ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Яхреньга. Церковь Богоявления Господня.


Яхреньга. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Зосимы и Савватия Соловецких, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Вятская школа
Год постройки:Между 1770 и 1774.
Адрес:
Кировская обл., Подосиновский район, с.Новая Яхреньга

Координаты: 60.213341, 46.913871



Церковь Богоявления Господня, Вид с юга.<br>, Яхреньга, Подосиновский район, Кировская область
Вид с юга.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
23 января 2018
Церковь Богоявления Господня, , Яхреньга, Подосиновский район, Кировская область
Фриде
8 июля 2009
Церковь Богоявления Господня, , Яхреньга, Подосиновский район, Кировская область
Фриде
8 июля 2009
Церковь Богоявления Господня, , Яхреньга, Подосиновский район, Кировская область
Фриде
8 июля 2009
Церковь Богоявления Господня, Фото с сайта: http://www.podosinovets.ru/pravoslavie/723-podosinovskijj-r-n-jakhrengskaja.html<br>, Яхреньга, Подосиновский район, Кировская область
Фото с сайта: http://www.podosinovets.ru/pravoslavie/723-podosinovskijj-r-n-jakhrengskaja.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Amber   18 августа 2011

Памятник стоит в центре села на свободной от жилой застройки территории. С южной стороны к церкви вплотную подступает кладбище. По писцовым книгам 1630 г. следует, что в то время на Яхреньгском погосте были две деревенские церкви. В 1760 г. на средства П. Коковина начато строительство двухэтажной каменной церкви. Нижний теплый храм освятили в 1775 г. во имя Николая Чудотворца. Работы велись по заказу и деньги купца М. И. Мурогина при содействии приходской общины, возглавляемой А. Шехиревым. Главный престол в верхней церкви освятили в 1781 году.

Храм построен в лучших традициях школы великоустюжского барокко сер. XVIII в. Распространенная в храмоздательстве объемно-пространственна схема «трапезного» типа в данном случае приобрела вид центричной, вытянутой по оси запад-восток композиции. Ее центральной основой стал четверик в три уровня проемов, завершенный крупным световым восьмериком и малым глухим, являющимся шеей небольшой главки. Переход к восьмерику поддержан полуглавиями, помещенными по осям фасадов. С восточной стороны нарастание церковных масс выполнено уступчатой компоновкой алтарных апсид. С запада — укороченная трапезная, равная по длине верхней апсиде дополнялась деревянным рундуком с лестницами на второй этаж. Капители из цветной майолики — уникальные произведения устюжских мастеров-изразечников, — украшают пилястры яхреньгской церкви.

В первой половине XIX века при Богоявленской церкви строго по ее продольной оси возвели отдельно стоящую колокольню. Двухъярусное, квадратное в плане основание, дополненное полукружиями фронтонов, несет восьмигранный столп, прорезанный арками звона в верхней части. Венчает колокольню стройный «шпиц» с утолщением внизу в виде «кубышки», установленный на удлиненном постаменте — восьмерике. Зодчим, строившим колокольню, удалось сохранить доминирующую роль церкви и соблюсти образное единство ансамбля.

В связи с сооружением колокольни был выполнен ремонт храма, в результате чего его фасады получили новую «одежду», соответствующую стилевым веяниям классицизма. Была изменена кирпичная профилировка деталей, получившая утрированный рисунок, вытянутый в известковой штукатурке. Появились новые элементы декора — алебастровые херувимы, лепные гирлянды и балясинки в ширинках. Первоначальную расколеровку (розоватые и темно-синие детали на выбеленном фоне стен) закрасили охрой с выделением деталей белым цветом. В те же годы мастер Томилов расписывает «с уборкою» интерьер верхней церкви. От этой живописи сохранились алтарные композиции «Тайная вечеря» и «Сошествие Св. Духа». Работа выполнялась «усердием и иждивением» Я. Ф. Грибанова.

