ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Прилуки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Прилуки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1863 и 1865.
Архитектор:М. Сикорский
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Беларусь, Минская область, Минский район, д. Прилуки, ул. Больничная, д. 8

Координаты: 53.78613, 27.440754



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, В советское время храм переделан в клуб. Ныне действует, восстанавливается.<br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
В советское время храм переделан в клуб. Ныне действует, восстанавливается.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
28 декабря 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
28 декабря 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
28 декабря 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Просфорня. Поклонный крест на месте погребения священнослужителей <br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Просфорня. Поклонный крест на месте погребения священнослужителей
11051989
2 июня 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Въездная брама<br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Въездная брама
11051989
2 июня 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
28 декабря 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Ворота. Возведены недавно.<br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Ворота. Возведены недавно.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
28 декабря 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
28 декабря 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1930-х г.г.<br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Фото 1930-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта: http://radzima.net/ru/prihod/prilukskiy.html/ начало XX века<br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Фото с сайта: http://radzima.net/ru/prihod/prilukskiy.html/ начало XX века
Николай М
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Проект и план. Архитектор М. Сикорский, 1861 г.<br>, Прилуки, Минский район, Беларусь, Минская область
Проект и план. Архитектор М. Сикорский, 1861 г.
Елена Григорьева
1 июня 1861



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Виктор Захаров
 
Виктор Захаров  10 марта 2014
Село Прилуки находится в Минском уезде, в первом благочинническом округе, расположено при реке Птичь и упраздненной почтовой дороге из Минска в Несвиж. От губернского города Минска отстоит в 16 верстах; в 10 верстах находится станция Моск.-Брестской жел. дороги Фаниполь. В приходе был Прилуцкий Св. Троицкий мужской монастырь на том месте, где ныне расположена усадьба местного владельца. Монастырь был основан в начале XVI столетия, а упразднен в 1740 году, в котором минский староста Иосиф Ивановский разогнал православных монахов, насильно завладел монастырем и его имением Стукотичи. В районе прихода, при деревни Волчковичи, находится римско-католический костел.
С древних времен до XVI века в Прилуках существовали две церкви; Успенская, на Гермоновой горе, и Свято-Троицкая. Настоящая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы расположена вблизи селения Прилуки на возвышенной местности, построена в 1865 году на средства правительства, при пособии от прихожан. Зданием каменная, сложенная из кирпича. Представляет форму продолговатаго прямоугольника, с одним рядом окон, двумя входными дверьми, железной крышей и одним открытым куполом на средине. Внутри устроена со сводами, которые поддерживаются четырьмя столбами; пол деревянный, стены выбелены известью. Внутренней вместительности около 30 квадратных сажен. В колокольне, устроенной во фронтонной части церкви, имеется четыре колокола: в 7, 4, 3 1/2 пуда и 7 фунтов.
К церкви принадлежит приписная Витовецкая церковь, зданием деревянная, в которой находится местночтимое, резное из дерева, изображение страждущего Спасителя, величиною окола аршина, по народному преданию изображение найдено в источнике, протекающем вблизи церкви, которому также приписывается народной верой чудодейственное свойство. Кладбищ в Прилуцком приходе существует четыре.
В церковном архиве метрические книги хранятся с 1791, а исповедные списки прихожан с 1840 года. В состав прихода входят следующие селения: Подгай, Прилучки, Лецковщина, Кохановщина, Слободка, Максимилия, Василевщина, Тимошки, Волчкевичи и Черкасы. Прихожан числится мужского пола 604, женского — 657 душ, большинство из них крестьянского сословия и все занимаются только хлебопашеством.

Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 апреля 2023

Построена в 1863-1865 годах из кирпича. В 1930-е годы приспособлена под клуб. Восстановлена в конце XX века.

Памятник архитектуры позднего классицизма с чертами ретроспективно-русского стиля. Решена прямоугольным в плане объемом под двускатной крышей (первоначальное покрытие не сохранилось). Фасады по центру выделены ризалитами, расчленены прямоугольными оконными проемами в арочных плинтусах и пилястрами в простенках.

