ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Прибуж. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1755.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
дер. Прибуж Гдовского района Псковской области

Координаты:58.690494, 28.216319
Проезд:По дороге Гдов - Струги Красные (асфальт/грейдер) ок. 30 км до дер. Чернево. Поворот налево (С) ок. павильона автобусной остановки и еще примерно 5 км по хорошему грейдеру


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Прибуж - Гдовский район - Псковская область
апрель 2012г
рб Сергий
10 апреля 2012
Церковь Спаса Преображения - Прибуж - Гдовский район - Псковская область
Снято в июле 2010г. во время паломнической поездки по святым местам Псковской области
Vladimir
24 октября 2010
Церковь Спаса Преображения - Прибуж - Гдовский район - Псковская область
Часовня над могилой архимандрита Льва (Дмитроченко)
geronimio
20 августа 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  12 сентября 2011

Памятныя записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский Петергофский. Петроград. 1915.

Преображенская церковь в Прибуже.

Погост Прибуж находится в 220 вер. от Петрограда, в 25 от Гдова, на большой дороге из Гдова в Лугу, в версте от реки Плюссы. Сообщение от Нарвы на лошадях через Гдов. Церковь каменная однопрестольная, построена в 1755 г. усердием прихожан. К церкви приписано 6 часовен, находящихся в разных местах прихода.

Земли при церкви 45 десятин.

Приход составляет: с. Прибуж и деревни: Гнилище в версте от церкви, Горка, Положье, мызы Чернёво Афанасьев Конец в версте от церкви, (2 вер.) Ектушино, Блынки, Подсосенье, (4 вер.) Сдавожино, Гверестка и Заозерье, (5 вер.) М. Озерева {5 1/2 вер.) Тербочева (6 вер.) Б. Скородно, Озерцы и Служко (7 вер.) М. Скородно (9 вер.) Ельменово (3» вер.) Бродъ (12 верстъ) Дуброва и Ямно (11 вер.). Остальныя деревни: Ново-Троицкое, Белое Раек. Всего в приходе около 550 дворов; прихожан обоего пола около 2000 чел.

В приходе 4 школы: 3 церковных: в Прибуже, Озерах и Скородне и одна земская в Блынке. Соседние приходы: Щепецкий, Крапивенский, Мишиногорский, Дубягский и Низовский.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование от казны: священнику 300 руб., диакону 150 руб. псаломщику 100 руб. в год.

Священник Недремский, Петр. Окончил курс Петроградской Духовной Семинарии в 1895 г. Состоял учителем Старопольской церковной школы; рукоположен во свящанника к сей церкви в 1912 г. Диакон (вакант). Псаломщик Афанасьев, Александр. Обучался в Алекс.-Нев. дух. учил.; определен псаломщиком к Рельской ц. Гдов. у. в 1889 г. перемещен к Ропшинской ц. Петерг. у. в 1891 г. перемещен к Нарвскому собору в 1899 г. и к сей церкви в 1902 г.


Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  12 сентября 2011

Прибуж, Церковь Преображения

1755 г.

