Митрофановка Петро-Павловская церковь (1913)
Одним из самых ярких памятников православного культового зодчества Восточного Казахстана является храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в небольшом селе Митрофановка, находящемся в семи километрах от трассы Усть-Каменогорск – Семипалатинск. В начале XX века Митрофановское – крупный по тем временам центр одноименной волости 4-го крестьянского участка Семипалатинского уезда. В волость входило несколько населенных пунктов: Багратионовское, Починное, Тройницкое, Привольное, Бородинское, Юбилейное, а также хутор Кишкене – Чад. Но церковь была только одна – Иннокентиевский молитвенный дом в селе Тройницком (один из храмов Киргизской Миссии), где настоятелем служил священник Георгий Кристаллов. В 1913 году был построен каменный храм в волостном центре. Для строительства была привлечена артель зодчих – семипалатинских татар. Одновременно с церковью был построен и дом для священнослужителей. В других случаях мы уже сталкивались с тем, что в непосредственной близости от храма находился дом для причта, как, например, в Покровке (Каражал), Георгиевке и т.д. Но нигде не было достигнуто такого стилистического единства, такого ансамбля построек, как в Митрофановке. И храм, и дом выполнены из аналогичного материала, в отделке фасадов зданий применены схожие приемы.
Что касается внешнего облика Петропавловской церкви, то в начале XX века он не отличался большой оригинальностью. Дело в том, что некоторые кирпичные храмы создавались по типовому проекту. Образцом служил, ныне, к сожалению, утраченный, Градо-Устькаменогорский Покровский собор, построенный в 1888 году. Позднее по всему Прииртышью стали появляться его подобия, разнящиеся лишь масштабом и некоторыми архитектурными деталями. В 1901 году окончена постройка Никольского собора в Семипалатинске, в 1908 году освятили Покровскую церковь в одноимённом селе (ныне Каражал). Возможно, были и другие образцы этого так называемого «епархиального стиля», но в связи с их утратой, а также отсутствием необходимого фотоматериала, судить об этом в наше время сложно. Сохранившийся остов Петропавловского храма позволяет сделать вывод, что перед нами еще один вариант Устькаменогорского собора, адаптированный к сельским условиям. Так же как и в ранее рассматриваемом храме с. Покровка (Каражал), отдельные, разновеликие по площади и объему части церкви «нанизаны» на единую ось: притвор, трапезная, основной объем, алтарь. Но, в отличие от Каражала, стены Митрофановской церкви гораздо более монументальны, чему причиной могут быть названы, во-первых, более строгие элементы декора, а во-вторых, белизна штукатурки.
В 1929 году Петро-Павловская церковь была закрыта и использовалась под различные нужды. В последние десятилетия советского периода, в бывшем храме размещался сельский клуб. При закрытии церквей в первую очередь, как правило, уничтожались главные отличительные детали: колокольни и купола. Не стала исключением и церковь в Митрофановке. Ничего не осталось и от оформления интерьера. В настоящее время на средства семьи глав местного крестьянского хозяйства «Багратион» Василия Григорьевича Воропая и его сына Александра Васильевича, осуществлён ремонт здания с целью дальнейшего его использования по прямому назначению. Ремонт, ибо реставрацией произведенные работы назвать нельзя, поскольку храму не были возвращены утраченные детали первоначального облика, а напротив, он был «обогащен» некоторыми архитектурными элементами, диссонирующими по отношению к сохранившимся подлинным частям здания. Особенно нелепо выглядит колокольня, облик которой скорее был бы уместен для Прибалтики или, например, для некоторых районов Украины и Белоруссии. Некогда над притвором возвышалась лёгкая, с шатровым завершением колокольня, а ныне красуется видимая издалека тяжелая, архаичная башня, декор которой лишь отчасти связывает её с остальной частью храма. При ремонте интерьера исчезли остатки лепнины, декорировавшей оконные проёмы. При этом сложно не согласиться с тем, что при всех недостатках храм всё-таки спасен от дальнейшего разрушения и, будем надеяться, ему предстоит стать центром духовной жизни целого района.
В настоящее время община, как таковая ещё не сформирована, храм окормляется представителями Усть-Каменогорского духовенства. 28 августа 2010 года храм посетил находящийся с архипастырским визитом в Восточном Казахстане Глава Астанайско-Казахстанской Митрополии Высокопреосвященнейший митрополит Александр (Могилёв). Его сопровождали представители местной власти – аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев и председатель областного маслихата Василий Ахаев, представители мусульманского духовенства. Петро-Павловская церковь внесена в списки памятников архитектуры на территории области.
Большая часть данной статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. В статье, кроме того, помещена информация о событиях, случившихся после выхода в свет данной книги.