За строительный сезон 1872 г. церковное здание удлинили, соединив трапезную с колокольней. В образовавшемся на первом этаже помещении появилась двухвсходная белокаменная лестница с широким деревянным маршем, ведущим в летний храм. Здесь в двух смежных комнатах разместили кладовую и ризницу. Нижний ярус колокольни с двух сторон обстроили палатками. Южная предназначалась для усыпальницы, а северную отвели под сторожку. Входы в церковь акцентировали пристройкой крытых папертей. Тогда же в нижнем храме на северной стороне устроили третий придел, который был освящен в 1874 г. во имя Зосимы и Савватия. Наличие нового престола было отмечено небольшим барабанчиком с главкой, поднявшимся над северным скатом кровли трапезной.

Следующий крупный внутренний ремонт и стенопись в верхнем храме приходится на 1898—1902 гг. Возобновленная живописных дел мастером И. В. Калиновским церковь была переосвящена 8 сентября 1902 г. Внешний капитальный ремонт производили в 1904 г. Перекрыли и покрасили кровлю, вызолотили главы и креты, заново окрасили фасады. Для выполнения этих работ подрядили А. Самойлова и Я. С. Верещагина. После пожара, случившегося 12 мая 1914 г в верхнем храме, сильно пострадали резной пятиярусный иконостас и настенная живопись. Контракт на восстановительные декоративно-художественные работы заключили с Н. 3. Капченко, который произвел ремонт в период с августа по октябрь 1914 г.

В 1983 г. решением облисполкома здание Богоявленской церкви объявлено памятником архитектуры местного значения и поставлено на госохрану. Исследование и проект реставрации памятника были выполнены в 1990—1991 гг. проектно-реставрационным кооперативом «Реставратор» (г. Киров). Через год произведены консервационные работы. Наибольшие размеры памятника в плане: длина — 55 м, ширина (по крыльцам) — ок. 21 м. Высота храма — 36 м, колокольни — 38 м.

http://www.archidesignfrom.ru


Т.  14 мая 2014

Современное местоположение: с. Яхреньга, Подосиновский р., Кировская обл. Историческое местоположение: Никольский уезд, Вологодская губерния.

В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась церковь Богоявления Господня в Яхренской волости, в Южской трети Устюжского уезда. Каменная Богоявленская церковь в с. Старая Яхреньга сооружалась в 1770-1774 г.г. Двухэтажная, с тремя престолами. 6 июля 1874 г. освящён (после ремонта?) придельный храм во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.

В 1788 г. в приходе числилось 2143 человека, в 1868 г. - 1355. Церковно-приходское попечительство открыто 29 марта 1870 г., председателем избран старший священник Андрей Прокошев.

Источник: Православные приходы и монастыри Севера


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 сентября 2019

Церковь Богоявления в с. Яхреньге - незаурядный памятник архитектуры устюжского барокко. Особую ценность он приобретает благодаря редчайшим изразцовым капителям, встречающимся всего на нескольких храмах России. Относительная сохранность настенной живописи верхнего храма и внешнего облика памятника ставят его на первое место среди архитектурных достопримечательностей района.

Обширная, прямоугольная в плане, территория церкви площадью 1,5 га была обнесена кирпичной оградой с тремя воротами и башенками на каждом из четырех углов. Сооружалась ограда в 1872-1878 г.г. Проведенные исследования позволили графически реконструировать облик этих полностью утраченных малых форм.

Восточные ворота, располагавшиеся по продольной оси церкви, имели обычную трехпролетную композицию, но выделялись овальным аттиком с плавным возвышением в центре над аркой среднего проема. Калитки перекрывались плоскими перемычками. Ось ворот акцентировалась главкой в виде крупного шара с крестом, пасаженного на прямоугольном постаменте с киотом. Мягкость очертания ворот подхватывалась гуськовой кровлей навершия. Со двора воротную стенку подпирали контрфорсы.

Северные и южные ворота были одинаковыми. Их расположение в ограде увязывалось с осью церковных порталов. В отличие от восточных, эти ворота обладали более выразительным силуэтом, состоящим из трех фронтонов над арочными проемами. Центральный фронтон отличался не только размерами и наличием киота, но и установленной над ним главкой. Конструкция и этих ворот была усилена контрофорсом.