Архитектурное описание: Церковь расположена рядом с дорогой на высоком холме в центре села. Окружена старыми деревьями. Относится к группе двухосно-симметричных храмов начала ХV века. Церкви типа «восьмерик на четверике» с гранеными рукавами равноконечного креста, выработаны так называемой «нарьшкинской архитектурой» Объемная композиция самостоятельна, и закончена у колокольни и храма, соединенных галереей на столбах. Так, колокольня центрическая с двумя ярусами восьмериков на мощном приземистом четверике. При переходе от четверика к восьмерику использована конструкция ступенчатых тромпов. Сам храм представляет собой развитое лепестковое основание, несущее лишь один восьмерик. Восьмерик венчает глухой граненый барабан с граненой главой. Объединяются постройки галереей и стоят на оси север-юг. Так что вход в церковь в южные боковые двери. Ограненно четкая форма объемов не требует богатого декора и читается на большом расстоянии. Наличники окон и обрамление дверей выполнено просто и скупо. Над оконными перемычками сделаны фигурные ниши. Рамочный наличник состоит из полуколонок и валиковой арки. Двери украшены таким же образом, только применен обычный, а не лекальный кирпич. Все граненые элементы снабжены наугольными пилястрами, и каждый ярус завершает карниз с включением псковского «бегунца». Три граненых рукава креста, кроме апсидного, перекрыты гранеными сомкнутыми сводами. Апсида перекрыта конхой. Четверик через конструкцию арочных тромпов переходит в восьмерик, который в свою очередь перекрыт восьмилотковым сводом. Проемы в четверик имеют арочное завершение. В притворе над входом в четверик в прямоугольном киоте сохранилась первоначальная роспись «Преображение «. Два киота с филенчатые обрамлением сохранились в алтаре: на восточной стене над окном - однолопастный со вставной иконой «Саваоф» и на западной стене над проемов царских врат - трехлопастной с иконой «Тайная вечеря». Поздние росписи, ремесленнически выполненные, сделаны на откосах арочных проемов в четверик: «Андрей Первозванный», «Богородица», «Вседержитель», «Святой Лев». В северном рукаве на одной из граней композиция «Положение во гроб»; в южном - «Успение Богородицы». В парусах четверика - « Евангелисты». Стены апсиды выкрашены в голубой цвет со звездами. Большой интерес представляет 4-ярусный барочный иконостас. В навершии, в виде разорванного трехлопастного фронтона три иконы: «Моление о чаше», «Положение во гроб», «Несение креста». Все поновлены . В пророческом, первом ярусе иконы в рамах разделяются гладкими колонками. Иконы трех фигурные: «Малахия, Авакум, Антипия», «Илия, Моисей, царь Давид», «Богородица» - в центре, «Царь Соломон, Иона, Самсон», «Иеремия, Исайя, Захария». В апостольском, второго ярусе иконы разделены витыми колоннами. Рамы типа трехлопастных наличников с гирьками. Иконы тоже трех фигурные: «Фома, Иаков, Андрей», «Лука, Иоанн, Петр», «Царь Славы с предстоящими и ангелами», «Павел, Матфей, Марк», «Варфоломей, Симон, Филипп». В праздничном, третьем ярусе иконы сгруппированы по две, а разделяют их резные кронштейны из двух встречных валют. «Рождество Богородицы, Благовещение», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Рождество Христово», Крещение», Троица», «Успение Богородицы».

В местном ряду иконы разделяют полуколонки «виноградная лоза», сквозной резьбы. «Стефан», «Богородица», резной тимпан царских врат, царские врата «Преображение», «Огненное вознесение Ильи Пророка». Самая лучшая живопись, сохранившаяся без поновлений, в медальонах царских врат. Из отдельных икон интересна собранная в одной раме «Преображение», «Благовещение», «Рождество Христово», «Казанская Богоматерь», «Сошествие во ад с клеймами». На иконе «Георгия-змееборца» подпись: «Усердием К.Т.Халадила 1857г октября 10-го». Резная икона с раскрашенной головой Иоанна Предтечи на блюде, резная, более 0,5 м, высотою фигура Нила Столбенского, бронзовое паникадило ХVIII в. представляют наибольший интерес из внутреннего убранства. Стены памятника сложены из кирпича, внутри оштукатурены и побелены. Снаружи только многослойная побелка. Фундаменты бутовые. Пол дощатый. Кровля церкви, барабан, глава, кровля колокольни и шпиль из жести. Основное габариты церкви 21х21м высота /до яблока главы/ - 17м Колокольня 9х9м высота со шпилем -25м.