А.М. Кулагин (редакционный совет: Т.П. Пашков, Л.В. Календа) «Православные храмы Беларуси: Энциклопедический справочник». — Минск: «Белорусская Энциклопедия», 2007 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 апреля 2024

В 1473 г. Прилуки в Менском повете на реце Пчичи» после смерти князя Евлашка Телятины, хозяина этого села, пожалованы были писарю Васку Любичу. Об этом говорится в Литовской метрике, и, возможно, это наиболее раннее из сохранившихся документальное упоминание о Прилуках.

С конца XV по начало XX века сменилось более четырех десятков владельцев Прилук (здесь следует иметь в виду, что не редкостью были случаи единовременного владения селом сразу несколькими персонами-землевладельцами). Село располагалось при «почтовой дороге изъ Минска въ Несвижъ». В свое время дорога эта была упразднена, но не исчезла бесследно: и по сей день сохранился (впрочем, в значительно измененном виде) заезжий дом. В нем, в 16 верстах от города, находилась первая по дороге из Минска почтовая станция.

Заезжий дом был «с одной стороны двухэтажный, каменный, оштукатурен и побелен. Крытый гонтою, с большой конюшней и обознею, распивочною и 8 комнатами для проезжающих, с крашеными полами, окошками и дверями» (здесь и далее, цитируя исторические документы, мы по возможности сохраняем оригинальную орфографию и пунктуацию - ред.). Обращает на себя внимание информация о распивочной, и вот почему: в не очень-то крупном населенном пункте в десятках метров друг от друга было еще две (!) корчмы. «Съ древнихъ временъ до XVII века въ Прилукахъ существовали две церкви: Успенская – на Германовской горе и Св. Троицкая».

Архивные документы, которыми мы сегодня располагаем, позволяют сделать вывод, что названные выше храмы существовали в Прилуках в разное время. На разных берегах реки Птичи.

Из «Описания церквей и приходов Минской епархии» мы можем узнать об исповедническом служении некоего священника на прилукской земле: «Въ окрестностяхъ Прилукъ находится много кургановъ, но опредёленныхъ сказаний о нихъ не сохранилось, за исключением одного, подъ названиемъ "Германовой горы", въ которомъ, по сохранившемуся сказанию, погребенъ одинъ убитый поляками православный священникъ». Предполагаем, что звали его Герман, что служил он Богу и народу Божьему в Успенском храме, пострадал за веру православную и погребен был близ церкви.

Быть может, ветхость деревянного храма, быть может, пожар, причиной которого мог стать поджог здания убийцами священника, а возможно, и иные обстоятельства понудили селян начать строительство новой церкви. Освятили храм в честь Святой Троицы.

Из труда митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» мы знаем, что в 1635 году при Свято-Троицкой церкви был основан «монастырек», значит, храмовое здание было еще достаточно крепким, почему и постройку его можно отнести к концу XVI - началу XVII веков.

«В Минском повете, в имении своем Прилуках, при церкви Святой Троицы, где погребены были весьма многие из князей Заславских, Вишневецких, Горских и других дворян, жена брацлавского подкомория Вильгельма Стеткевича Анна Огинская основала (28 декабря 1635 г.) небольшой монастырь, всего на пять человек; подарила ему сельцо Стукотичи с крестьянами, землями и разными угодиями и отдала этот монастырь под власть Минского Петропавловского настоятеля, так чтобы он с благословения митрополита Петра Могилы и назначал игумена в Прилуцкий монастырек, и имел право суда над всею прилуцкою братиею и её игуменом.

Первым игуменом в этом монастыре был отец Иосиф Грукович, который и введен был (26 января 1636 г.) во владение сельцом, подаренным монастырю» (Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви»). В 1635 году пребывал в Минске с архипастырским визитом митрополит Петр Могила. И «ревностная к благочестию» (в терминах того времени это значило - к Православию) княгиня Анна, вероятно, имела от него очное благословение на основание монастыря в селе Прилуки.

