В 1674г. преосвященным Вятским Александром дана храмозданная грамота на основание на месте лесного массива села и на построение церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила.
В 1763г. деревянная Архангельская церковь пришла в ветхость - служить в ней было небезопасно. Причт с прихожанами просит епархию о постройке каменной церкви в то же проименование с приделом в честь Вознесения Господня.
Храмозданной грамотой епископа Варфоломея от 19 февраля 1763г. разрешено строительство каменной церкви. Каменная теплая церковь построена в 1763-1765гг. и освящена во имя Михаила Архангела. Позднее был выстроен холодный храм и освящен в честь Вознесения Господня (1777). Иконы для новой церкви писали местные живописцы - Иван Котленцов и Гавриил Петнин, за что получили из церковной казны 124 рубля.
После постройки каменной церкви деревянная в 1767г. была разобрана. Деревянная же колокольня простояла до конца XVII в., стала приходить в негодность, поэтому 15 июля 1795г. священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников из деревни Кулибинцы просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни производилось на месте под руководством Федора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора Ф.М.Рослякова. Строительные работы продолжались 8лет, с1793 по 1801г., отделочные работы заняли весь летний сезон 1801 года. Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера - братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и 5 фунтов (3292 кг) и был отлит в г. Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым - на колоколе отлит образ Архангела Михаила.
В 1811г. теплая церковь перекладена и устроено два придела: правый – во имя Архангела Михаила, освящен 17 декабря 1813г., левый – во имя святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, освящен 29 октября 1824г.
Холодный храм простоял чуть более 30 лет, и в его стенах образовались трещины. Поэтому прихожане во главе с церковным старостой Терентием Ситниковым и священником подали прошение епископу Иннокентию о строительстве нового храма.
Холодный храм был построен по проекту вятского губернского архитектора А.Е.Тимофеева. В оформлении храма он применил белый камень - опоку. Руководил возведением храма мастер каменных дел, крестьянин из Нижегородской губернии Василий Григорьевич Блинов, сын крепостной Марии Поликарповой. По заключенному договору Василий Блинов обязался разобрать пришедшую в негодность холодную церковь и сложить новую (старая холодная церковь была чуть восточнее). Работы велись с 1835 по 1838г. За работу В.Блинов получил 3500 рублей. Но при осмотре церкви 39 сентября 1840г. благочинный протоиерей Андрей Шерстянников обнаружил недостатки: по стенам и даже по самому своду шли трещины. А в 1841г. губернская комиссия во главе с помощником губернского архитектора Соговниным сделала заключение, что трещины в кладке пошли от слабо положенного фундамента, а часть фундамента осталась от старой церковной кладки. Стены оштукатурили, и трещин не стало видно ни снаружи, ни внутри. Один престол в холодном храме был закончен в 1842г., другой – в 1878г.
Самые ранние сведения об убранстве церкви относятся к 1870г. Жители села на сходе в первое воскресенье Великого поста 1874г. признали необходимым обновить внутренность холодного храма - в главном и двух боковых алтарях. На сводах алтарей выполнить живопись. Стены расписать под белый мрамор, позолотить карнизы и панели - "оные обвести лентой позолотного орнамента". Живописные работы прихожане решили провести за свой счет, не касаясь церковных средств: средства собирались по деревням, кто богаче, давали на целые полотна, а кто победнее, тот сколько мог. На эти деньги закупались в г.Вятке краски и другие необходимые материалы, этими же деньгами оплачивали труд богомазов. Договор на роспись храма был заключен с живописцем Петром Горевым. Работы велись в течение года. 4 августа 1875г. священники церкви и прихожане "освидетельствовали новую живопись и признали выполненную весьма удовлетворительной".
Живописные украшения покрывали только купол холодной церкви и своды алтаря. В куполе было помещено "Царство славы", в своде главного алтаря - "святая Богородица и Иоанн Креститель".
Крыши были окрашены зеленой краской, кресты - позолочены. Пол в холодном храме был покрыт опочными плитами, их возили на крестьянских подводах из Кукарки (Советска); в теплом – чугунными рельефными рисунками.
Колокольня стояла отдельно от церкви. Колокола не только призывали к церковным службам, но и отбивали время. На колокольне дежурили сторожа, назначаемые поочередно от каждой деревни. Высота колокольни 40м.
Следующий строительный период относится к концу XIX века. Теплый храм стал тесен для нужд разросшегося прихода. По наказу прихожан в 1879г. был составлен проект на расширение придельной церкви и устройство перехода, который должен был соединить отдельно стоящую колокольню и здание церкви ( архитектор Максимович). В 1899г. губернский архитектор И.А.Чарушин дополнил проект Максимовича, и в таком виде проект был утвержден губернским строительным отделением.
В 1900г. каменная теплая церковь вновь перестроена и расширена: в апреле под руководством мастера каменных дел Кирилла Федоровича Задорнова были начаты работы, а в июне того же года строительство было закончено, при этом с северной стороны было еще пристроено помещение для усыпальницы. В том же, 1900г., приделы теплого храма были освящены.
