ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Пурех. Церковь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенская церковь; Храм в честь Преображения Господня


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Александра Свирского, Воздвижения Креста Господня, Воскресения Христова, Рождества Иоанна Предтечи , Макария Желтоводского, Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1622 и 1625.
Архитектор:каменных дел подмастерье Филипп Иванов
Адрес:
Нижегородская обл., Чкаловский р-он, с. Пурех

Координаты:56.647132, 43.066076
Проезд:Со стороны Нижнего Новгорода по Ивановской трассе после моста через реку Юг на Т-образном перекрестке повернуть налево в село Пурех, в центре села стоит огромный храм, его с другими не спутаешь. Со стороны Иванова или Чкаловска проехать реку Троцу, потом деревни Бральгино, Новую и Чухово. На перекрестке проехать прямо въехав в Пурех.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Восточные ворота.
Хламов Александр Михайлович
7 мая 2010
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Общий вид храма с юго-восточной стороны. Разные цвета стен храма обозначают разные периоды постройки.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Общий вид храма с северо-восточной стороны. Разные цвета стен храма обозначают периоды постройки.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Вид храма с южной стороны (южные ворота).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Вид храма с южной стороны.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Вид храма с восточной стороны (алтарная часть).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Храм с обновленными куполами
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
16 июня 2015
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Вход в храм через колокольню с южной стороны.
Хламов Александр Михайлович
7 мая 2010
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Церковная лавка, работает в дни когда в храме не проходят службы.
Хламов Александр Михайлович
7 мая 2010
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Ограда с южной стороны.
Хламов Александр Михайлович
7 мая 2010
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Колокольня (действующая) Раньше на ней висел 12 тонный колокол. С каждой стороны в круглых окнах были часы с боем каждые 15 минут.
Хламов Александр Михайлович
7 мая 2010
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Самая старая часть храма построенная князем Д. М. Пожарским.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Алтарная часть на обеих этажах. Внизу придел Успения Божьей Матери и придел Воскресения Христова. Вверху придел Преображения Господня и придел прп. Александра Свирского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Купола, на храме их 8 штук, а 9-й на колокольне.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Вход в храм с северной стороны.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Иконостас алтаря в честь Воздвижения Креста Господня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
13 мая 2011
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Южные ворота.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Церковная лавка.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Юго-западные ворота.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
10 августа 2009
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Внешний вид храма в 1903 году.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
1 июня 1903
Церковь Спаса Преображения - Пурех - г. Чкаловск - Нижегородская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы,  15 января 2011

Строительство каменного храма в селе Пурех было связано с историей обретения Животворящего креста. На верующих обретение Животворящего креста произвело громадное впечатление. Желающих увидеть святыню и поклониться ей было великое множество. Приехало высокое духовенство их Нижнего Новгорода, и на месте обретения Животворящего креста, рядом с ветхой приходской церковушкой и заглохшим почти Макарьевским монастырем решено было построить каменный Собор Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца – на Руси церковь никогда не меняла названия. Повсюду стали собирать на храм. Потекли в церковную казну большие вклады богатых прихожан и скромные даяния бедняков. Не только пурешане не поскупились, и именитые нижегородцы делали богатые приношения Кресту.

Где-то в половине XVIII века в Пурехе начала довольно-таки быстро строиться новая церковь, впоследствии очень способствовавшая разностороннему развитию Пуреха. Строилась она будто бы десять лет, а по другим данным – более двадцати. Но, так или иначе, в конце XVIII века церковь была построена. Состоялся торжественный обряд освящения. Торжество открытия церкви было великое. Народу было видимо-невидимо. И сейчас (рассказ относится к 1978 году) пуреховская церковь выглядит внушительно с ее высокой звонницей-колокольней, с пятиглавым собором рядом. А в ту пору, в пору расцвета, она была средоточием величия и красоты: белокаменная, с золотым крестом на колокольне и с пятью крестами на соборе, по одному на каждой из глав, с золочеными цепями, спускавшимися от крестов к основаниям куполов, с часами на колокольне, выходящими на все четыре стороны. Колокольню, сверкавшую на солнце позолотой креста, видно было издалека. Колокольный звон слышен был за двадцать верст. В церкви было более пяти алтарей, главный – Макария Чудотворца. И село-то называли часто Макарием. Церковь была опоясана каменной оградой с железными решетками. В ограде посажены аллеи, выстланы дорожки, вдоль ограды деревья. Пониже, к реке, за оградой – коновязи для приезжих. Благодаря открытию собора с Животворящим крестом село Пурех стало известно далеко за пределами Нижегородского края. Здесь и раньше процветали ремесло и торговля – каждую пятницу был большой базар, а с открытием церкви возникла и ярмарка у Макария: дважды в году, на Владимирскую летом и в Макарьев день зимой, 2 февраля, был здесь большой торг. Позднее стали устраивать еще и торги на Масленицу.

