церковь в Мотовилихе). Построена в 1911 г. Закрыта 3.04.1939 г. Деревянная церковь сгорела в 1921 г.

Е. Н. Шумилов. Энциклопедия Пермского края

Сведения о церкви из Пермского eпархиального адрес-календаря на 1882 год (Сост. Н.Д. Топорков.):
148. Шляпниковск. с. Власиевская, от губ. г. 130 в. у. г. 127 в., благ. 30 в. – Свящ. 1, пс. 1. – Прих. 1175, раск. 3, д. 8, в 1–5 в. – Жал. 164 р. 64 к., добр. руг.; зем. ус. 2 д., пах. 60 д., сен. 6 д., дом. 2. – Свящ. Николай Александр. Савелов, ок. к. с. 2 р. 1850 г., им. скуф.; диак. Василий Прокоп. Конюхов, 2 кл. с 1875 г. церк. Александр Никол. Савелов, 1 кл. П. у. 1878 г. – Стар., кр. Иван Ив. Другов; просф., поп. д. Стефанида Тим. Будрина; от ц. 12 р. и отопл.

Пермские епархиальные ведомости №20, 11 июля 1909 года, отдел неофициальный, стр. 432–435.

Закладка трехпрестольнаго храма в селе Шляпниках

Второй благочиннический округ Осинскаго уезда с 1898 года богат сооружением и расширением новых деревянных и каменных храмов. Так, вновь сооружены были следующие храмы: в деревне Михиной – Медянскаго прихода, Починках или Телесе – Смурыгинскаго, Межевке – Ясыльскаго, Колпашниковой – Стефановскаго; расширены: в Опачевке, Суде двухэтажный, Ключиках, Ашапе; кроме того, идет заготовка материалов к расширению храмов в селах: Смурыгах, Медянке и Овчинниках.

Существующий ныне в Шляпниках двухпрестольный храм деревянный, тесный, низкий: в холодном алтаре три, в теплом – около 4 1/4 аршин высоты, от чего при стечении народа по воскресным дням, а особенно в престольные и дванадесятые праздники, страшная духота и теснота.

Когда расширялись храмы менее состоятельных приходов, чем Шляпниковский, то шляпниковцы с завистию смотрели на это, о чем лично приходилось слышать пишущему настоящия строки от некоторых уполномоченных по постройке храма. По уходе на покой настоятеля Шляпниковскаго храма, протоиерея Н. С., и с назначением настоящаго настоятеля церкви священника о. Ершова дело построения каменнаго храма быстрее начинает двигаться вперед. О. Ершов не устрашился той тяготы и тех поношений, какия приходится переносить ему от себялюбивых и честолюбивых крикунов.

Проект на сооружение храма, составленный Пермским архитектором А.Б. Турчевич, по заказу уполномоченных от прихода, во главе с о. настоятелем, был получен в 1905 году. Образцем храма послужил Никольский храм Мотовилихинскаго завода с добавлением к нему колокольни. Сумма, потребная по смете на построение храма в количестве 50 с лишним тысяч рублей, прихожанами принята; составлен приговор, утвержденный подлежащею властью. После утверждения проекта (1906 г.) был выбран и утвержден строительный комитет под председательством о. настоятеля.

Выемку земли, подвозку материалов, как то: камня, песку, извести, кирпича и др. прихожане пожелали выполнять натурой, чтобы уменьшить денежную раскладку по душам. К текущему 1909 году кирпича было уже приготовлено более полумиллиона, бутоваго, цокольнаго камня, уже обделаннаго, вполне достаточно для стройки и несколько тысяч рублей капитала.

Комитет постановлением своим решил сделать нынешней-же (1909 года) весной закладку храма. Найден был и подрядчик Илья Михайлов Дорногин, зарекомендовавший себя в нашем округе своею честностью, добросовестностью и точным выполнением взятаго на себя дела, с коим и заключен договор. Храм должен быть в два света – трехпрестольный: средний – в честь свящ.-муч. Власия, правый – Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев, левый – Св. Духа.

Когда о. настоятель узнал, что Преосвященный Владыка Палладий в конце мая предпринимает поездку по 2-му округу Осинскаго уезда, а оттуда по Бирскому тракту в Красноуфимск, то просил членов комитета и прихожан поспешить к торжеству закладки храма, в виду возможности соединить его с посещением села Владыкою Палладием.