Историческое описание: Первая деревянная клетская церковь упоминается в 1628 году. План и фасад на бывшую Троицкую церковь составлен Гдовским землемером Ильею Ивановым. В теперешней казенной была доска со следующей надписью: «В 1753 г. июня 28, копорского полка полковник Степанов, сын Хвостов в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуж, весьма древнею, построенную родителем его, просит дозволения построить казенную церковь». Построил же церковь брат Ивана Хвостова, Семен. Надпись на кресте в церкви гласит: «... при Елизавете Петровне при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук 1755 г октября 7 дня, индикта 3-го сия церковь освящена Череменецкого монастыря игуменом Иоилем. Череменецкий монастырь на одноименном озере был под Лугой. Крест не сохранился. Антиминст в храме был освящен митрополитом Гавриилом в 1778 г. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса деревянные. Утрачен верх колокольни. Звоны восьмерика разобраны до половины и покрыты плоским шатром со шпилем. Заложены окна четверикового основания колокольни. Утрачен столб открытой галереи между колокольней и храмом. « В 1860 г. правку фасадов осуществил архитектор Лоренц». Скорее всего, это усложненные профильные карнизы. Внутри церкви сделаны профильные тяги в пятах сводов и розетки с профильным обводом. В замковой части сомкнутых граненых сводов. В 1861 г. храм сделан теплым на средства князя Салтыкова. До начала XX века стояла кирпичная, а затем после ремонта фасады начали белить и белят до сих пор.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  6 сентября 2015

Погост «Прибужа» или «Прибуж» находится в 25 верстах от Гдова и 220 верстах от Петербурга, в местности гористой и живописной. Об этом погосте в писцовых книгах 1628 г. говориться, что погост Прибуж на реке Плюсе, а на том погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, деревянная, в церкви образа, свечи, книги, колокола и всякое церковное строение мирское приходских людей…

В 1753 г. июня 28 копорского полка полковник Иван Стефанов, сын Хвостов, в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения в погосте Прибуже, весьма древнею, построенную родителем его, просил дозволения построить каменную церковь. Брат Ивана Хвостова, Семен, построил новую каменную церковь. Надпись на деревянном кресте свидетельствует, что церковь освящена при Елизавете Петровне, при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук, 1755 г. октября 7 дня, индикта 3-го Череменецкого монастыря игуменом Иоилем.

А почему храм с 1753 по 1755 гг. не был освящен, на это есть ответ: Стефан, управляющий епархией новгородскою, к которой принадлежал Прибуж, не хотел освятить храм на том основании, что причт не имел на церковную землю выписи из писцовых книг.

Кроме этой церкви, здесь, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоящая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановичем Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви несчастна: сильный ветер сорвал главный купол с нее, а приемники Хвостова или по нерадивости, или по недостатку средств, не возобновляли ее. В 1821 г. она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева. Вместе с церковью сгорели дома священника и дьячка и колокольня.

Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митрополитом Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым на средства князя Салтыкова, но вследствие сырости, печи выломаны. В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Иконостас поновлен иконописцем Выскатной волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности.

Из документов церковных замечательны:

- исковое дело копорского полка полковника Ивана Стефановича Хвостова о даровании прибужскому причту выписи из писцовых книг, сохранившиеся в половину;

- межевые книги и план на пашню и сенные покосы межевания землемера секунд-майора Матвея Копьева 1783 г.;

- план и фасад на бывшую Троицкую церковь, составленный гдовским уездным землемером Ильею Ивановым;

- план и фасад нынешнего храма, составленный в 1860 г. архитектором Лоренцом.

Всей земли 45 десятин 1231 саж. Из них 21 десятина 2071 кв. саж. пашенной и сенокосной земли. Она находится у погоста. В полуторах верстах от погоста, на другой стороне реки Плюсы, находится сенокос в 24 десятины 534 кв. саж.

Священник живет в церковном доме, прочие члены - в собственных домах. В приходе крестьян муж. пола 1147, жен. пола 1262, занимаются хлебопашеством, извозом, продажею рыбы, овса, возят камни, дрова и проч. Церковь посещается прихожанами исправно, кроме рабочей поры и времени весенних разливов…

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.