Рассказывают, что под Пуреховской церковью была вторая, нижняя церковь. Подъезд к ней был с задней стороны. Здесь были большие кладовые, и торговали здесь «прикладом» - приносом к Кресту, хлебом и всяким другим добром. Говорили еще, что под церковью был подземный ход, еще со времен монастыря, и продолжался он будто бы до реки, но его не нашли, да путем и не искал никто. Но мало кто знал, что за кладовыми была небольшая дверца в «малую церковь». Малая церковь была большой. Полы были выстланы чугунными плитами с геометрическими узорами. Окон не было. В два ряда стояли массивные колонны-опоры. Посередине церкви на возвышении стояла символическая гробница князь-боярина и воеводы Дмитрия Михайловича Пожарского. По форме она напоминала окованный сундук, и на ней лежали доспехи князя: шлем, щит и меч. В дни тезоименитства и в дни поминовения в церкви всегда молились в первую очередь «за упокой воина Димитрия». Это было во всю бытность церкви. Где это находится сейчас – народ в Пурехе не знает, но имя и дела князя Пожарского остались в памяти народной. Живет в Пурехе слух, будто бы и похоронен был сначала князь Пожарский здесь, в своей вотчине, но знаменитых людей в России хоронили во Владимире и в Суздале, так что после его прах был перевезен в Суздаль. Уже в наше время несколько человек из Пуреха побывали в Суздале, постояли у могилы князя близ восточной стороны собора Спасо-Ефимьевского монастыря.

В 1934-1937 годах шла активная борьба с религией. Закрывали кругом церкви, ссылали священников. Закрыли и церковь в Пурехе. Потом были сняты колокола. Однажды ночью, чтобы не видел народ, на трех подводах, торопясь, вывезли и главную святыню церкви – Животворящий крест, и иконы в богатых окладах, и другие ценности ризницы. Увязали воза с богатой церковной утварью, съехали вниз, к реке, и увезли в Нижний. Проведали и про малую церковь и понудили старосту ее открыть. В эту же ночь всё увезли – гробницу, доспехи, а меч князя Пожарского объявили «запрещенным холодным оружием». Их дальнейшая судьба здесь неизвестна. Когда утром народ узнал обо всем этом, были и моленья, и проклятья, и слезы. Неверующих в ту пору было единицы. Так об этом рассказывали очевидцы.

Не наша вина, а наша беда, что некоторые, не в меру ретивые безбожники, наряду с религией, уничтожали связанные с ней культурные и исторические ценности. При закрытии церкви была растащена и уничтожена богатейшая церковная библиотека, в которой имелись книги не только духовного содержания, но и исторические, и светские. Были очень древние книги, рукописные еще. Библиотека составляла чуть ли не главную ценность церкви. Ничего не пожалели. Рассказывают, что был даже такой случай: жгли церковные книги, бросая их в костер прямо с паперти, никому не давая подойти. Не только в Пурехе, но и в соседних приходах, прежде чем закрыть церковь или приспособить ее помещение под что-нибудь другое - народный дом, склад - там всё ломали, уничтожали. Вот и в Пурехе большие иконы, настенные картины библейского содержания, очень хорошо написанные, врата и клиросы – всё было искурочено, разбито, многое и присвоено. Рассказывают, что один из этих разорителей строил в то время дом, так памятники с могил богатых мужиков поставил под углы дома, а стекла из икон вставил в окна. Первосортнейшее было стекло, окна лучше, чем у всех соседей! Про другого говорили, что он обил горницу парчевыми ризами, превратив заднюю избу в какую-то царскую светлицу. Никто не решился противодействовать разрушителям, время было такое. Но люди не простили. Они, может быть, примирились бы с тем, что закрыли церковь, что увезли все иконы и распятие, но вот глумления над общей святыней, где все ступени были стерты приходящими поклониться ей людьми, не простили. Когда после войны умер мужик – главный зоритель церкви, на его похороны не пришел никто. Хоронили только близкие родственники, да и то закопали кое-как…

