ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бобрик. Церковь Михаила Архангела.

Церковь Михаила Архангела


Бобрик. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1779. Расширена в 1-й пол. 19 в.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Брянская область, Комаричский район, с. Бобрик, ул. Молодёжная, 3

Координаты: 52.449746, 34.519644



Церковь Михаила Архангела, , Бобрик, Комаричский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
23 февраля 2009
Церковь Михаила Архангела, , Бобрик, Комаричский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
23 февраля 2009
Церковь Михаила Архангела, , Бобрик, Комаричский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
23 февраля 2009
Церковь Михаила Архангела, , Бобрик, Комаричский район, Брянская область
Сергей Меркулов
24 сентября 2017
Церковь Михаила Архангела, Бобрик. Церковь Михаила Архангела <br>, Бобрик, Комаричский район, Брянская область
Бобрик. Церковь Михаила Архангела
Валентина Морозова
6 июня 2013
Церковь Михаила Архангела, , Бобрик, Комаричский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
23 февраля 2009
Церковь Михаила Архангела, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Бобрик, Комаричский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Михаила Архангела, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Бобрик, Комаричский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Меркулов  11 декабря 2010

Построена в 1720 г., в 1-й пол. - сер. XIX в. сооружены боковые прирубы и нынешняя колокольня. Ярусный храм типа восьмерик на четверике рублен из брусьев на кирпичном цоколе и обшит тесом. Высокий двусветный четверик несет поставленные друг на друга два восьмерика: широкий световой с граненой купольной кровлей и небольшой глухой, увенчанный маленькой, видимо более поздней, главкой. К четверику прилегают пониженный пятигранный алтарь с высокой выпуклой кровлей и прямоугольная крытая на два ската трапезная с более узким притвором с запада. Низкие и длинные боковые прирубы с пологими двускатными кровлями придают объему крещатость. Над западной частью трапезной возвышается двухъярусная колокольня; её четверики – глухой нижний и сквозной верхний (звон) завершены яйцевидной кровлей с главкой на коротком шпиле. Основное помещение храма имеет плоские паруса при переходе от четверика к восьмерику и ложный восьмигранный сомкнутый свод с плоской средней частью. Своеобразны имитирующие свободные коробовые своды перекрытия трапезной, алтаря и боковых прирубов, в которых размещались приделы; над остальными частями здания плоские потолки.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1998 г.


Сергей Ковров   10 сентября 2018

В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины в Комарицкой волости Чемлыжского стана села Бобрик с 1628 г. значится храм во имя Архистратига Божия Михаила. В начале XVIII века храм обветшал и был построен вновь, но уже в 1719 г. сгорел. В огне погибли святые иконы, утварь, Святой Антиминс. В следующем году был построен деревянный храм на месте прежнего.

Сохранившийся до наших дней деревянный храм был построен в 1779 г. на средства прихожан. Перестройкам и реконструкции не подвергался. В 1898 г. был произведен капитальный ремонт, заключавшийся в обновлении икон и покраске стен внутри храма. Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери Скорбящая, пред которым часто служились молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сел.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии храм не закрывался.

http://bryansk-110.cerkov.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 июня 2021

Это ещё один памятник, воздвигнутый на Брянской земле в конце XVIII века, в связи с победоносным окончанием Русско-Турецкой войны. Характерный образец деревянного культового зодчества юго-западной Брянщины того времени. К сожалению, история не сохранила нам имен заказчика, строителя и архитектора. Михайловская церковь расположена в центре села Бобрик, стоящего на высоком берегу р. Бобрень, и является его силуэтной доминантой, она издали обращает на себя внимание господствующим в широком привольном ландшафте положением.

На основе распространённой в то время крещатой схемы плана и традиционного объемно-пространственного построения церкви по типу «восьмерик на четверике» создана, не лишенная своеобразия, архитектурная композиция. Основной элемент этой композиции - возвышенный четверик собственно церкви. Он несет два яруса восьмериков - нижний большой световой и верхний на куполе нижнего, глухой, декоративный. Верхний покрыт килевидной восьмигранной крышей и увенчан маленькой, вытянутой по вертикали главкой с крестом. Четверик с восьмериками вознесён над средокрестием нижнего яруса церкви. Пятистенная алтарная аспида, двухчастные прямоугольные боковые приделы и двухчастная же трапезная примыкают к нему с четырёх сторон. Над западной частью трапезной - очень близко к главному объёму церкви - установлена четвериковая колокольня. Верхний ярус её открыт на все стороны большими прямоугольными проёмами звона.

Благодаря тому, что корпус трапезной с боков охватывает колокольню, создаётся органично-слитная пространственная композиция, в которой колокольня, являясь важным элементом целого, находится в подчиненном положении главному объёму церкви. Как и главный восьмерик, колокольня покрыта восьмилотковой купольной крышей. Однако форма её несколько отличается своей приподнятостью. Поверх крыши на низкой восьмигранной трибунке установлена изящная вытянутая главка с высокий крестом. Нижний, крестовидный в плане объём здания, объединяя все части памятника, придаёт ему художественно-выразительную цельность.

