ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бортницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Бортницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Екатерины Александрийской
Год постройки:между приблизительно 1800 и 1807.
Адрес:
Ивановская обл, Родниковский р-н п/о Котиха с. Бортницы

Координаты: 56.993817, 41.843954
Проезд:Иваново-Родники-Парское-Котиха-Бортницы



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Ближе пока подобраться не удалось...<br>, Бортницы, Родниковский район, Ивановская область
Ближе пока подобраться не удалось...
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
2 мая 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, бортницы<br>, Бортницы, Родниковский район, Ивановская область
бортницы
роман маров
8 июня 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июля 2009

БОРТНИЦЫ. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ, нач. 19 в.; кон. 19 в. Стоит на окраине села, на возвышенном месте над широкой долиной р. Парша. Кирпичное и побеленное здание сооружено в нач. 19 в. рядом с деревянной церковью Иоанна Богослова 1781 г. (не сохр.). По объемной композиции и системе фасадного декора Успенская церковь повторяет расположенную в соседнем с. Мелечкино церковь Михаила Архангела (1806). В кон. 19 в. к трапезной пристроили южный придел. От трехъярусной, увенчанной шпилем колокольни сохранился лишь нижний четверик. Хороший пример характерного для данного региона небольшого сельского храма в формах, переходных от барокко к классицизму. Ярусная композиция здания состоит из небольшого двусветного четверика, массивного восьмерика с граненой купольной кровлей и небольшого восьмигранного светового барабана (диагональные грани узкие), увенчанного луковичной чешуйчатой главкой. К квадратной в плане трапезной примыкает придел, привносящий в композицию здания асимметрию. Он закрывает всю южную стену трапезной, а также колокольни, выходя на линию западного фасада последней, а на востоке имеет дугообразный выступ алтаря.

Фасадный декор в духе раннего классицизма включает: боковые пилястровые портики четверика с треугольными фронтонами; пилястры, фланкирующие выпущенные углы восьмерика; парные пилястры на устоях колокольни и на стенах апсиды. Прямоугольные окна и круглые проемы второго света в портиках обведены рамочными наличниками. Разнообразные ниши, полочки, накладные доски и развитые карнизы усиливают пластичность декора. Фасадное убранство придела повторяет мотивы первоначальной части здания, но отличается сухостью форм. Высокое центральное пространство под восьмилотковым сомкнутым сводом открывается арками в небольшие алтарь и трапезную, перекрытые, соответственно, конхой и полулотковым сводом. В помещениях придела своды коробовые. Внутри сохранились кованые двери с решеткой в верхней части.

Масляная роспись в основном объеме и трапезной выполнена во 2-й пол. 19 в.; утрачена в сводах восьмерика и южного придела, на восточной стене основного четверика, частично в трапезной. Характерный пример провинциальной стенописи с наивной трактовкой позднеакадемической манеры. Колорит построен на плотных неярких цветах: зеленом, синем, бордовом. В иконографический состав, в котором преобладают Богородичные сцены, включены также редко встречающиеся изображения блаженных и сцены казней великомучениц.

Стены восьмерика украшены рисованными пилястрами с антаблементом, фланкирующими проем окна или фигуры митрополитов. Под последними в рамках помещены полуфигуры святых. На боковых стенах четверика внизу написаны колонны по сторонам проемов. Над ними - композиции "Рождество Богоматери" (южная стена) и "Поклонение волхвов" (северная). На западной стене вверху расположена большая сцена "Успение", внизу - святые Мефодий и Александра. Свод апсиды занимает композиция "И слово стало плотью"; от стен ее отделяет гризайльный карниз. В своде трапезной написан "Страшный суд"; на северном и южном склоне помещены "Благовещение Анне" и "Благовещение Богоматери"; на западной стене - "Покров". Роспись западной стены южного придела (сцена казни св. Екатерины и неизвестной великомученицы) заключена в вычурные псевдобарочные обрамления.

Беляев, 1863, с. 216; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 159-161



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.