Сейчас (1978 год - прим авт.) церковь полуразрушена. Здесь был и склад, и капрон лили, и жили галки с голубями… Годов пятнадцать назад молния разбила крест на колокольне, часы заржавели. Парнишки разводили костер и устроили пожар, сгорели лестничные пролеты на колокольню. Но все же и теперь церковь имеет грустно-величественный вид, мало кто пройдет мимо нее равнодушно. В настоящее время церковь в Пурехе частично восстановлена, хотя и далеко не в прежнем великолепии, о котором рассказывает народная молва.

А. Лохова. "Пуреховская церковь: от создания до разрушения" (из рассказов о народных святынях)


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony,  24 марта 2013

Украшение села - Спасо-Преображенский собор Макарьевского монастыря - строился одновременно с обителью и монастырской слободкой. Хотя не найдены в архивных документах даты закладки и освящения храма, известно имя его строителя - каменных дел подмастерье Филипп Иванов. В 1647 году уже стояла «в монастыре церковь каменная Преображения Христова с папертями о 5 верхах, а в церкви 2 придела: Евфимия Суздальского да придел Макария Желтоводского и Унженского, да в исповеди церковь с трапезою Успенья Пресвятой Богородицы, да придел Александра Свирского, да к церкви приделана колокольня каменная верх шатром, а на ней колокол благовестный 40 пудов да 11 колоколов средних и малых...»

Сайт храма в честь Преображения Господня

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  8 февраля 2017

Пурех – село в Чкаловском районе. В 1613 году село Пурех с волостью было пожаловано князю Д.М. Пожарскому в добавление к его родовым вотчинам в суздальских землях. От этого времени осталась Преображенская церковь, по преданию, построенная Пожарским в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Сюда, в Преображенскую церковь, Д.Пожарский передал знамя ополчения 1812 года, которое хранилось здесь до тех пор, пока в 1827 году правительство Николая I не решило перенести его в Оружейную палату в Москве (где оно находится сейчас).

Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Преображенская церковь (Спасопреображенский собор). Датировка объекта – XVII век, XIX век. Документы о принятии на госохрану № 1327, № 176.

http://www.gttp.ru/map_NN/chkalovsk.htm

Часовня Животворящего Креста Господня в с.Пурех. Дата постройки: 1-я пол. XIX в.

Кирпичная часовня в юго-восточном углу ограды Преображенской церкви. Кубическая однокупольная постройка в стиле классицизма. В часовне до 1930-х гг. хранилась копия почитаемого пурехского Креста Господня. В советские годы служила керосиновой лавкой. В настоящее время отремонтирована, в ней раположена иконная лавка.

http://kras-hram.ru/page774/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 июля 2019

Макарьевский мужской монастырь и церковь Преображения Господня в селе Пурех Чкаловского района

В описи нижегородских владений Д. М. Пожарского из писцовой книги 1621-1624 годов сказано: «Боярин же князь Дмитрей Михайлович в вотчине своей, в Пуретцкой же волости на вотчинной пустоши Петряевской поставил монастырь преподобнаго Макария Желтовотцково собою, а на монастыре церковь Преображения Христова да два предела: предел Макария чудотворца да предел Еуфимия суждальскаго, древена, верх шатром, а в церкве и в пределах все церковное строенье ево, вотчинниково, боярина князя Дмитрея Михайловича. А на монастыре святые ворота, а ограда в заметь, да две кельи игуменских да 8 келей братцких, да хлебня, да поварня, да напогребица, поставление боярское. А под монастырем пашни монастырские, а пашут детеныши, середние земли с новолесною розчистью 15 чети в поле, а в дву потому ж. Да к монастырю боярин князь Дмитрей Михайлович дал на монастырское строенье игумену и братье и служебником на пропитание из ево ж вотчинной земли Пуретцкие ж волости из старых деревень».