Архитектурные детали фасадов в духе времени выполнены в форме каменных. Все проёмы - действительные и ложные (на нижнем ярусе колокольни) - сделаны с полукруглым арочным завершением. Украшения фронтонов боковых приделов и междуярусного пояса колокольни выполнены в виде круглых рамок, то есть в формах нетипичных для дерева. Другие элементы декора фасадов (карнизы, наличники, лопатки) в упрощённом виде также следуют каменным формам.

Внутреннее пространство памятника воспринимается цельно, ибо объединено широкими проемами. Все помещения первого яруса покрыты полого-цилиндрическими сводами. Центральный зал - восьмигранным куполом. Также перекрытия придают необычность и парадность интерьеру. Отделка всюду простая. В центре свода трапезной сохранилось написанное на холсте маслом изображение Спасителя. В северном приделе находятся две деревянные скульптуры великомучениц Варвары и Екатерины. Иконостас второй половины XIX века с иконами той поры и более поздними.

Деревянная церковь в селе Бобрик является характерным произведением века господства и процветания в русской архитектуре стиля классицизма. Памятник находится в хорошем состоянии.

Путешествия по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 апреля 2023

Храм в селе Бобрик известен с 1628 года. В 1713 г. Архангельская церковь вновь освящалась – видимо, по случаю возведения нового здания. В сентябре 1720 г. священник Семён Матвеев подал в Патриарший казённый приказ прошение о дозволении строительства старанием прихожан новой церкви, ибо «в прошлом 1719 г. в селе Бобрике в церковь во имя арх. Михаила и антиминс, и иконы волею Божию всё погорело». В октябре того же 1720 г. к освящению новопостроенного храма был выдан антиминс.

Последнее деревянное, стоящее «на самородных камнях вместо цоколя» здание Архангельской церкви было выстроено на средства прихожан в 1779 г. Этот просторный однопрестольный храм, имеющий размеры в плане 21,5 ×15 м, и сегодня можно видеть на небольшой сельской возвышенности. Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», пред которым часто служили молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сёл.

С середины 1930-х г.г. местные власти начали предпринимать попытки закрыть церковь. 13 декабря 1934 г. были сняты колокола (по сведениям 1887 и 1915 г.г., их было 5), а 21 января 1935 г. под предлогом ветхости здания сельсовет запретил проведение богослужений до осмотра храма комиссией. После двух жалоб церковного совета в центральную комиссию по вопросам культов местная власть пошла на попятную, и в декабре 1935 г. облисполком доложил в Москву, что церковной общине дано разрешение на пользование храмом.

В конце 1937 г. был арестован и приговорён к расстрелу священник Павлов. На следующий год было издано постановление оргкомитета ВЦИК по Орловской области о закрытии церкви, поскольку она «не функционирует». Здание должны были перестроить «под неполную среднюю школу», но выполнена эта директива, по всей вероятности, не была, ибо иконостас и иконы, написанные в конце XIX в., сохранились в храме до наших дней. Богослужения возобновились в годы немецкой оккупации.

В годы войны село Бобрик сильно пострадало от пожаров, однако церковь оказалась в числе нескольких уцелевших зданий. Не закрывался храм в Бобрике и в послевоенные годы. Никаких перестроек храма со времени его возведения не проводилось, и сегодня мы видим его таким, каким он был построен.

Примечание: Храм с таким же посвящением есть и в одноимённом селе Погарского района.

Храмы Брянщины



Комментарии и обсуждение


Уточнение к статье Сергея Коврова, от 10 сентября 2018 г., к пункту: "Во время гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ столетии храм не закрывался". Летом 1939г. церковь подверглась погрому. Наш дом недалеко от церкви. Отец повел меня посмотреть, как громят церковь. Мы зашли во внутрь. На пол падали сбиваемые иконы. Находиться там было опасно. Мы вышли из церкви и наблюдали за погромом со стороны. Я видел, как слетели срубленные луковицы с крестами и упал сброшенный с колокольни колокол. Остался один большой колокол, который погромщики не смогли сбросить. Моя сестра, она старше меня, запомнила, как иконы сжигали в костре, а отдельные жители села выхватывали их из костра и убегали. Потом в церкви колхоз хранил зерно. При оккупации села фашистами в храме некоторое время стояли немецкие кони. Когда немцы ушли дальше на восток, церковь освободилась. Тогда активную инициативу по ее открытию проявил бывший дьячек (точно не помню его должность). Он собирал у прихожан иконы, рушники и другую церковную утварь. Церковь для служения была открыта зимой 1941 или 1942 года (точно не помню). Отец в это время с семьей был в партизанах. Священник служил службу в церкви во время оккупации и после освобождения нашего села от фашистов и полицаев. Луковицы с крестами были восстановлены уже после войны.

Суходолов В.М., 06.06.2021г.

6 июня 2021.