Таким образом, всего престолов в церкви было пять: в холодной церкви главный придел освящен в честь Вознесения Господня ( 1842г.), северный придел освящен в честь Успения Божией Матери ( 1878г.), южный – во имя святого Пророка Илии ( 1878г.); в теплой церкви южный придел освящен во имя Михаила Архангела ( 1900г.), северный – во имя св. патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла.
В церкви находился Нерукотворный Образ Спасителя ( 2арш. 3вершк. Х 1 арш. 12 вершк. ), написанный в 1706г. по подобию Новоспасского Московского и поставленный в 1860-х гг. худ. Лапшиным. Была еще храмовая икона Собора Архистратига Михаила, присланная при основании села каким-то князем и поставленная в 1853г.
Приход входил в состав третьего благочиннического округа Вятского уезда, благочинный – священник с.Усть-Чепецкого Александр Заворохин.
Одновременно со строительством церкви велись подготовительные работы по строительству ограды. Строительство ограды началось в 1816г. под руководством местного каменщика Федора Тюрина. Кирпич для стройки изготовлялся на месте. В 1823г. церковная ограда была выложена. С севера и юга от колокольни в западной линии ограды воздвигли палатки. Почти до конца XIX в. решетки ограды были деревянными, и только 3 августа 1892г. указом Духовной Консистории было разрешено на средства из духовной казны изготовить железные решетки. Тогда же в ограде выстроили часовню.
В 1924г. здание Вознесенского храма было передано в ведение общины верующих с их обязаательством сохранять церковное имущество и производить необходимый ремонт здания.
В 1937 г. церковь закрыли временно, а в 1939г. – окончательно. Церковь была обезглавлена, лишена голоса – все колокола были сброшены. Чтобы сбросить один из них, даже пришлось выломать часть кладки. По рассказам очевидцев, когда с колокольни сбрасывали колокола, придавило одного из тех, кто это делал. Люди посчитали это Божьей карой и отказались сбрасывать кресты. Это и спасло храм от полного разрушения. (А в это время кирпич от разрушенных в соседних селах Филиппово и Полома церквей был увезен в Просницу, тогда районный центр, для строительства аэродрома). Часть икон куда-то увезли, часть унесли по домам местные жители, часть просто сожгли.
В последующие годы в здании церкви помещались различные хозяйственные службы, в т.ч. совхозные мастерские, было оборудовано помещение для ссыпки зерна. Однажды при ремонтных работах в полу был обнаружен подземный ход, но проследить, куда он ведет, не смогли, т.к. его состояние внушало опасения.
В 1988г. по инициативе директора совхоза “Ардашевский” Алексея Константиновича Мелькова началось восстановление Вознесенской церкви.
Когда А.К.Мельков затевал на свой страх и риск реставрацию церкви, на плечах ее росли деревья, а в омертвевших недрах ее коптили своды мастерская, где заводили трактора, токарная мастерская, энергоцех, склады, помещения для ссыпки зерна, а в колокольне гудел водяной котел.
Интереснейшее архитектурное сооружение, видимое со всей округи, за многие километры, являло вид печальный – обшарпанная, порушенная временем и человеком, с березками на колокольне, церковь неминуемо разрушалась. И решили так: колокольню использовать как смотровую площадку – ведь ее высота 40 метров, и все, как на ладони - и речка Каменка под угором, и поля, и сама Каринка – трехэтажная да избяная; в теплой церкви открыть музыкальную школу, в холодной - разместить музей совхоза.
Проект реставрации включал не только восстановление церкви, но и ее композиционное совмещение с парком, зоной отдыха в центре села. При восстановлении решили придать церкви ее первозданный вид. Это потребовало значительных материальных затрат и душевных сил. Реставраторы очень бережно постарались сохранить все, что осталось от старых времен: фрагменты подлинных фресок, плиты, решетки, даже сейф в стене с кованой дверью, где оберегались от дурного глаза церковные деньги. Очень бережно восстанавливали росписи храма, реставрировали их и расписывали вновь в той же манере. А академический стиль письма говорит, что здесь работали мастера своего дела. Легенда даже гласит, что церковь расписывали Васнецовы. Из росписи купола, картин, орнамента, украшений наиболее сохранился лик св. Петра. (Реставрационные работы вели мастера Кировских реставрационных мастерских).
9 декабря 1989г., в день 60-летия совхоза “Ардашевский”, в 12 часов с восстановленной колокольни вновь раздался колокольный звон. Первое богослужение в Вознесенской церкви с.Каринка состоялось в ноябре 1991г. Престольный праздник – 40-й день по Пасхе.
Эта церковь – замечательный памятник архитектуры, несущий черты позднего русского классицизма. Для здания характерна необычайная стройность, устремленность ввысь, органичная увязка композиционных элементов, соблюдение классической ордерности в декоре. И это не случайность, а свидетельство мастерства знаменитых в вятском крае архитекторов – Ф.М.Рослякова и И.А.Чарушина.
Источник: www.blagoslovi.ru/selo-karinka-kirovo-chepetskogo-raiona