ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Слобода. Церковь Спаса Преображения.

Спасо–Преображенская церковь в Антропьевой слободе


Слобода. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Устюжская школа
Год постройки:Между 1748 и 1754.
Адрес:
Кировская обл., Лузский р-н, д. Слобода

Координаты: 60.639767, 47.344972



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, Спасо-Преображенская церковь<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
Спасо-Преображенская церковь
Dmitry Zonov
8 сентября 2016
Церковь Спаса Преображения, вид с юга<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
вид с юга
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, вид с запада<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
вид с запада
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, вид с юго-востока<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
вид с юго-востока
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, остатки перекрытий колокольни<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
остатки перекрытий колокольни
Алексей Хохлов
18 июня 2016
Церковь Спаса Преображения, стены<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
стены
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, вход<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
вход
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, Фрагмент росписи<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
Фрагмент росписи
Dmitry Zonov
8 сентября 2016
Церковь Спаса Преображения, роспись<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
роспись
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, роспись стен<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
роспись стен
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, роспись купола<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
роспись купола
Руслан Токовинин
24 августа 2011
Церковь Спаса Преображения, вид с севера<br>, Слобода, Лузский район, Кировская область
вид с севера
Руслан Токовинин
24 августа 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Колеватых  16 сентября 2013

Антропьева (или Онтропьева) Слобода – так называлась в 16-17 веках волость, административная единица территориального деления земель, составляющих современный Лузский район. По некоторым документам можно предположить, как заселялась эта волость. В архивах Московских приказов сохранилась купчая крестьян Афанасия, Захара и Семена Максимовых на землю Старостинскую, купленную у Андрея, прозвище Нечая, Васильева Онтропьева в 1511/1512 г. Кстати, фамилии и Старостиных, и Нечаевых встречаются в деревнях Спасо-Преображенского и соседних приходов; а иных объяснений для наименования Слободы пока не имеется (тем более что и одна из приходских деревень, Старостинская, впоследствии имела и второе название – Захаровская.

Постройка церкви в Антропьевой Слободе, как уже было упомянуто, имеет точную дату: 1515-й год. Похвальное слово автору церковной летописи: это благодаря ему известно время основания церкви, а также и другие интересные подробности.

До закрытия церкви в 1930-х здесь в ризнице хранились, как сказано в этой летописи, старинные рукописи, часть из них – богослужебные книги. На одной из них, на рукописном Евангелии, была такая надпись: «Лето 7023 (1515 г.) месяца июня 26 дня. На память преподобного отца нашего Давида Селунского положена бысть сия книга глаголемая тетроевангелие в храме великомученика Дмитрия Селунского всем приходом Дмитрия Великого. Дал Тимофей да я Данило, Фомины дети. Поддали еси землю под церковь Дмитрия Великомученика и в дом… А межа той земле по пересному истоку да по истоку вниз по большому до сохры. Да по Сохре до Сухарины речки. Да я Михайло Клобуков да Борис Онфилофьев. Поддали есмя в дом Дмитрею Святому землю за Сухариной рекой. А имели о той земли смотрище по краю новины в: леву, да поддали с угодий в дом Дмитрею Святому со сми плугов с четвертию. Духовы озеро и с полъистоком, с перечным да ис полуистоком большим священноиерею Ивану начальником служителю святого Дмитрия да и на весь крылос, или которые священники будут инии у Дмитрия Святого впредь ино ему тою землею владети и угоди».

Была на этом Евангелии ёще одна интересная надпись: «В лето 7012 (1504). Почата бысть сия книга писати месяца апреля 25 дня. При благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси. И при священном митрополите Московском Варлааме. И при Архиепископе Ростовском Вассиане, и архиепископе Пермском Никоне. Да списана бысть сия книга глаголемая тетроевангелие. В обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на югу (? – неразб.) Дерзнувший списати сию книгу. Еже выше своея силы. Премногогрешный и недостойный и неключимый раб Василий диаконов сын Гаврилов Вычегжанин убогою десницею и грубым умом. Сверится месяца июня в 16 день на память чудотворца Тихона. Слово сверителю Христу Богу. Аминь».

Позднее, по-видимому в конце 16 в., деревянный храм перестраивался: в летописи говорится о деревянном старинном аршинном кресте с указанием времени освящения престола Дмитрия Солунского. На кресте наклеена бумага с надписью (сохранившейся не полностью): «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Святого Великомученика Дмитрия Селунского Чудотворца. При державе Всея Руси царя и великого князя Феодора…в лето от Христа 1597-ое, индикта 10-е, месяца октября». Интересно, что в этой надписи датировка от Рождества Христова пишется за 103 года до Указа Петра I о принятии нового летоисчисления.