Из описания в писцовой книге следует, что первоначально и монастырь, и церковь были построены деревянными. При этом церковь Преображения Христова имела только три придела. Время постройки монастыря и церкви можно датировать периодом 1614–1620 гг. Позднее князь построил Преображенскую церковь каменной, пятипрестольной, добавив к трем уже существовавшим престолам еще два: во имя Успения Пресвятой Богородицы и чудотворца Александра Свирского, расположив их в «исподи», нижнем ярусе церкви.

Вот как об этом записано в Отдельных нижегородских книгах Никиты Доможирова да подъячего Ивана Михайлова 3 июля 1647 года: «Отделено стольнику князю Ивану Дмитриевичу Пожарскому в вотчину по полюбовному разделу: Монастырь Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца на пустоши Петряевской <…>, а в монастыре церковь каменная Преображения Христова с папертьми о пяти верхах, не освящена; а в церкве два придела, придел Еуфимия Суждальскаго чудотворца освящен, да придел Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца не освящен; да в исподи церковь с трапезою Успения Пресвятыя Богородицы, да придел Александра Свирскаго чудотворца не освящен, да к церкве приделана колокольня каменная верх шатром, а на ней колокол благовестной весом 40 пуд, да одиннадцать колоколов средних и малых, а в церквах и приделах Божие милосердие и церковные утвари и строение боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго, да около монастыря ограда рублена в стены по городовому, да в монастыре ж две келлии игуменских, да семь братских, да хлебня, да поварня, да под монастырем слободка, а в ней двор конюшненой, живет ясельничий Ефремко Володимеров, да два скотных, да 13-ть дворов бобыльских, людей четыре человек».

Каменная церковь состояла из пятиглавого двухстолпного храма, перекрытого сложной системой сводов, покоящихся на разновысоких подпружных арках. Из пяти глав световыми являлись три — центральная и две западных. По второму ярусу с трёх сторон проходила галерея-паперть, на которую вели крыльца. С северо-западной стороны к церкви примыкала шатровая колокольня. По мнению архитекторов, обследовавших церковь, церковь была построена каменной ещё при жизни Д. М. Пожарского, что сходится со сведениями, приведенными в других источниках, и с мнением автора, много раз осматривавшего церковь.

В связи со смертью Пожарского в 1642 году земли Макарьевского монастыря в 1647 году были разделены между его наследниками. В том же году Преображенской церкви был выдан антиминс и она, оставаясь монастырской, вошла в число приходских церквей Пурецкой волости под названием церкви Макария чудотворца. При Иване Дмитриевиче Пожарском в период с 1647 по 1654 год к церкви Преображения Господня были пристроены дополнительно еще три придела: святого Иоанна Предтечи, святых отцов Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, святых преподобных жен Марфы и Параскевы. Таким образом, уже во 2-й половине XVII века церковь Преображения Господня имела восемь престолов: шесть в верхней церкви и два — в нижней. В 1654 году церковь переосвятили с первоначальным названием Преображение Господне, которое уже не менялось до настоящего времени.

После смерти князя Ивана Дмитриевича Пожарского в 1668 году, который дослужился до чина окольничего, бывшие земли Макарьевского монастыря с деревнями и пустошами перешли к его жене, Прасковье Михайловне, которая, в свою очередь, передала их в качестве приданого дочери, Аграфене Ивановне, вышедшей замуж за стольника князя Дмитрия Алексеевича Голицына. В марте 1672 года по указу царя Алексея Михайловича была учреждена Нижегородская епархия, и Макарьевский монастырь со всеми его землями и деревнями вошел в состав епархии под названием Преображенского Макарьевского монастыря, чтобы отличить его от собственно Макарьевского монастыря, находящегося на берегу Волги против села Лыскова.