Работа закипела: усердно стали копать канавы, возить песок, известь, у одних распорядительность, а у других послушание не ослабевали, так что к 24-му мая к закладке все уже было готово. Предупредительный о. председатель за несколько дней всем (11) членам комитета и сельским старостам прихода распределил круг их обязанностей при имеющей произойти закладке. 20 мая было получено благословение Владыки и грамота на заложение храма и извещение о времени его прибытия в Шляпники на 28 мая, но чаяние Шляпниковцев, что Владыка приметь участие в закладке, назначенной 31 мая, не осуществилось, – Владыка спешил в Сарсы тоже к закладке храма. Преподав Шляпниковцам свое святительское благословение на предстоящее богоугодное, святое и трудное дело, он уехал в с. Медянку на ночлег.

Извещения о дне закладки храма были приготовлены в значительном количестве и разосланы по окрестным селам и деревням. Вследствиe этого еще около 3-х часов пополудни 30 мая прибывал на конях и пеший иноприходный люд. К 5 часам уже вся площадь около постройки была усеяна пришедшим народом. Погода, до этого прекрасная, начала изменяться. В воздухе было тихо. Парило. Около 5-ти часов на западе появились тучки и вскоре пошел благодатный дождь.

В 6 часов начался благовест к бдению, которое совершал местный причт, при пении местнаго, хотя и небольшого, хора, но довольно выразительнаго, по цифровым нотам оттенявшаго смысл слов, песнопений, сладостных для души верующих. Ко времени выхода на литию и величание во главе с о. благочинным свящ. Ф. Адриановским с пятью иеpeями и 3-мя оо. диаконами на место закладки, погода прояснилась. Вместо второй кафизмы о. настоятелем было сказано слово импровизацией.

Погода 31 мая хмурилась. К 5-ти часам утра, времени совершения ранней литургии, площадь около закладки была усеяна народом, а храм наполнен им до странной [страшной?] тесноты и духоты. В половине девятаго начался благовест к поздней литургии, за коей о. настоятель говорил изустное слово, в котором, между прочим, проводил мысль о том, что созидание вещественнаго храма побуждает нас созидать в себе храм духовный, что как храмы вещественные мы украшаем, подобно Соломону, серебром и золотом, так и храмы духовные должны украшаться добрыми делами. В заключение своего слова сказал, что в вещественном храме св. церковь молится и будет молиться о нас, когда мы станем прахом, возглашая на каждом богослужении: «еще молимся о блаженных и приснопамятных создателях св. храма сего»... и т. д.

Когда кончилась литургия, вышел крестный ход к месту закладки в сопровождении всех тех священнослужителей, кои участвовали при служении бдения с о. благочинным во главе. Погода как будто вторила торжеству. Когда смолк звон колоколов, воцарилась тишина и местным о. диаконом прочтена грамота на заложение, после чего о. благочинным громко, ясно сказано изустное слово, обращенное к строителям и созидателям воздвигаемаго храма, кои бы вели святое дело построения храма в мире, согласии, единодушии, с упованием на Господа Бога и Его всесильную помощь, без тщеславия и гордости. Затем, призвав окружающий народ к молитве о ниспослании благодати Божьей на начинающееся дело, начал чин освящения места закладки.

В основание престолов положены металлическия доски с изсеченною на них положенною надписью. По окроплении досок св. водою, о. благочинный читал надпись на каждой, а затем возливал на них елей, влагал в особые каменные футляры плиты, над которыми и водружались кресты.

Когда кончилась закладка и процессия возвратилась к столу, о. диакон возгласил: «паки и паки преклонше колена»... Минута была чудно умилительная. Священнослужители и народ опустились на колени, а о. благочинный громогласно прочел молитву: «Хвалим Тя, Господи, Боже сил, Спасителю наш»... По отпуске о.о. диакона провозгласили три многолетия. Священнослужители возвратились с крестным ходом в храм, а народ стал расходиться по домам.

Участвовавший иepeй. Огарышев Сергей Иванович, электронная версия, 2008.



Комментарии и обсуждение


В статье указано, что церковь недействующая. Однако по состоянию на август 2012 г., в церкви идут службы. Вход в храм облагорожен, разбиты цветники. Хотя на реставрацию самого здания и заделку всех разбитых окон, кажется, денег у местного прихода нет.
6 августа 2012, Дмитрий Палтусов.