В 1625 г. Здесь уже стоял рядом с храмом Дмитрия Солунского холодный храм во имя Преображения Спаса, о чем свидетельствует запись в «Актах Холмогорской и Устюжской Епархии»: «Из Онтропьевой Слободы Преображенской поп дани платит 80 бел, объезду 10 алтын, за корм десятилнику 5 бел… и всего 1 рубль 29 алтын 4 денги». А в 1748 году великоустюгский купец Григорий Федорович Захаров, родом из одной из здешних приходских деревень, построил «своим иждивением» каменный храм о двух престолах.

Сохранился текст благословляющей грамоты: «… благославляющую граммату, города Соли Вычегодской уезду, Антропьевой Слободы, церкви Преображения… священнику Алексию Андрееву, Устюга Великого купцу Григорью Федорову сыну Захарову, сего ради понеже подданным нам нынешнего 1748 году июня 10 дня той купец Захаров прошением представил имеется в нашом Преображенском погосте построенные в древних годех деревянные две церкви одна холодная во имя Преображения Господня об одном престоле – вторая теплая во имя Св. Великомуч. Мироточивого об одном же престоле, которые ныне весма обветшали и огнили и местами обвалясь, а имеет желание по обещанию своему из собственного иждивения вместо оных обветшалых деревянных церквей построить новые каменные на одном основании… именования холодную во имя Преображения Господня об одном престоле при ней по левую страну теплую с трапезой во имя Св. Великомуч. Мироточивого об одном же престоле, которые ныне весма обветшали и огнили и местами обвалясь, а имеет желание по обещанию своему из собственного иждивения вместо оных обветшалых деревянных церквей построить новые каменные на одном основании… именованную холодную во имя Преображения Господня об одном престоле при ней по левую страну теплую с трапезой во имя Св. Великомуч. Дмитрия Мироточивого об одном престоле, да при входе трапезном паперть, а над той папертью колокольню. И к тому всему строению имеется в готовности налицо на фундамент камня с удовольствием, также и прочие потребные материалы приготовляются, и просил тот купец Захаров чтобы повелено было новые каменные церкви построить, а при… (неразб.) ветхую деревянную холодную церковь и колокольню за умалением на тот погост… (неразб.) новым церквей строением положении удобного места… наперед строение разобрать и лес употребить на обжиг кирпича… А в нашем казенном архиерейском приказе тот же купец показал к тому… новых церквей строение имеется в готовности кирпича обожженного сто семьдесят тысяч, а необожженного семьдесят тысяч; известь 330 бочек, железа 30 пудов, и прочие материалы готовятся, и с надеждою на милость божию строить может без остановки, а и украшение той новой церкви святыми иконами и прочею церковною утварью убраны будут ис помяненных ветхих церквей… А освящен в 1754 году».

Немного об «устроителе» церкви. Г.Ф. Захаров родился в 1713 году. Женился на устюжанке А.В. Чирковой; через несколько лет они перебрались в Устюг и записались в Устюжское купеческое общество. Проживали они на улице Шашериной. Известны были в городе своей благотворительностью. Кроме постройки Спасо-Преображенской церкви на своей родине, Г.Ф. Захаров в Устюге внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с них обращались в пользу бедных и неимущих устюжан. В 1787-1788 гг. Захаровы построили на свои средства в Устюге двухэтажный каменный воспитательный дом, известный горожанам как захаровская богадельня, и на содержание вложили в сиротский суд 17200 рублей. Сыновья Григория Федоровича Иван и Лев имели половников в деревнях Спасо-Преображенского прихода. Интересно, что в деревнях этого прихода были также половники богатейшего устюжского купца Ивана Курочкина и его внука Николая (отмечены в 1804 г.).

На церковном кладбище похоронены отец и брат Г.Ф.Захарова, и на могиле их положена вырезанная плита с надписью: «Под сим камнем погребены сея веси преставшияся рабы Божии Феодор Стефанов сын Захаров в 1718 году, апреля 10 дня, сын его Прохор в 1743г.
..А сей камень положен сея святые церкви строителем сыном его Великоустюгским купцом Григорием Федоровым сыном Захаровым.1782 года.»
До наших дней дошли предания, вполне схожие с такими же преданиями о других церквях: о богатствах, оставшихся в церкви со старых времен. Рассказывают о подземных ходах и скрытых в них сокровищах. Рассказывают, что на церкви были купола из чистого золота, а когда церковь закрыли, купола были сброшены в воды Духова озера, и их будто бы можно и сейчас увидеть на дне озера в безветренную погоду. Будто бы один кладоискатель прошел под озером через подземный ход, выложенный кирпичом, и разобрал кирпичную стенку, а потом она снова оказалась заложенной.