Известный краевед архимандрит Николай (Трусковский) существенно дополняет приведенные выше сведения об обители: «Бывший Прилуцкий Св. Троицкий мужский монастырь, приписный къ Минскому Петропавловскому монастырю. Онъ находился въ Минском уезде, въ селе Прилукахъ, где ныне дворъ помещика Прилуцкаго. В 1635 г. княгиня Анна Огинская Стеткевичь съ разрешения Киевскаго митрополита Петра Могилы основала православный монастырь при Св. Троицкой церкви, въ которой погребены тела ея предковъ, православныхъ князей Огинских, Вишневецких, Стеткевичевъ и другихъ; и на содержание его записала село Стукатичи и Германовскую гору. В 1645 г. князья Криштофъ Стеткевичь, подкоморий Брацлавский, и братъ его Богданъ Стеткевичь, каштелян Мстиславский, Екатерина Сангушко Стеткевичъ и Самуилъ Стеткевичъ, хорунжий Оршанский, подтвердили запись кн. Анны Стеткевичъ. Известные настоятели его, подчинённые Минскому Петропавловскому монастырю, следующие: 1) 1635 г. игуменъ Иосифъ Груковичъ; 2) 1736 г. иеромонахъ Дионисий Саевичь; 3) 1740 г. иеромонахъ Иоасафъ Стефановичь».

В 1720 г. король Август II Польский издал жалованную грамоту в защиту оставшихся еще (не переданных пока униатам) в Речи Посполитой православных церквей и монастырей. Из этой грамоты можно узнать, что в государстве сохранилось 52 православных монастыря. Среди них и Прилукский… Так, еще 20 лет он будет оставаться православным… Отец Николай продолжает: «Более 100 летъ православные монахи владели Прилуцкимъ монастыремъ и его имениемъ. Но в 1740 г. Минский староста Иосифъ Ивановский разогналъ православныхъ монаховъ, насильно завладелъ монастыремъ и его имениемъ Стукатичами».

Некоторые представители шляхты и католического духовенства бравировали даже такими «разгонами», это считалось своего рода геройством. В то время был даже придуман для насильственного перевода в унию особый способ, получивший название «наезд на монастырь». Всего с 1732 по 1743 год «перевели на унию» 128 православных монастырей и церквей. Несложные подсчеты показывают - переводили по одному в месяц... Жертвой «наезда» стал и Прилукский монастырь.

На «мурах» обители несколькими поколениями помещиков построился дворец и хозяйственные сооружения. Основное здание этого дворцового комплекса и несколько служебных построек сохранились до сего дня. В главном здании комплекса сейчас располагается институт защиты растений, задействованы и некоторые подсобные помещения, какие-то из построек ждут своего часа.

Итак, 105 лет - с 1635 по 1740 годы - православные жители Прилук и окрестных деревень окормлялись при Свято-Троицком мужском монастыре. «Во время двух периодов наиболее сильного униатского «прессинга» - конца XVI - 30-х г.г. XVII в.в. и 80-х - 90-х г.г. XVII в.в. - Прилукская церковь оставалась православной. С 20-х г.г. XVII в. церковь была под опекой Минского православного Петропавловского монастыря… Борьба за Прилукскую церковь между православными и униатами началась, очевидно, в 1741 г. (в различных источниках указываются разные даты закрытия монастыря - прим. ред.), когда 19 декабря того же года местный землевладелец Юзеф-Михал Ивановский, калятар церкви, составил жалобу о запустении "минскими дизунитами" церкви и монастыря… Ивановский считал необходимым передать прилукский приход униатам. Свои намерения через некоторое время он подкрепил материально. Двадцать шестого июля 1755 года был составлен фундуш на волоку земли для прилукского священника, который должен находиться под юрисдикцией униатских митрополитов… Факт такого позднего придания фундуша (через 14 лет после решения отдать церковь униатам) указывает на то, что до 1755 года материальных оснований для существования униатской церкви в Прилуках не было…

На месте заброшенного и истлевшего здания Прилукской церкви, запустение которого Ивановский описывал еще в 1741 г., новое было возведено только в 1763 г. Это была новая «под тремя куполами с железными крестами» церковь. Но и она из-за длительных споров между конфессиями за право владения зданием определенное время не действовала», - рассказывает Денис Лисейчиков, заместитель директора Национального исторического архива Беларуси.