По прошению правнучки Дмитрия Михайловича Пожарского (дочери Дмитрия Алексеевича Голицына), вдовы кравчего Прасковьи Дмитриевны Нарышкиной, приписка монастыря к Нижегородской епархии была отменена 20 октября 1693 года царской грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей. Сам монастырь был упразднен, а его земли, угодья и деревни были возвращены как наследные Прасковье Дмитриевне, которая в 1694 году вторично вышла замуж — за фельдмаршала князя Аникиту Ивановича Репнина. Первый муж Прасковьи Дмитриевны, кравчий Федор Кириллович Нарышкин, был родным дядей Петру Великому, первому императору Российского государства. От Прасковьи Дмитриевны Репниной и пошёл знаменитый род Репниных.

С упразднением Преображенского Макарьевского монастыря его церковь в честь Преображения Господня в конце XVII века окончательно получила статус приходского храма. Около церкви уже к середине XVII века образовалась обширная слободка, получившая по монастырю название Макарьевской и носившая его до конца XVIII века. В начале XIX века Макарьевская слобода получила статус села, которое стали сначала называть Макарий — Пурих созвучно с Пурецкой волостью, а впоследствии просто Пурихом (после 1917 года — Пурехом). Сам князь Д. М. Пожарский уделял особое внимание Макарьевскому монастырю среди других построенных им многочисленных храмовых сооружений. И князем, и членами его семьи были сделаны многочисленные вклады в Макарьевский монастырь. 

Реликвии, подаренные Макарьевскому монастырю самим князем Д. М. Пожарским:

1) Знамя Нижегородского ополчения, которое хранилось в Спасо-Преображенской церкви Макарьевского монастыря около двухсот лет и было взято в 1812 году по Указу императора Александра I в московское ополчение в период войны с французами и возвращено в церковь в 1813 году. Затем в 1827 году по Указу императора Николая I знамя нижегородского ополчения из Спасо-Преображенской церкви было передано на постоянное хранение в московскую Оружейную палату, а для церкви были изготовлены в 1828–1829 годах две его копии. До 1937 года обе копии знамени хранились в нижней, Успенской церкви Спасо-Преображенского храма. Сегодня судьба их неизвестна. Подлинник знамени по настоящее время хранится в московской Оружейной палате в Кремле.

2) Чудотворный Животворящий Крест Господень — «Распятие Иисуса Христа на древе, обложенном серебряною оправою, мерою в длину трех аршин, которое по устному преданию принесено князем Пожарским из Соловецкаго монастыря по случаю моровой в его имении язвы <…> Другое предание говорит, что этот крест сделан был прежде нашествия татарского, но где именно неизвестно, что во времена разгрома Батыева этот крест Русские затопили в болоте, чтобы он не достался в руки идолопоклонников, что князь Пожарский, будучи на охоте, нашел этот крест. Эта святыня считается чудотворною». Слава о Чудотворном Животворящем Кресте Господнем из села Пурех шла не только по Нижегородской земле, но и по всем окрестным губерниям. В Спасо-Преображенском храме хранилась и копия Животворящего Креста Господня. Сегодня она по счастливой воле случая находится в церкви Живоначальной Троицы Нижнего Новгорода. Судьба подлинника Креста неизвестна.

3) Владимирская икона Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, находившаяся при князе Д. М. Пожарском в походе 1612 года по освобождению Москвы. Судьба иконы неизвестна.

4) Октоих начала XVII века, четырех гласов, рукописный. Судьба октоиха неизвестна.

5) Две польские орденские ленты, одна красная, другая синяя, воинская добыча Д. М. Пожарского в войне по освобождению Москвы. Судьба лент неизвестна.

6) Казанская икона Божией Матери, шитая по жёлтому атласу княгиней Прасковьей Варфоломеевной, первою супругой князя Д. М. Пожарского. Судьба иконы неизвестна.

Реликвии, подаренные Макарьевскому монастырю членами семьи Д. М. Пожарского и его дворовыми людьми:

1) Напрестольный, со святыми мощами крест из неизвестного дерева в серебряной позолоченной оправе чеканной работы, подарок сына Д. М. Пожарского Петра в октябре 1634 года по жене своей Настасье Григорьевне. Судьба креста неизвестна.

