ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного.


Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
Часовня.   
Освящена в честь: Иоакима и Анны
Год постройки:приблизительно 485 - 494.
Адрес:




Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Общий вид с востока. Часовня слева. <br>, Иудейская пустыня, Вади Кедрон, Палестина, Прочие страны
Общий вид с востока. Часовня слева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
16 апреля 2009
Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Вид с востока.<br>, Иудейская пустыня, Вади Кедрон, Палестина, Прочие страны
Вид с востока.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
16 апреля 2009



Статьи


СержАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 апреля 2009

На территории Лавры Саввы Освященного.

Часовня Иоакима и Анны и третья (затворническая) келья (исихастерий) Саввы.

Находится в наиболее южной части территории монастыря внутри стен. Состоит из трех помещений – собственно часовни Иоакима и Анны, коридора и затворнической кельи Саввы (третья келья Саввы в монастыре). От площади перед церковью Благовещения к часовне ведет дорожка, проходящая через монастырский сад. Представляется, что особая святость места повлекла за собой возведение монастырских стен таким образом, чтобы оно оказалось внутри монастыря. Коридор имеет в длину 15 м, 1,25-3,2 м в ширину, 1,75-1,9 м в высоту. В южной своей части коридор представляет высеченный в скале тоннель. С севера к входу ведет лестница в 14 ступеней. Восточная стена коридора в северной его части построена на краю утеса. Перед тем местом, где ход превращается в высеченный в скале тоннель, в этой стене имеется окно. Часовня Иоакима и Анны представляет собой комплекс из трех помещений к востоку от затворнической кельи Саввы. Центральное помещение имеет размеры 3,85х2,5 м. Перекрыто крестовым сводом высотой в 3,25 м, опирающимся на четыре колонны по углам помещения. Сверху свисают три масляных светильника. Вход в это помещение из коридора с севера. Восточная стена представляет собой подобие иконостаса. В ней проход в дополнительное помещение, служащее алтарем. На стене иконы в два уровня. Слева от прохода икона, изображающая Иоакима и Анну с надписью по-гречески «святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна». Справа от прохода – образ Саввы с длинной бородой и нимбом вокруг головы. Выше, на уровне тимпана, образ Иисуса Христа, сидящего на престоле, слева от него Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. На противоположной, западной, стене по обе стороны лаза в пещеру затворнической кельи Саввы помещаются еще две иконы – слева св. Антоний, справа св. Стефан Савваит. Еще одна икона – образ Михаила Архангела – на северной стене. Проход в южное помещение часовни шириной в 1,5 м занимает большую часть южной стены центрального помещения. Южное помещение имеет в плане форму трапеции длиной в 3 м и шириной в 2,8 м. Основной объем перекрыт крестовым сводом, восточная часть помещения – бочарным сводом. Южная и восточная стены толщиной в 0,75-0,85 м возведены на краю утеса. В этих стенах имеются небольшие окна, постепенно сужающиеся кнаружи. На западной стене – икона 1848 г., на восточной стене два образа – Архангела Гавриила и девы Марии (Благовещение) и Богоматери с младенцем. На остальных стенах еще несколько современных воспроизведений икон (самое старое – 1971 г.). Восточное помещение – алтарь – представляет собой в плане почти полный квадрат (1,6х1,55 м). Стены его построены так же, как у наиболее древних келейных комплексов Великой лавры в Кедронском ущелье. Представляется поэтому, что помещение алтаря – одно из самых старых сооружений монастыря внутри стен (вторая половина V века – древнее центрального ядра лавры). Стены оштукатурены и украшены фресковой росписью предположительно XIX века. Основной вход с запада (со стороны иконостаса в центральном помещении часовни) шириной в 0,5 м ныне забран деревянной решеткой. Другой вход ведет из южного помещения. Пол алтаря несколько выше, чем в остальных помещениях; он единственный покрыт мозаикой византийского периода (в остальных помещениях – современная керамическая плитка). Алтарь завершает сомкнутый свод с распалубками высотой 3,35 м, отремонтированный в поздний период и украшенный фресковой росписью с изображением Богоматери с младенцем, слева от которой Иоаким, справа - Анна. В восточной стене шириной в 0,6 м, построенной на краю утеса, имеются три окна и ниша наподобие апсиды высотой в 1,1 м, шириной 0,44 м и глубиной 0,35 м. Одно из окон находится в нижней части апсиды (высота 0,5 м, ширина 0,26 м). Еще два окна – с обеих сторон от апсиды. Оконные проемы сужаются кнаружи. Еще одно слуховое окошко высотой в 0,34 м – над апсидой. С северной и западной стороны вдоль стен устроены каменные оштукатренные скамьи.

Вход в третью келью (исихастерий) Саввы находится в восточной стене центрального помещения комплекса. Вход являет собой узкий лаз на высоте 0,9 м от пола центрального помещения. Высота лаза 0,55 с, ширина 0,4 м. Келья представляет собой подобие «каменного мешка», высеченного в цельной скале. Размеры 1,25х1,3 м, высота 1,5 м. Стены частично оштукатурены. По сохраняемой в монастыре традиции именно в этой келье Савве было явлено чудо приручения льва (согласно же Кириллу, чудо произошло во время одного из добровольных изгнаний Саввы, в его затворнической пещерной келье в «стране Гадаринской», т.е. на берегах Ярмука). Чудо приручения льва изображено на фреске сбоку от лаза. Фреска и сопровождающая ее надпись по-гречески относятся к 1884 г. На южной стене кельи две иконы, одна изображает пустынных подвижников Феоктиста, Евфимия, Феодосия и Герасима, другая – прославленных монахов Великой лавры Иоанна Дамаскина, Ксенофонта и его чад Аркадия и Иоанна.

[p]Источники:
1. Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите).
2. Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.