ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Лотошино. Церковь Спаса Преображения.


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1994.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, Лотошинский район, поселок городского типа Лотошино, ул. Центральная д. 3

Координаты:56.22642, 35.6476


Добавить фотографию
Автор: Hramsohran
Снято: 14 июля 2015 Добавлено: 15 июля 2015
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Спаса Преображения-Лотошино-Лотошинский район-Московская область-Hramsohran
Hramsohran
14 июля 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  15 января 2012

Храм Преображения Господнего в поселке Лотошино имеет довольно насыщенную историю. Еще до середины XVIII века он был деревянным, и его престолы были освящены, по всей вероятности в честь Спаса Нерукотворного и Успения Пресвятой Богородицы. Ко времени вступления в активное владение князьями Мещерскими, он был уже в дряхлом состоянии и поэтому князь Сергей Васильевич Мещерский (1737-1781) принял в наследство от своего отца Василия Ивановича Мещерского (умер 15 марта 1776г.) намерение построить новый каменный храм.

11 сентября 1776 года в Тверскую духовную консисторию было подано прошение о построении каменного храма Спаса Преображения. Еще до этого, в течении десяти лет велись переговоры с тверским епископами Платоном, Арсением, Гавриилом о том, в честь каких святых и святынь могут быть освящены престолы будущего храма. Грамота от 1769 года, хранящаяся в Тверском областном архиве свидетельствует о ходатайстве строения церкви с пределами — «в нижнем апартаменте, один — «Спаса Нерукотворного Его Образа», другой — «Богородица Донская», в верхнем — один «Преображения Господня», другой — «Зачатия Иоанна Предтечи», на угольный — свт. Василия Великого, в отрубе — святого мученика Мины, третье — Прокопия Устюжского и Николая Чудотворца. В 1791 году утвердились престолы Казанской иконы Божией Матери и св. Василия Великого.

Позже, когда строительство храма вошло в силу, были утверждены, кроме главного престола — Преображенского, еще три престола — Святой Животворящей Троицы, преподобного Сергия Радонежского, святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Итого - шесть престолов. Надо отметить, что большинство имен представителей рода князей Мещерских составляли именно Василии, Сергии, Борисы.

К началу XX века Борисов даже было сразу пять, о чем свидетельствует фотография из частной коллекции. Величественный храм, который к середине XIX века возвысился над всем поселением, был таким образом, двухэтажный, просторный, однокупольный. Высокая трехъярусная колокольня была построена отдельно. По воспоминанию старожилов, звон ее колоколов достигал даже Ивашково.
В храме были установлены строгие порядки. Большая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Казанская» для, которой был устроен свой придел, располагалась, как и положено, с левой стороны, и на эту сторону становились женщины, на другой стороне — мужчины. За этим наблюдал специально поставленный человек. Большие витьеватые латунные и бронзовые подсвечники стояли по периметру зала и возле деревянного аналоя тонкой резьбы, на котором обычно лежала икона «Воскресения».

Широкие, обрамленные литыми фигурными решетками окна проливали свет на роскошную позолоченную лепнину Царских врат, отделку ярусов иконостаса и солеи. Старожилы говорили, что по праздникам здесь играл орган. Хор был большой — человек тридцать. Пели, как говорили, тихо, но раздавалось громко. То есть акустика была очень хорошей.
Возле храма была длинная коновязь, то есть слега, за которую приезжающие на службу крестьяне, купцы и гости могли привязывать лошадей своих повозок.
Престольные праздники — Спаса Преображение, Троица, Казанская были очень любимы народом. Широко отмечались, естественно, Рождество Христово, Богоявление и Крещение Господне и Пасха. По этим праздникам священники зачастую ходили по домам лотошиннцев и окрапляли святой водой жилища.

В 1863 году Лотошино входило в Храневское благочиние, где тогда красовалась своей уникальной архитектурой Введенская церковь. Преображенская церковь имела обширные земли и даже отвоевывала их через судебные инстанции того времени у самих ее устроителей, о чем свидетельствует тяжба, длившаяся с 1861 по 1869 год между благочинием и князьями Василием Ивановичем и Борисом Васильевичем « ...о порубе пяти ив... и неправильном завладении землей».

Послереволюционная история величественного Преображенского храма трагична, как и история многих других храмов на просторах нашего многострадального Отечества. В середине 30-х годов XX века часть его была взорвана. Эту операцию проводили изощренно, так как непросто было разрушить почти монолитные стены храма и колокольни. В стенах выбивали кирпичи, закладывали взрывчатку и только так обрушивали храм по частям. Существует то ли быль, то ли легенда в которой говорится о том, как сбрасывали с колокольни колокола. Наняли специальных людей. Те закрепили веревки, подрубили основы креплений и сбрасывали колокола серебряного звона с высоты. Один колокол, чуть меньше роста человека, никак не хотел падать. С ним долго возились. В это время внизу стояли монахини на коленях и молились, почти стонали. Когда колокол все же спустили на веревках, один из мужчин подошел и стал кричать: «Зачем сняли колокол? Поднимайте обратно!» Его гнали. А этот колокол на земле лежал на боку. Мужчина сел к нему спиной и сказал: « Не дам я вам совершить этот грех». Его опять гнали, но это не удавалось сделать. Тогда ему сказали: « Ну и сдохни под ним» и нахлобучили его колоколом. Через некоторое время, когда нужно было что-то все-таки делать, колокол опять положили на бок, но мужчина был уже мертв. И еще один символический факт. Те руководители района, которые организовывали это кощунство (фамилии их известны) сами были репрессированы в годы сталинских репрессий.

В Великую Отечественную разрушительные действия продолжались к 1945-47 году на месте былого благолепия образовался безобразный заросший пустырь. Осквернялись, громились и находившиеся вокруг храма надгробные памятники на могилах прицерковного кладбища, куда хоронили умерших младенцев и достойных людей, в том числе и шестерых владельцев Лотошинской усадьбы - князей Мещерских. В пятидесятых годах, когда проводили строительные работы на территории сквера, разрывали могилы с остатками позолоченных риз, и был разрушен склеп, вероятно, родовое захоронение князей Мещерских.

В 1993 году в поселке была образована православная община, именованная в честь разрушенного храма «Преображенской». На месте, приближенном к зданию разрушенной колокольни, был установлен и освящен поминальный крест. В 1995 году общине для проведения служб было предоставлено часть помещения бывшего военкомата. Позже оно было передано полностью. Силами членов общины была произведена реконструкция внутреннего и внешнего вида. Службы ведутся на антиминсе, благословленном Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В 2004 году был выделен большой участок земли для строительства нового храма. В настоящее время на нем построен деревянный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Заложен камень и Преображенского храма, который будет строиться позже.

По материалам официального сайта Лотошинского церковного округа Московской епархии Русской Православной церкви Лотошинское благочиние. Автор статьи не указан.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.