ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Красное. Церковь Рождества Христова.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Христова, Параскевы Иконийской, Сретения Господня
Год постройки:Между 1822 и 1837.
Адрес:
Россия, Кировская область, Лебяжский район, село Красное

Координаты:57.467427, 49.480732


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
11 июня 2017
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
9 мая 2013
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Zimnick
17 августа 2005
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
9 мая 2013
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Zimnick
17 августа 2005
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Вид из трапезной в сторону холодного храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Царские врата.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Свод восьмерика
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Левый теплый придел.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Правый теплый придел.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Трапезная.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Западная стена в алтаре.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Северо-восточная часть холодного храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Остатки росписи в простенке царских врат
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 января 2016
Церковь Рождества Христова - Красное - Лебяжский район - Кировская область
Фото из книги "Лебяжье-возвращение к истокам", Казаков Д.Н., Нолинск, 2007г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина ,  9 марта 2014

Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня. В алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за № 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за № 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря № 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются». Запись за 1802 год: «В приходе села Красноярского 360 дворов и служба идет в новой каменной церкви». Каменная церковь простояла недолго. Отчасти из-за плохого качества строительства («раствор-де не клеевит был и мастера-де плохие были»), отчасти из-за подошедшего под храм оврага, он начал разваливаться и в 1822 г. был разобран. 10 июня 1822 г. в с. Красный Яр дана храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви на новом месте вместо разобранной старой из ее же кирпича. 19 декабря 1823 г. в новой каменной церкви освящен левый придел теплой церкви в честь св. мученицы Параскевы Кичминским благочинным протоиереем Сергием Кулигинским, 2 февраля 1832 г. в теплой церкви освящен правый придел во имя Сретения Господня благочинным села Нового Торьяла о. Игнатием Иконниковым. В 1837 г. освящен холодный храм во имя Рождества Христова. Всем строительством занимался подрядчик (мастер) Морозов. Из грамоты о строительстве за 1838 г.: «осьмерик на холодной церкви покрыт листовым железом, на остальных приделах – деревянными крышами. Крест вызолочен двойниковым золотом. Весь теплый храм с алтарем, двумя палатками и папертью внутри просто выбелен известью, а снаружи также выбелен известью. Только палые места около окон выкрашены в желтый цвет. Пол в теплом храме и алтарях выстлан старой опокой из старого храма, а в палатках и паперти кирпичом. В холодном храме и алтаре пол выстлан из новой опоки. Стены и своды в нем выштукатурены по штукатурке и расписаны. В своде холодной церкви написана мозаика звездами. Вокруг окон трафареты с розовыми платами между ними. Колокольни сложено из кирпича два этажа, а последний с куполом был сделан из дерева… Звон колокольный самый скудный из-за малого количества колоколов». В 1845 г. «Клировая ведомость» Красноярского храма сообщала, что кладкою он покончен, выштукатурен полностью, а холодный храм расписан по штукатурке 7 июня 1887 г. производились торги напроизводство позолотной работы иконостас в Холодном храме. В 1894 г. на средства Красноярского церковно-приходского попечительства было произведено наружное ревчение стен церкви. «Клировая ведомость» за 1910 г. сообщала, что церковь «обнесена кругом каменною оградою, крепка», в ней хранились исповедные росписи с 1780 г. метрические книги с 1813 г. Копии книг с 1780 по 1822 г. сгорели 16 октября 1828г. вместе с домом пономаря М. Куклина. Опись церковного имущества была сделана в 1853 г. и скреплена членом Нолинского духовного правления священником Александром Домрачевым Утварь: три аналоя, 134 иконы, три паникадила, 8 колоколов (самый большой весил 122 пуда), книг для чтения 244 тома. Особые достопримечательности: икона Иоанна Предтечи, икона Казанской Пресвятой Богородицы, образ Спасителя в серебряных ризах, серебряный ковшик, серебряное кадило вес 105 золотников, потир из серебра с 4 резными изображениями, дарохранительница из серебра, дароносица в виде креста серебряная с цепью, ковчег для хранения св. мира серебряный. При храме имелся подземный ход, выходивший на берег р. Вятки. Приходу в XVIII – XIX вв. принадлежала часовня, стоявшая на правом берегу р. Вятки близ мельницы Шварихи, иконостас в которой был поставлен из разрушенного в 1822 г. Красноярского храма. Позднее отошла, очевидно, к приходу с. Шварихи. В селе имелась церковно-приходская школа. Престольным праздником прихода было Рождество Христово; особо чтились «десята» (Троица) и «Богородское» (Рождество Пресвятой Богородицы), в которые несли подношения в церковь. В Ильин день было принято нести во храм баранью грудинку. Со второй половины 1900-х годов в село стал заходить Понизовый крестный ход, шедший из Вятки со св. иконами. Епископ Вятский и Слободской посещал Красноярское в 1904 г. 11 августа 1895 г. по поручению Его Преосвященства, Преосвященного