ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Светлое. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская церковь


Светлое. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Владимирской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1910 и 1911.
Адрес:
Нижегородская обл., Семеновский р-он, с. Светлое

Координаты: 56.672462, 44.490377
Проезд:через г.Семенов, по трассе на с.Хахалы



Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Вид с юго-запада<br>, Светлое, Семёновский ГО, Нижегородская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 октября 2021
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Светлое, Семёновский ГО, Нижегородская область
Д.Воронов
1 ноября 2012
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Светлое, Семёновский ГО, Нижегородская область
Д.Воронов
1 ноября 2012
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Роспись "неба"<br>, Светлое, Семёновский ГО, Нижегородская область
Роспись "неба"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 октября 2021
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Иконостас<br>, Светлое, Семёновский ГО, Нижегородская область
Иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 октября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  17 июня 2017

Из книги «Памятники церковных древностей» из истории Нижегородской епархии: «Семёновский уезд, 1-й Благочиннический округ, село Святицы, церковь деревянная в честь Владимирской Божьей матери построена в 1879 г. однопрестольная». В документах Семёновского уисполкома сохранилась анкета, составленная 18 марта 1930 года священником Святицкой церкви Василием Алексеевичем Введенским, где им собственноручно сделана запись: «состою священником при церкви с 1897 года». На тот момент ему было 58 лет. К сожалению, описание первой церкви не обнаружено. А вот построенная вместо неё в 1910-1911 г.г. деревянная выглядела так: «Здание церкви деревянное на каменном фундаменте… 9-ти главая… Выстроена вновь в 1910-1911 г.г. вместо сгоревшей, и вещи приобретаются вновь путём пожертвований… … Иконостас четырёхъярусный, в нижнем ярусе две иконы в былой оправе, остальные без риз… Икон с украшением не имеется. Колоколов шесть – вылиты из меди, олова и железа… Имущество: престольных облачений – 2, дарохранительница меднопозолоченна – 1, евангелие – 3 в окладе бархатном с медной оправой, крестов непрестольных – 2, один медный, другой – позолоченный, паникадила медные в 36, 18 и 6 свечей, подсвечники из белой жести – 10, ризы – 12, сосуды медно-позолоченные – 2, церковные блюда – 2, венцы – одна пара, богослужебных книг – 24».

В советский период, после издания декрета ВЦИК от 23.01.1918 года об отделении церкви от государства, Владимирская церковь в селе Святицы разделила участь многих себе подобных в Российском государстве. Отдел по отделению церкви от государства, созданный при Семёновском уисполкоме, сразу взял на учёт все церкви и монастыри уезда, их движимое и недвижимое имущество. Были затребованы описи церковного имущества и домашней утвари церковных домов, изъяты и переданы в нотариальный отдел все метрические книги, а со священников взяты обязательства никакой записи о рождении, браке и смерти не производить. Позднее, согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 года и соответствующему распоряжению Нижегородской губернской комиссии, были изъяты из храмов золотые и серебряные монеты, много церковной утвари из драгоценных металлов. 

В документах административного отдела Семёновского уисполкома от 16 марта 1930 года обнаруживаю заявление прихожан церкви иконы Владимирской Божьей Матери с просьбой «зарегистрировать» в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года православное религиозное общество верующих под названием «Святицкое». Район деятельности общества распространяется на село Святицы и прилежащие к нему селения Лисино, Филиппово, Шадрино, Сутырь, Паромово, Зуево, Тамбово, Козлово, Большое Оленево и Малое Оленево. Под заявлением 53 подписи прихожан в возрасте от 28 до 80 лет, причём из них неграмотных только семь, единоличников – 10, членов колхоза – 28 человек. Несмотря на то, что провозглашённый декрет об отделении церкви от государства не предполагал преследования за посещение молитвенных зданий и участие в религиозных обрядах, священнослужители одними из первых были лишены избирательных прав, стали изгоями в среде строителей социализма.