Угловые башенки представляли собой утолщенный 8-гранные кирпичные столбы с низким цоколем и карнизом. Углы прикрывались лопатками, а верх - пологой многогранной кровлей с декоративным шариком. Ограда состояла из столбиков на высоком цоколе, проложенном без уступов, параллельно уклону рельефа. Трехметровые в длину звенья металлического заполнения ограды имели вид штакетника с пикообразными концами, склепанного на трех горизонтальных полосах. Украшение составляли 8-конечные звезды из толстого кровельного железа, приделанные на заклепках к вертикальным полосам.

В архивном фонде Великоустюгского духовного правления в клировой ведомости Яхреньгской Богоявленской церкви пятого благочинного округа Никольского уезда за 1916 год указано:

"1. Церковь построена в 1770-1774 годах тщанием крестьянина деревни Осанова Петра Михаилова Коковина.

2. Зданием церковь двухэтажная, построенная в связи с такою же колокольнею, крепка, ветхостей и повреждений, как внутри, так и вне ея нет; покрыта железом.

3. Престолов три: освящены они: 1. в верхнем храме во имя Богоявления Господня, 2. в нижнем храме во имя Святителя Николая и 3. в нижнем придельном во имя Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев.

4. Утварию достаточна.

5. По штату при ней положены: Священник, Диакон и Псаломщик.

6. Жалованием положено: 217 руб.56 коп. Священнику 141 руб. 12 коп., Диакону 52 руб. 92 коп. и Псаломщику 23 руб. 52 коп. в год.

7. Кружечных доходов за истекший год получено 306 руб. 30 коп.

8. Другие источники содержания членов причта и количество поступающаго от них дохода: а, вольная, зависящая от усердия прихожан руга, собираемая причтом взамен самовольно захваченной и владеемой крестьянами деревни Окулова церковной земли. В сем году, руги собрано: ржи 54 пуда, ячмени 48 п., овса 36 пудов, всего на сумму 159 руб. б., осенью льна собрано 6 пудов на сумму 72 рубля и а., получено процентов с билетов вечного вклада 78 руб., а всего от этих источников содержания получено дохода 309 руб.

9. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 12 десят. 905 1/2 квадр.саж., пахотной 18 десят., сенокосной 66 десятин. при чем половиною пользуется причт Яхреньгской Николаевской ц. 7 деся. под лесом и выгоном; негодной и бездоходной занятой земли 24 десят. Земля находится при церкви. Всего 127 десят. 905 1/2 квадр. саж.

Вся эта земля находится в бесспорном владении притча, на что имеется при церкви два плана.

10. Качество церковной земли: среднее.

11. Средний доход ею приносимый: до 60 руб., за вычетом обработки.

12. Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянные построены тщанием приходского попечительства на церковныя суммы в разное время …и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: каменный одноэтажный дом, занимаемый земским училищем и церковно-приходскою школою, 15 деревянных лавок, деревянный амбар для хранения церковного хлеба и надворные постройки у членов притча.

13. Расстоянием сия церковь от Консистории в 564 верстах, от местного благочиннаго в селе Шолге в 30 верстах, от уездного города Никольска в 140 верстах, от почтовой станции в селе Подосиновце в 11 верстах; почтовый адрес церкви: Подосиновское почтовое отделение.

14. Ближайшия к сей церкви 1. Яхреньгская Николаевская, что в селе "Новая Яхреньга", в 6 вер.; 2. Подосиновская Богородице-Рождественская, что в селе "Подосиновец", в 11 вер. и 3. Подосиновская Спасская в 12 вер. в селе "Городок".

15. Приписных к сей церкви церквей нет, часовен нет.

16. Копии с метрических книг хранятся с 1780 года.

17. Исповедные росписи находятся в целости с 1780 года.

18. В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 710 томов.

19. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях всего 7422 руб. 57 коп., в билетах находится в целости в казнохранилище церковном за ключом церковного старосты и печатию церковною из этой суммы вечного вклада 600 руб. заключаются в свидетельствах Государственной ренты, кои и находятся на хранении в Вологодском Отделении Государственного Банка.