Есть один архивный источник, в котором говорится: «Села Прилуки Св. Духовская (прежде Покровская, в Духовскую освящена униатами)… шестого класса, деревянная церковь, построенная в 1763 году помещицей Ивановской. Штатного годичного жалованья причту 160 р. Земли при ней 33 десятины. Прихожан муж. пола 465 и женскаго пола 460 душ». Это единственный источник из находящихся в нашем распоряжении, в котором упоминается церковь Покровская, т. е. освященная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Более нигде этот факт не нашел своего подтверждения, сколь мы ни старались. И это можно было бы оставить без внимания. Но сложнее отрицать другое: в хронологическую цепь событий этот факт без большой натяжки не вставить. Нет места, нет логики. Мы склонны считать, что это ошибка, таковые случались, увы. Если ошибаемся мы, более скрупулезный исследователь нас поправит, а мы ему будем благодарны.

Семнадцатого мая 1795 г. благочинный Минской округи иеромонах Иоаким рапортовал в Минскую духовную консисторию о том, что «в результате его поездки с помощниками в село Прилуки с целью присоединения униатов к благочестию "ничего не успели"». До 1839 г. прилукский приход находился в унии.

В первой составленной после возвращения прихода в Православие ведомости за 1840 год есть свидетельство о том, что в 1778 г. церковь в Прилуках перестраивалась. Так как постройка была деревянной, к 1840 г. она изрядно обветшала.

В клировой ведомости Прилукской церкви за 1842 год отмечалось, что храм из-за большой течи для проведения богослужений был непригоден. Утвари было недостаточно, церковь нуждалась в книгах, посуде и одежде. Земли при церкви усадебной было около десятины, пахотной одна уволока, сенокосной на 35 возов. Землей владел сам священник. Собственный дом священника был построен из дерева на церковной земле, к 1842 г. постройка была уже старой. Причт церковный состоял из священника и дьячка. На их содержание выделялось жалованье 160 рублей серебром в год. В состав прихода, кроме Прилук, входили селения Тимошки, Кохановщина, Слободка, Щомыслица, Максимилия, Волчковичи, Прилучки, Подгай, Лецковщина и Черкасы - всего около 750 жителей.

О намерениях возвести новый храм говорится в ведомости о ходе строительства церквей, которая была представлена виленским генерал-губернатором в Министерство внутренних дел 26 ноября 1854 года: «Повторено Минскому уездному предводителю дворянства о скорейшем отобрании от помещицы Горватовой подписки к постройке каменной в имении ее Прилуках церкви в течение 3-х лет, с устройством из материала старой Прилукской церкви кладбищенской деревянной в с. Волчковичах. Причем, по требованию Епархиального начальства, сделано распоряжение об избрании мест под постройку сих церквей». Из документа следует, что помещице не разрешалось строить каменную церковь в Прилуках, используя материалы старого деревянного храма. Епархиальное начальство распорядилось избрать места под постройки двух церквей - деревянной и каменной.

Распоряжение это было принято к исполнению. В ведомости от 24 июня 1855 г. указано, что «начато приготовление материала к перенесению старой церкви в Волчковичи и сделано распоряжение об избрании места для постройки каменной церкви, а план и фасад её представлены в Губернскую строительную и дорожную комиссию». Дело двигалось медленно. В ведомости от 28 июля 1857 г. находим такое свидетельство: «Помещица Горватова данною 8 мая сего 1857 г. подпискою обязалась произвесть постройку каменной церкви в возможной скорости, на что приготовляется нужный материал на постройку по данному плану каменной церкви в Прилуках...» Наконец, 7 декабря 1857 г. были подписаны окончательные согласования.

Двадцать пятого апреля 1858 г. минский вице-губернатор доносил в МВД: «В имении Прилуках помещица Горватова материал заготовила и самая постройка церкви начата и за скорейшее возведение храма имеется над экономией постоянное наблюдение со стороны полиции, но к какому именно сроку эта церковь будет выстроена, за выбытием помещицы Горватовой с мужем еще в прошедшем году за границу, показания отобрать не от кого».