2) Напрестольное Евангелие в серебряной оправе, подарок сына Д. М. Пожарского Петра в декабре 1635 года по матери Прасковье Варфоломеевне, по брату Федору и жене Настасье Григорьевне. Судьба Евангелия неизвестна.

3) Серебряное чеканное кадило, подарок сына Д. М. Пожарского Петра в 1640 году по матери Прасковье Варфоломеевне. Судьба кадила неизвестна.

4) Паникадило медное, подарок второй супруги Д. М. Пожарского, княгини Феодоры Андреевны, в мае 1635 года. Паникадило находится в фондах Московского государственного исторического музея (МГИМ).

5) Паникадило медное, подарок дворовых людей Д. М. Пожарского в мае 1640 года. Паникадило находится в фондах МГИМ.

6) Колокол медный весом семь пудов, подарок от имени умершего младенца Василия, сына Петра Дмитриевича Пожарского, в ноябре 1640 года. Колокол находится в историческом музее города Городца Нижегородской области.

7) Минея служебная, московской печати, без выхода, подарок сына Д. М. Пожарского князя Ивана и его жены княгини Прасковьи Михайловны в марте 1654 года. Судьба минеи неизвестна.

8) Служебник, без двух начальных листов, подарок сына Д. М. Пожарского князя Ивана в марте неизвестного года по дочери, младенцу Мавре. Судьба служебника неизвестна.

9) Октоих начала XVII века, восьми гласов, рукописный, подарок некоего Василия Дубровского в 1654 году. Написан в 1605 году монахами Богородицкого монастыря города Старицы иноком Феодосием и священноиноком Дионисием. Судьба октоиха неизвестна.

Здесь же следует отметить, что в Государственном историческом музее в настоящее время хранятся и находятся в экспозиции подлинная парадная сабля Д. М. Пожарского, его личное Евангелие и подлинная дверь начала XVII века из нижней Успенской церкви храма Преображения Господня Макарьевского монастыря села Пурех.

В описи церковного имущества, сделанной в мае 1923 года Пуреховским волостным сельским советом совместно с церковным Советом Спасо-Преображенской церкви, значится колокольня с десятью колоколами. Благовестный (Большой) колокол весил 740 пудов 20 фунтов — 11 тонн 848 кг. Общий вес всех десяти колоколов составлял 23 тонны 342,4 кг. По распоряжению губернских властей все колокола в 1935 году были сброшены с колокольни и увезены в переплавку.

До наших дней не дошло сведений, перестраивалась ли Спасо-Преображенская церковь в XVIII веке. Однако известно, что в 1837–1839 годах церковь была зарисована архитекторами братьями Чернецовыми, а в 60-х годах XIX века ее исследовал нижегородский архитектор академик Л. В. Даль. В результате капитальной перестройки церкви в 1875–1880 годах были разобраны древние галереи-паперти, шатровая колокольня и крыльца. С западной стороны пристроена обширная трапезная с трёхъярусной колокольней в псевдорусском стиле. С северной стороны на месте разобранного придела Иоанна Предтечи был построен новый придел, значительно шире прежнего.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Спасо-Преображенская церковь в селе Пурех значится как «церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построена, а трапеза в 1879 году, семипрестольная. Примечателен животворящий Крест Господень».

Сегодня бывшая монастырская церковь во имя Преображения Господня, расположенная в центре старинного села Пурех Чкаловского района, является уникальным историко-архитектурным памятником XVII–XIX веков. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327 и Указу Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176, Спасо-Преображенский храм включен как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области.

В 1993 году Спасо-Преображенская церковь была передана госорганом охраны объектов культурного наследия по Приволжскому федеральному округу в бессрочное безвозмездное пользование Нижегородской епархии, в результате чего между госорганом охраны и православной общиной Спасо-Преображенской церкви 01.12.1997 г. было заключено охранное обязательство № 215к.

Спасо-Преображенская церковь используется в настоящее время для проведения церковных служб и отправления церковных обрядов, а также для проведения экскурсий совместно с пуреховским музеем «Нижегородские вотчины князя Д. М. Пожарского».

Источник: В.Е. Шматов "История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского" d-pozharsky.ru

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.