Деревянный холодный храм во имя Великомученика Дмитрия Солунского, сгоревший в 1820 г. до основания во время свершения литургии (спасти удалось антиминс, напрестольные кресты, Евангелие и ковчег), по местному преданию, просуществовал около 200 лет. Каменный, уже двухпрестольный (главный - во имя Дмитрия Солунского и придельный - во имя св. царевича Дмитрия Угличского ) построен трудами и иждивением прихожан на месте сгоревшего в 1824 году. Тогда же освящен придельный, а главный - в 1836 г.
По плану какого архитектора он строился и сколько было употреблено средств на его постройку, неизвестно, т.к. при последующем пожаре документы сгорели. Архивные же документы сохранили имена людей, которые по доброте душевной и благочестию способствовали украшению убранства храма. Так в 1873 году был оборудован иконостас в приделе на средства заштатного дьякона с. Чугунова Семена Любимцева и крестьян Леонтия и Игнатия Михайловых, а в 1878 году устроен новый иконостас в главной церкви стараниями местного священника Василия Знаменского и крестьян – прихожан Онуфрия Крайнова, Федора и Василия Вергизаевых . Исправление повреждений, произведенных пожаром 1882 года, когда сгорела глава на церкви, крыша, пол и потолок паперти, ограда, упали колокола, производилось на средства (1000 рублей) исключительно прихожан. Екатерина Михайловна Малова передала в храм родовую святыню - серебропозлащенный крест с частицами мощей Иоанна Крестителя и мучеников Кирика и Улиты. Серебряный крест, вложенный в золотой крест с частью ризы Господней и частицами великомучеников, (обложен мелкими гранатами и алмазами - дар Леонида Лухманова) приобретен для храма прихожанином Онуфрием Крайновым. В 1893 году церковная библиотека состояла из 119 книг, среди них были не только богослужебные, но и собеседовательные, нравоучительные и исторические.
Сельское кладбище ранее находилось в ограде сгоревшей церкви. Перенесено в 1823 году за село, окопано канавой и рвом.
Причт с 1872 года проживал в общественных, т.е. выстроенных специально для них сельским обществом, домах. Основой его содержания всегда служила земля в 33 десятины, дававшая при среднем урожае 60 мер с десятины. Доходы от исправления треб были заменены денежной ругой от прихожан в 575 рублей в год. Члены причта в подспорье своему домашнему обиходу занимались и скотоводством, и птицеводством, а священник еще и пчеловодством.
В 1886 году по распоряжению епархиального начальства при церквах уезда, в том числе и в Толбе, создаются из учащихся земских школ хоры, которыми в селах управляли учителя местных школ.
Нельзя не отметить, что в толбинском приходе, более чем в каком – либо другом в уезде, было много раскольников, например, в 1893 году до 200 человек. Раскол появился в 1825 году, но обозначаться в официальных приходских документах стал с 1850 года. Толбинские раскольники считали православных еретиками и избегали общаться с ними в пище и питье. Особых молелен у них не было, но собирались они для молитвословий в домах вожаков своих толков. Сильные скрытной пропагандой, они сумели охладить в православных прихода усердие к церкви, особенно к исполнению важнейшего христианского долга Исповеди и Причастия, так что до 1872 года толбинцы не проявляли усердия ни к посещению храма, ни к поминовению усопших, ни к делам благочестия, находясь под обаянием раскольнических мудрований.
Поворот к православию, отторжение пропаганды раскольников во многом связан с «пастырским собеседовательным учительством» о. Василия Знаменского и в церкви, и в школе, и в семьях. Из общественных молитвословий в конце Х1Х века существовали в приходе только крестные ходы в поле по случаю засухи и при выгоне весной в первый раз скота на пастбище. В первом случае обществом назначался день, когда служилась литургия, затем совершался крестный ход в поле к роднику, где, по свершении водосвятного молебна, поля окроплялись святой водой; во втором случае крестный ход направлялся на место выгона скота, где прогоняемый скот окроплялся святой водой.
Нравственность толбинцев была не в высокой степени, но отмечается их нищелюбие: они охотно подавали нищим съестное, особенно часто подавали тайную ночную милостыню за умерших, которую оставляли на окне бедных, считалось, что это самый действенный способ при избавлении умершего грешника от вечной смерти в аду.
До открытия в 1884 году училища грамотных в приходе было мало, да и те умели только читать славянскую печать. Открыто училище было благодаря стараниям местного священника о. Знаменского и просвещенному сочувствию к народному образованию председателя Сергачской Земской Управы Александра Ивановича Епифанова и члена Управы купца Семена Алексеевича Высокосова. Открытие состоялось 6 декабря (в других документах -10 декабря) 1884 года; курс предполагался трехгодичный, содержание от уездного Земства. Желающих учиться объявилось очень много, но здание не могло всех вместить, потому в первый раз приняли 45 мальчиков и 6 девочек.
В 1890 году училище находится в земском здании, есть квартира для учителя; законоучитель - Василий Михайлович Знаменский, 50-ти лет, окончивший духовную семинарию, в училище с 1884 года; учитель - Василий Павлович Надежинский, 24 лет, из духовных, окончил 1-ю ступень дворянского института.
В 1899 году в селе проживало 2692 человека, из 105 мальчиков школьного возраста обучалось 45, а из 105 девочек - 5. С 1893 года до ухода по болезни в училище служила Е.В. Бартанцева. В 1907 году уездный инспектор народных училищ г. Введенский осматривал все училища уезда. В толбинском обучалось 68 мальчиков и 10 девочек при общем числе детей школьного возраста - 270. Вот что доложил инспектор о состоянии учебного процесса в Толбе: «Успехи учеников найдены в отчетном году гораздо выше прошлогодних, хотя ученье было начато довольно поздно - 20 сентября. Вообще успехи по всем предметам могут быть названы хорошими, кроме письма, которое плохо по-прежнему. Много вредит делу ненормальное число учащихся на одну учительницу и теснота в классе». На содержание учительнице выделялось 240 рублей в год, законоучителю - 30, на отопление и учебные пособия - 30. В 1914 году больная учительница Е.З. Бартанцева, проживающая в Н. Новгороде, просит Управу о каком-либо пособии. «Управа имеет честь представить благосклонному вниманию собрания: г. Бартанцева одержима болезнью давно, благодаря болезни должна была оставить должность. Единственным источником для своего существования имеет пенсию в 10 рублей в месяц». Рассмотреть…
В 1914-1915 году в уезде (в том числе и в Толбе) учащимися проводились народные чтения с волшебными фонарями, высылавшимися нижегородской губернской Управой, с картинками и брошюрами к ним. Чтения велись по физике, химии с простейшими опытами, по истории, географии, естествознанию. Помимо церковной библиотеки, в селе на средства местного волостного общества и губернского Земства содержалась публичная библиотека.
Толба. Музей имени В.А. Громова.