В рапорте генерал-майора Мейера от 10 сентября 1860 года сообщается, что в «с. Прилуки ревизских крестьян 417, крестьянок 410, государственных крестьян 16, крестьянок 13. Всех прихожан 925. Церковь во имя Св. Духа деревянная с 1763-го года по совершенной ветхости запечатана. Вновь строится и приходит к окончанию во имя Рождества Богородицы. Церковь каменная. Церковной суммы 26р. 34к. По отсутствии владельца нельзя сделать заключения об окончании строения; по возвращении его будет составлен окончательный акт, в г. Минске в присутствии губернатора и владельца».

Видимо, Луиза Львовна Горват не особенно ревностно выполняла свои обязательства, ибо даже в 1861 году храмовая постройка все еще нуждалась в участии. Свидетельством тому может стать документ, датированный 11 октября 1861 г.: «Прихожане просятъ дозволения хоть кое какъ подпереть и подправить ветхую и уже давно запечатанную ихъ деревянную Церковь, такъ чтобы возможно было имъ въ ней молиться до лета будущаго года… Похвальное желание свое прихожане приведутъ въ исполнение сами на свой счетъ,- для чего и деньги собрать определили. Къ исправлению ветхой церкви приступятъ тот часъ по получении разрешения отъ Преосвященного на отпечатание этой церкви».

Несмотря на то, что к 1860 г. строительство каменной церкви «приходит к окончанию», сделать заключение о завершении строительства не представлялось возможным и к концу 1861 г. Было много недоделок. Так, 3 ноября 1861 г. минский гражданский губернатор докладывал министру внутренних дел, что церковь в Прилуках «не окончена еще по случаю уклонения от того сказанного помещика». По освидетельствовании постройки каменной Прилукской церкви генерал-майором Мейером «найдено необходимым в некоторых частях здание совершенно перестроить, покрыть шпиальтером крышу, с добавлением колокольни, одного 8-ми пудового колокола и особой постройки новой деревянной церковной избы и, вообще, устроить как внутри, так и снаружи, за что предположено на издержки сумму в количестве семи тысяч пяти рублей, которую бывшие при освидетельствовании прихожане сказанной церкви и другие лица признали весьма умеренной».

Рапортом от 18 ноября 1861 г. Мейер доносил, что предлагал владельцу встретиться с ним, но «помещик Хорват, напротив, уклонился от этого и приостановил окончательно работы. Сожалея о начавшейся значительной порче нового, но заброшенного здания, которое по переделке, при исправлениях, может быть прекрасною церковью, преосвященный особенно просил меня об окончательном ее устройстве <….> сделав осмотр этому строению, я составил акт за №20 (вполне одобренный преосвященным), представил его начальнику губернии и проектируемый мною чертеж…»

В донесении Мейера от 26 ноября 1861 г. говорится об усердии строителя «русского купца Александра Свечникова, который, несмотря на все местные затруднения и даже явные убытки, не уменьшил своего рвения к Православной церкви». Милостью Божией 20 июня 1865 г. новую церковь освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ведомости, представленной полковником генерального штаба Зелинским 27 апреля 1867 г., Прилукская церковь числится «сданной». В следующей его ведомости от 17 июля 1867 г. уточняется, что каменная церковь в Прилуках была осмотрена «7 сентября 1860 г. (№ 3), 11 октября 1861 г. (№20) и 4 июля 1862 г. (№ 22)». По результатам осмотров заключили, что «полагалось её переделать и исправить».

В отчетах есть и такие сведения: «Было произведено: переделки и исправления (кирпичные, плотницкие, столярные и кровельные работы), а также изготовление престола, жертвенника и пр. всего на сумму 2785 руб. - купцом Свечниковым; иконостас с иконами и прочими принадлежностями на сумму 610 р. - художником Сивицким, семипудовый колокол и паникадила на 200 р. - купцом Свечниковым». И такое вот дополнение: «На ведомости пометка: "Дело кончено (если подрядчик Свечников будет просить о дополнительной сумме за вставленные в окна железные решетки, то следует ему отказать, так как есть в постройке кое-какие грешки)"».