В списках лишенцев по Семёновскому уезду на 02.01.1926 года обнаруживаю священника Святицкой церви Введенского Василия Алексеевича и всё его семейство: жену Введенскую Анну Николаевну 54 лет, сына Введенского Анатолия Васильевича 18 лет. Здесь же псаломщик Святицкой церкви Пётр Петров. Были обложены индивидуальными твёрдыми заданиями церковный староста Алексей Груздев из села Святицы, члены исполкома Святицкого религиозного общества Василий Игнатьевич Голубев из деревни Паромово, Василий Иванович Пичужкин из села Святицы, Василий Павлович Уткин из деревни Сутырь. Пострадал за веру житель села Святицы псаломщик Иван Степанович Крылов. До революции вёл подпольную работу. За то, что посещал Святицкую церковь, пел на клиросе, был сослан вместе с семьёй в Сибирь, потерял там жену. Вернувшись в родное село, Крылов вместе с детьми нищенствовал. Чтобы спасти голодающих детей, пошёл Иван Степанович опять на церковную службу, в псаломщики. В восстановлении в избирательных правах не помогли ни его жалобы в Семёновский райисполком, ни заступничество Сутырского сельсовета и общего собрания односельчан. 19 мая 1932 года в возрасте 60-ти лет умирает священник Василий Введенский. 14 июня того же года приход в селе Святицы принимает Аркадий Фёдорович Смирнов. Ему 42 года. До этого назначения священнослужительствовал в Арзамасском уезде, в сёлах Художино и Смолино. А через два года в именных списках лишённых избирательных прав по Сутырскому сельсовету обнаруживаю и его самого, и всю его большую семью: жену Агнию Сергеевну 47-лет – лишена «как жена священнослужителя», дочерей – Любовь 18 лет, Мария 16 лет, Евгения 14 лет, Надежда 9 лет, Анна 7 лет – лишены «как дочери священнослужителя».

Но на этом испытания верующих не закончились. Колокольный благовест в городах и весях России «мешал» работе предприятий и учреждений, школ, «нарушал покой» в больницах и близлежащих домах. В бронзовом, латунном и чугунном литье «нуждалась» промышленность страны Советов. Да и проверки культовых хозяйств, проводимые отделом по отделению церкви от государства, отмечали, что «здания храмов не ремонтируются, ограды растаскиваются, сельсоветы не следят за их состоянием». А обложенному непомерными налогами крестьянству теперь было непросто выложить копеечку на их восстановление. 1933 год стал началом повсеместного запрещения колокольного звона, снятия колоколов с церквей и, фактически, постепенного их закрытия. Чаще всего это делалось по просьбам трудящихся масс, которым колокольный звон «мешал» производительно трудиться, детям в школах – учиться, больным в больницах – поправлять своё здоровье. В октябре 1934 года дошёл черед и до церкви в селе Святицы.

Постановлением Семёновского райисполкома от 21 октября 1934 года была решена судьба церквей сразу в 14 сёлах, в том числе и Святицкой: «В сёлах Богоявление, Перелаз, Пятницкое, Медведево, Пафнутово, Тюлени, Лыково, Святицы, Рождественское, Хахалы, Дрюково, Овсянка, Чистое Поле, Спасское по сие время проводится колокольный звон, мешает учебным занятиям, расположенным вблизи. В некоторых сёлах вредно действует на больных, нарушает работу промартелей, льнозавода. Колокольный звон запретить». Давно уже нет тех людей, кто принимал эти решения, как нет и той страны, в которой это происходило. А храм в селе Светлом, пройдя все испытания, продолжает свою историческую и священную миссию – хранить веру православную. На том и стоит.

С. Пономарёва, ведущий специалист государственного архива № 3 г. Балахны, член Союза журналистов России Газета «Семёновский вестник», 1 июля 2006 года.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.