Сергия в ходе обозрения Епархии, село посетил Преосвященный Варсонофий, епископ Глазовский. Прибыв в Красноярское из Лебяжья, Владыка совершил краткое молебствие и затем был перевезен через реку на Нолинский берег. В 1912 г. приход состоял из 30 селений с населением: православных – 3973, старообрядцев – 47 человек. Из описания прихода за 1912 г.: «Село расположено на правом крутом берегу р. Вятки, на этом берегу леса нет, на левом, за рекою тянется на много верст сосновый бор… Главное занятие прихожан – земледелие; кроме того, некоторые прихожане занимаются плотничеством и уходят на заработки в Сибирь», «Большинство взрослого мужского населения с. Красноярского отхожими плотничьими промыслами в Сибирских губерниях и дома бывает незначительное время зимой. Это обстоятельство влияет на скудность содержания причта». В годы Русско-Японской и Германской войн приход отличился самыми большими пожертвованиями на нужды армии и раненых солдат. Так, к 20 декабря 1904 г. от причта церкви с. Красноярского поступили следующие вещи, собранные по приходу: 1 полушубок, 4 пары валенок, 5 пар рукавиц, 3 пары чулок, 4 рубашек, одни кальсоны, 2 полотна. Причт: священник, диакон и псаломщик; 1914 году вакансия диакона упразднена. Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника взятого в военную службу родного его сына Федора сын Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин (1762 – 1775). В 1766 г. «в селе Красной Изголови священники Федор Иосифов сын Куклин и Тимофей Андреев сын Шулятьев просят во диаконы города Хлынова пономаря Владимирской церкви Луку Якимова сына Старцова в место умершего диакона Игнатия Васильева к Рождественской церкви». В XIX ст. в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский (его строитель, почил в 1846 г.), о. Андрей Соловьев(1834-1848,пожертвовал 15 тысяч штук кирпича на строительство храма), о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов- все трое имели бронзовые наперсные кресты в память войны 1853-1856 гг. О. Иоанн Падарин (был благочинным и радетелем грамотности в приходе), о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 по 1929 г.г. прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 по 1911, с 1919 по 1929 г.г., депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 г. Отошел ко Господу 28 июня 1931 г., погребен на приходском кладбище села. Его сын, Хрисанф Григорьевич (1902 – 1973) был местным блаженным. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 г за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь» ( а вместе с ним ещё 4 человека). Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 г. 22 марта 1927 г. два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 г. все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В 1923 г. дом священника перевезен в д. Елькино под школу (самих обитателей его выселили на улицу). Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района. 20 июня 1921 г. прямо во время богослужения в храм влетела шаровая молния, которая «ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом», опалив искрами иконостас и царские врата. Все повреждения от взрыва были исправлены. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одой связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой… Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара… Вокруг ограды имеется коновязь».. Церковь закрыта по постановлению Президиума Облисполкома № 1079 29 июня 1938 г. Причины закрытия сообщались в объявлении, вывешенном на церковных дверях: «учитывая, что община верующих граждан Кузнецовской церкви прекратила с января месяца 1938 г. отправлять религиозные обряды, а также в течение з месяцев не выплачивает налог со строений, земельной ренты и страховой премии и идя на встречу гражданам Красноярского с/совета, которые своими решениями и подписями в абсолютном большинстве ходатайствовали пред Райисполкомом о передаче им здания церкви под культурное учреждение – школу, Лебяжский Райисполком 19 апреля 1938 г. постановил: Красноярскую церковь закрыть и здание передать президиуму Красноярского с/совета под школу». Разгром церкви совершался под непосредственным наблюдением председателя сельсовета. Вся утварь была вывезена в Лебяжье, но до места назначения «не доехала». После закрытия церковь была переоборудована под школу - семилетку, лишилась сторожки, ограды и крестов. В 1948 г. сообщалось, что крыша на ней пришла в ветхость, а самому зданию требуется капремонт. В годы войны в селах Лебяжье и Красное образовались 20-ки верующих, которые стали писать прошения во все инстанции об открытии молитвенного дома или в с. Лебяжье или в Красном или в Боровково. В 1 из 3 заявлений они писали: «Люди этих приходов без пастыря, умирают без напутствия, хоронят без отпевания (чина погребения), младенцы не крещены. Некоторые за требоисполнениями обращаются в отдаленные села, что очень затруднительно на селе…». Интересно, что в Красном главным ходатаем верующих стал сын батюшки Хрисанф Григорьевич Ушаков Все прошения были отклонены. В 1950 году «школьное здание» было ремонтировано, подведены потолки, переложены огромные печи, отремонтирована крыша, покрашены полы. В 1960-е годы колокольня была разобрана и из ее кирпича построена водонапорная башня в п. Лебяжье. В 1968 году здание признано аварийным и школа переехала в другое помещение, а церковь использовалась под зерносклад, что ускорило её разрушение (а также «работа» местных вандалов). Ныне храм находится совершенно в разрушенном состоянии. В 2001 г. областной архитектор сделал заключение, что восстановлению он уже не подлежит.

Статья с сайта http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_urzhumskogo_uezda/view/id/1110348

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.