В составленном через 12 лет документе 1879 г. «Описание церквей и приходов Минской епархии» о нашем храме и приходе говорится: «… Настоящая церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, расположенная вблизи селения на возвышенной местности, построена въ 1865 г. на средства правительства, при пособии отъ прихожанъ. Зданиемъ каменная, сложенная изъ кирпича. По внешнему виду представляетъ форму продолговатаго прямоугольника, съ однимъ рядомъ оконъ, двумя входными дверьми, железною крышею и однимъ открытымъ куполомъ на средине.

По крепости церковь находится въ удовлетворительномъ состоянии. Внутри устроена со сводами, которые поддерживаются четырьмя столбами; пол деревянный, стены выбелены известью, приспособлена к отоплению, но за недостатком средствъ и прислуги никогда не огревается. Плошадь внутренней вместительности включает около 30 квадратныхъ саженъ. Клиросы устроены на солее. Иконостасъ новаго устройства, покрашенный белою краскою, съ золочеными карнизами, рамами и резьбою состоитъ из пяти иконъ, расположенныхъ въ одинъ ряд. Утварныя вещи имеются въ достаточномъ количестве, но все оне малоценны, большею частию изъ аплике, за исключениемъ одного полнаго серебряного прибора литургийныхъ сосудовъ.

Священническихъ облачений недостаточно, так какъ годныхъ к употреблению имеется только четыре прибора, но из них новым можно признать только одно. Евангелие имеется одно, въ лист, въ сплошномъ металлическомъ золоченомъ окладе; из богослужебныхъ книгъ не достаетъ месячных миней. Въ архиве церковномъ метрическия книги хранятся съ 1791, а исповедныя списки прихожанъ съ 1840 г.; другихъ древнихъ документовъ не имеется. Погостъ церковный обнесёнъ деревянною дощатою оградою. Въ колокольне, устроенной во фронтонной части церкви, имеется четыре колокола: въ 7; 4; З,5 пуда и 7 фунтовъ.

Къ сей церкви принадлежитъ приписная Витовецкая церковь, зданиемъ деревянная, въ которой находится местночтимое резное изъ дерева изображение страждущаго Спасителя, величиною около аршина, о которомъ определеннаго сказания не сохранилось, но по народному преданию изображение сие найдено въ источнике, протекающемъ вблизи церкви, которому по сему также приписывается народною верою чудодейственное свойство. Громадное стечение богомольцевъ въ сию церковь по преимуществу бываетъ въ день Воздвижения Честнаго Креста, Преображения Господня и другие некоторые дни.Кладбищъ въ Прилуцкомъ приходе существуетъ четыре<…>.

III. Приходъ. Самый дальний пунктъ отстояния въ приходе 7 верстъ. Прихожанъ числится мужескаго пола 604, а женскаго – 657 душъ, большинство изъ нихъ крестьянскаго сословия и все занимаются только хлебопашествомъ. Степень религиозности прихожанъ невысока; изъ частныхъ молитвословий между прихожанами развито совершение заупокойныхъ литургий и служение заздравныхъ молебновъ <…>.

IV. Причтъ. Причтъ при сей церкви состоитъ изъ настоятеля и псаломщика. Настоятелемъ въ настоящее время состоитъ священникъ Иосифъ Железняковичъ, студентъ семинарии, священствуетъ съ 1866 г., а при сей церкви состоитъ съ 1877 г.; имеетъ набедренникъ. И. д. псаломщика Василий Вериго, въ должности съ 1859 г.