Насколько реальны эти легенды? Появились они, безусловно, не на пустом месте. Церковная летопись рассказывает о богатом убранстве храма.
«Святых престолов 2: в холодной во имя преображения Господня, а в теплой во имя Великомуч. Дмитрия Мироточивого. Алтарь холодной церкви с северными и южными дверями… Над престолом холодной церкви изображение в клейме – Вседержителя Бога… на 4-х углах клейма алебастровые, крылатые херувимы. Иконостас старого устройства, прямой, о шести ставах. Царские врата резной работы с образом Благовещения Пресв. Богородицы. На юг царских врат образ Преображения Господня, на нем риза медная и сияние серебряное под золотом. На образе 15 венцов серебряных под золотом, три гривны и три венца с каменьями, оклад серебряный, басмяный, непробный. Далее: образ Воскресения Господня, на нее два венца серебряные, один с сиянием под золотом. От царских врат на север: образ Божий Матери Одигитрии, венец серебряный просекной под золотом, оглавие риза под жемчугом… Южныя двери с изображением диакона Прохора, северныя св. Архидиакона Стефана.

…Иконостас теплой церкви столярной работы, местами позолочен, о трех ставах. В 1-м ставе: Царские врата столярной работы, с изображением Благовещения Пресвятыя Богородицы, на юге от царских врат образ Господа сидящего на престоле, венец серебряный чеканный, позолоченный, риза медная отбеленная. Рядом образ Димитрия Солунского чудотворца, на нем два венца серебряные золоченые, с сиянием поля серебряные, риза медная отбеленная; подвесик с изображением Дмитрия Ростовского на цепочках, три камешка в ободках серебряных. На север от царских врат образ Знамения Пресвятые Богородицы, на нем два венца серебряные, один просекной, а другой чеканной под золотом, оглавие, ожерелье и цата жемчугу немецкого со ставками и блесками золотыми, риза, свет и поля с(е)ребреные кованые, золоченые. За левым клиросом образ Божией Матери «Не рыдай мене мати», писан на холсте, который наклеен на д(о)ску, риза на Божией Матери шита по фолге дутым простым жемчугом, венцы и гривны меди отбеленной…

Св. потиров с дискосами 3, два из них старинные, серебра непробного, один серебряный 84 пр., весу 17 зол. Из св. престольных крестов один серебряный, золоченый, с мощами разных святых…Дароносица с нарезкой, серебряная со всеми принадлежностями, серебра непробнаго…Один из орарей есть довольно ценный: по бите золотой, цветы бархатные, кресты жемчугу китайского с плашками».

А вот и объяснение предания о золотых куполах, находимое в описании храма: «Наружный вид церкви: столпообразная, с круглыми алтарями, с одним позолоченным куполом… Крест на церкви железный позолоченный». Может быть, предания о церковных сокровищах происходят от старинных преданий о богатстве Григория Захарова. Но пока современным кладоискателям еще не повезло…

Спасо-Преображенская Слободская церковь интересна не только легендами. Есть некоторые особенности, необычно выглядящие среди других приходов Лальского (бывшего) района, или же, говоря в обычае позапрошлого века, 2-го Благочинного округа. Так, среди прихожан довольно долго сохранялась традиция ранних браков – для женихов 17 и 16 лет, для невест 16 и 15, и даже изредка 14 лет. В конце 18 в. встречались двойные имена: в одной и той же семье проживали два брата Ивана, две сестры Анны. И еще одна необычная вещь: с 1780 года вплоть до 1820-х годов в метрических книгах Спасо-Преображенской церкви нет записей о крещениях почти ни одного незаконнорожденного ребенка, в отличие, например, от соседнего Покровского прихода, не говоря уже о Соборном Лальском или об Аникинском Иоанно-Предтеченском.

Была в приходе ныне не сохранившаяся часовня, «куда из сей церкви издревле 9 мая совершается с иконой Св.Николая Мирликийского Чудотворца, по устному преданию чтимою явленною, крестный ход; часовня по преданию построена на месте явления той иконы и в то воспоминание».

В настоящее время деревня Слободка почти необитаема, и о восстановлении храма речи не идет. Местный сельсовет использует храм под совхозный склад. В нем еще частично сохранились фрагменты росписи, но в целом здание сохранилось неважно, у теплого придела начала разрушаться кирпичная стена. Будущее замечательной церкви, к сожалению, не вселяет надежд.

Источники: 

1. Метрические книги. Фонд ККМ; Устюжское отд. ГАВО. Ф.584. Оп.29. Д.1,2.
2. Акты Холмогорской и Устюжской Епархии. Т.2. С. 902.
3. Летопись Слободской Спасо-Преображенской церкви. Уст. Отд. ГАВО. Ф.584. Оп.29. Д.8.
4. Чебыкина Г.Н. Купцы Захаровы. Сб. «Устюжане». - В. Устюг. С.74-76.
5. Завойская Н.Е. Великоустюгский купец И.Я. Курочкин и его железоделательные заводы. Сб. - Вологда, «Великий Устюг». Т.2.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.