20. Имеющиеся в приходе школы - при церкви имеются церковно-приходская женская школа с 1886 г. и начальное Земское училище. В приходе начальных Земских училищ: Тиньковское в 4 верстах от церкви и Мельнично-Горское в 5 верстах.

Церковная школа помещается в доме принадлежащем церкви на содержание ее отпускается от приходскаго Попечительства и церкви, в сем году от Попечительства отпущено 20 руб. В сем году в ней обучается 32 девочки.

21. При церкви состоит старостою церковным приходский крестьянин константин Иосифов Белозеров который должность свою проходит с 19 декабря 1913 года…".

Священником этой церкви значился "Виктор Иоаннов Усов", диаконом - "Иоанн Николаев Попов", псаломщиком - "Александр Александров Захаров".

Основание: Ф. N° 364, оп. 1, д. 8894, л.л. 1-5

В клировой ведомости за 1917 г. указывается, что Яхреньгская Богоявленская церковь построена в 1770-1774-х г.г. тщанием крестьянина деревни Осанова Петра Михайловича Коковина. В приходской церкви Яхреньгского Богоявленского прихода Никольского уезда Вологодской губернии пишется: «Церковь эта начата строить в марте месяце 1760 г.… и освящена: нижний храм 5-го декабря 1774 г., а верхний 7-го сентября 1784 г. Церковь и колокольня обнесены вокруг каменною с железными решетками оградою с двумя железными воротами и шестью каменными лавками». Зданием церковь каменная, двухэтажная, построенная в связи ея с такою же колокольнею, крепка, ветхости и повреждений как внутри церкви, так и вне ея нет; покрыта железом.

Престолов три: освящены они: 1) в верхнем храме во имя Богоявления Господня, 2) в нижнем храме во имя святителя Николая и 3) в нижнем придельном во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.

Прежде, как указано в Устюжских писцовых книгах за 7138 (1630) год, стояла на «погосте на реке Юг… церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверху да теплая церковь Николы Чудотворца, да предел Флора и Лавра деревянная (внизу)… приходных людей на погосте с-н поп Яков Ларионов, с-н церковный дьячок Богдашко Карпов, с-н пономарь вдовой поп Сидор Гаврилов, с-н трапезник Емельянко Яковлев, с-н просвирница Окулинка Васильева».

В верхнем храме находится иконостас в пять ярусов резной, вызолочен, стены алтаря, церкви и трапезы расписаны с уборкой устюжским мастером Томиловым, в котором году неизвестно. В нижнем храме иконостас старинной работы, резной, вызолочен, а в 1864 г. поновлен – вызолочен червонным золотом; стены в церкви и трапезе расписаны живописью с уборкой. Иконы в иконостасе старинной живописи, перенесены из древних церквей. Особенно замечателен местный образ Богоявления Господня старинной живописи.

В мае 1914 г. из-за неосторожного обращения сторожей с кадилом в церкви произошел пожар, сгорела часть иконостаса с 27 иконами, настенная живопись, полы. Приходской сход за 3000 рублей поручил произвести работы цеховому мастеру Н.З. Копченко, мещанину г. Вологды. Уже к декабрю этого года верхний храм был восстановлен.

По штату при церкви положены: священник, диакон, псаломщик. По послужным спискам священно-церковнослужителей за 1917 год священником в данной церкви был Виктор Иоаннов Усов, родился в 1887 г. 15 апреля в семье диакона. Образование получил в Никольском училище и Вологодской духовной семинарии, где окончил полный курс наук по второму разряду в 1909 г. Затем проходил должность учителя Кузюгской Александро-Невской церковно-приходской школы, Никольского уезда. В 1910 г. рукоположен в сан священника к Вохомской Троицкой церкви на младшую вакансию. 1 сентября 1913 г. был перемещен по прошению на священническую вакансию к сей церкви. Состоял законоучителем при Комотовском земском училище (1910–1913 г.г.), Яхреньгской церковно-приходской женской школе (1913–1916 г.г.) и состоит в местном Яхреньгском земском училище с октября 1913 г. Женат на дочери бывшего священника сей церкви, Дмитрия Прокашева, Анной Дмитриевой, родившейся 28 августа 1889 г., образованием окончившая курс наук в Устюжском епархиальном училище. Имели двух детей: Елену и Серафиму. Всего получал жалования до 770 руб. 69 коп.