V. Владения церкви и причта. Въ пользу церкви въ течении года дохода поступаетъ до 100 рублей и столько же по приписной Витовецкой церкви. Причтъ, кроме штатного жалованья и дохода по приписной Витовецкой церкви, достигающего до 300 рублей, пользуется церковнымъ помещениемъ и земельнымъ участкомъ, расположеннымъ вблизи церкви и состоящимъ изъ 2 десятинъ усадебной, 24 пахатной, 4 сенокосной и 3,5 неудобной. Планъ и межевая книга на сию землю имеется и владение происходитъ бесспорное. Для помещения причта имеется домъ, гумно, скотский сарай; сеновалъ и амбаръ для священника, а для причетника одинъ домъ. Все постройки требуютъ капитальной ремонтировки, а священнический домъ до того ветхий, что необходимо заменить оный новымъ; но проэкта о приведении причтовыхъ помещений въ должный порядокъ еще не составлено.

VI. Церковныя и приходския учреждения. При церкви существуетъ церковно-приходское попечительство и штатное народное училище, но процентъ грамотности между прихожанами невеликъ. Богадельни въ приходе нетъ».

У нас есть возможность заглянуть в Прилуки начала XX века. По документам нам известен причт церкви 1910 года: настоятель - священник Николай Анастасьевич Струковский. Псаломщик - Василий Вериго. Староста - крестьянин Михей Гладкий, 1864 года рождения, в должности с 5 января 1910 г.

В ведомости о церкви за 1912 год значится: «Зданием каменная, с такою же каменною колокольнею, стоящей в одной связи с церковью. Покрыта железом, кругом обнесена железной оградой. Церковь стоит вдали от жилых построек, вне селения на горе <…> На горе, прилегающей к дому священника, церкви и школе, разведен с 1899 г. лес на собственныя средства священника Николая Струковского. Около дома имеется фруктовый сад в 150 деревьев, за который уплачено св-м Н. Струковским наследникам своего предшественника 55 рублей.

Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, заново отремонтированы в 1908 г. и составляют собственность церкви. Из других зданий, принадлежащих церкви, перечислены: деревянные, крытые гонтой: церковная школа, гумно, манеж, хлев, амбар; деревянные, крытые соломой: хлев, конюшня, сарай, возовня, погреб, ледник. В 1911 г. сгорели все постройки псаломщика, находившиеся в конце села в 2-х верстах.

Из церковной земли по распоряжению епархиального начальства от 25 февраля 18..(?) г. за №2027 выделено 4 3/4 десятин в пожизненное пользование вдове священника сей церкви Розалии Струковской. На этой земле ею разведен фруктовый сад в 400 деревьев <…>

Приписанных к сей церкви церквей нет; часовня в д. Волчковичах. Кладбищ в приходе 5. Они находятся: 1. при д. Прилуки. 2. В д. Волчковичи. 3. В Черкассах. 4. В Кохановщине <…>

В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 48 томов <…>

Имеющиеся в приходе школы: 1. Церковно-приходская при церкви открыта в 1899 г. 2. Министерская в д. Волчковичи, 1907 г. 3. В Черкассах, 1907 г. 4. В селе Прилуки, 1860 г. Церковная школа помещается в доме собственном, на содержание ея отпускается от епархиального училищного совета 590 руб. В сем (1912) году в ней обучается 1 мальчик и 56 девочек.

При церкви состоит старостою церковным крестьянин Михей Гладкий, который должность свою проходит с 5 января 1910 г. От рождения имеет 48 лет.

Преосвященный в последний раз посетил приход в 1902 г. Попечительство существует с 1855 г., которое принимало деятельное участие в ассигновке по устройству железной ограды вокруг церкви на сумму до 200 рублей».

В работе над материалом принимали участие настоятель церкви священник Владимир Зварич, Татьяна Львовна Шведко, Людмила Анатольевна Ершова, Виктория Зварич. При подготовке статьи использовались следующие источники: публикация Дениса Лисейчикова «Архивные документы по истории Прилукской униатской церкви XVIII – первой трети XIX в.в.», «Жизнь Отечеству, честь никому: материалы Международной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Эмерика фон Гуттен-Чапского» (ред. И. Король, И. Гатальский)», клировые ведомости и метрические книги Прилукской церкви, а также номера журнала «Минские епархиальные ведомости»; http://prilukicerkov.by/istoriya-prihoda



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.