Диаконом служил Иоанн Николаев Попов, родился 1 мая 1888 года, в семье священника, образование получил в Устюжском духовном училище и вышедший из 2 класса Вологодской духовной семинарии в 1907 г. Проходил должность учителя при Моломской Михаило-Архангельской церковно-приходской школе (1910 г.). С февраля 1913 г. рукоположен к сей церкви в Диаконы. Женат на дочери священника Синегодской Успенской церкви… Константина Менщикова, Нонной Константиновой, родившейся 25 февраля 1889 г., образованием окончившая курс наук в Устюжском епархиальном училище, имели дочь Зинаиду. Жалования получает до 292 руб. 63 коп. Псаломщиком был Александр Александрович Захаров, родился 10-го ноября 1868 г. в семье псаломщика, окончил курс наук в Устюжском духовном училище в 1885 г., настоящую должность проходит с 16 сентября 1889 г. Состоял учителем пения в местной церковно-приходской школе 1890–1916 г.г. Женат с Ольгой Николаевной Пономаревой, рождения 1870 года 7 июля, грамотная, имели 6 детей. Жалование до 193 руб. 37 коп. В должности церковного старосты с 8 января 1917 г. служил крестьянин д. Осаново Варлаам Иоаннович Белозеров, родился 1850 г. 29 октября, сын крестьянина, имел дом на крестьянской земле д. Осаново, грамотный, жена, имеет одного сына женатого.

Собственной земли церковнослужители не имели и пользовались от крестьян ругой и доходами. Вольная, зависящая от усердия прихожан, руга собирается причтом взамке самовольно захваченной и владимой крестьянами деревни Окулова церковной земли. В сем (1917) г. руги собрано: а) ржи 48 пудов, ячменя 42 пуда и овса 30 пудов всего на сумму 223 руб. 20 коп.; б) осенью льна собрано 4 пуда 120 ф. на сумму 144 руб.; в) получено процентов с билетов вечного вклада 79 руб.

Земли сенокосной и пахотной, находящейся в бесспорном владении причта, всего 127 десят. 905 1/2 квад. сажени. На церковной усадебной земле располагались дома для церковно- и священнослужителей деревянные, построенные на средства приходского попечительства, на церковные суммы в разное время. Кроме этого, церкви принадлежали: каменный одноэтажный дом, занимаемый земским училищем, 15 деревянных лавок, деревянный амбар для хранения церковного хлеба и надворные постройки у членов причта.

В приходе насчитывалось 29 деревень с 515 дворами, 1434 душами мужского и 1612 душами женского пола, из которых духовных лиц – 4 м., 7 ж., остальные крестьяне.

Приходское попечительство сей церкви существует с 1870 г. С 1917 г. председателем попечительства состоит местный священник Виктор Усов и членами – прихожане в числе 9 человек: Василий Белозеров, Василий Лопатин, Илья Логиновский, Стефан Звездочетов, Евгений Пономарев, Феоктисий Абрамовский, Тихон Нагаев, Афанасий Сычев, Клеоник Белозеров и Александр Зайков. При церкви имеется библиотека, в которой книг для чтения 715 томов.

180 мальчиков и 61 девочка обучались в 3-х начальных земских училищах: 1. при селе, открытом в 1842 году; 2. Тиньковское в 4-х верстах от церкви, открывшееся в 1909 г.; 3. Мельничногорское в 5-ти верстах от церкви, открывшееся в 1913 г.

Церковно-приходская школа (1886 г.) с начала учебного 1917–1918 года передана, согласно распоряжению начальства, в ведение земства. Все три земские училища содержатся также на средства Никольского земства. Законоучительские обязанности исполняют: в земском училище при селе местный священник Виктор Усов, в Тиньковском – диакон Яхреньгской Николаевской церкви Александр Полиевктов, а в Мельничногорском – местные учительницы Клавдия Коковина и Анна Головина.

Приписана к сей церкви часовня д. Крыловское, заложенная в июне 1917 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.