ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Толба. Церковь Димитрия Солунского.


Толба. Церковь Димитрия Солунского
Церковь. Не действует.  
Престолы:Димитрия Солунского, Димитрия царевича
Год постройки:1824.
Архитектор:Э.Г. Титов, В.А. Широков, Е.Н. Вандышев; инженер И. Горюнов; руководитель авторского коллектива: В.В. Коваль (реставрация)
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Нижегородская область, Сергачский район, село Толба

Координаты: 55.619124, 45.292586
Проезд:Шоссе Сергач - Княгинино



Церковь Димитрия Солунского, , Толба, Сергачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
19 апреля 2023
Церковь Димитрия Солунского, , Толба, Сергачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
19 апреля 2023
Церковь Димитрия Солунского, Восстановление храма Димитрия Солунского.<br>, Толба, Сергачский район, Нижегородская область
Восстановление храма Димитрия Солунского.
Евгений Хебнев
16 июня 2021
Церковь Димитрия Солунского, , Толба, Сергачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
28 сентября 2012
Церковь Димитрия Солунского, , Толба, Сергачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
28 сентября 2012
Церковь Димитрия Солунского, Вот так храм выглядел до его разрушения (фото с сайта http://аргрупп.рф/tikhvinskaya-cerkov-1/)<br>, Толба, Сергачский район, Нижегородская область
Вот так храм выглядел до его разрушения (фото с сайта http://аргрупп.рф/tikhvinskaya-cerkov-1/)
Светлана Зверева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


АнастасияАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 апреля 2011

Деревянная церковь в честь великомученика Димитрия Солунского была построена в 1620 году. После пожара, в 1824 году, на средства прихожан, была возведена каменная церковь. Это был один из лучших храмов Сергачского уезда Нижегородской губернии.

В 1936 году церковь была закрыта, клир распущен. В 1958 году, купол и колокольня были сломаны, так как храм решено было использовать под клуб. Жители села Толба были против разрушения церкви, но были бессильны что-либо сделать.

Сейчас, после долгих лет поругания и осквернения, храм восстанавливается. Инициатором этого начинания стал житель Сергачского района Михаил Козаков. В 2010 году настоятелем храма был назначен помощник благочинного Сергачского округа иерей Димитрий Безумнов. 8 июля 2010 года состоялось первое за 70 лет богослужение.

Была составлена первоночальная смета строительных работ, по предварительным расчетам на восстановление храма уйдет не менее 3-х лет.

http://www.nne.ru/news.php?id=341591


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 июня 2022

Деревянный холодный храм во имя Великомученика Дмитрия Солунского, сгоревший в 1820 г. до основания во время свершения литургии (спасти удалось антиминс, напрестольные кресты, Евангелие и ковчег), по местному преданию, просуществовал около 200 лет. Каменный, уже двухпрестольный (главный - во имя Дмитрия Солунского и придельный - во имя св. царевича Дмитрия Угличского ) построен трудами и иждивением прихожан на месте сгоревшего в 1824 году. Тогда же освящен придельный, а главный - в 1836 г.

По плану какого архитектора он строился и сколько было употреблено средств на его постройку, неизвестно, т.к. при последующем пожаре документы сгорели. Архивные же документы сохранили имена людей, которые по доброте душевной и благочестию способствовали украшению убранства храма. Так в 1873 году был оборудован иконостас в приделе на средства заштатного дьякона с. Чугунова Семена Любимцева и крестьян Леонтия и Игнатия Михайловых, а в 1878 году устроен новый иконостас в главной церкви стараниями местного священника Василия Знаменского и крестьян – прихожан Онуфрия Крайнова, Федора и Василия Вергизаевых . Исправление повреждений, произведенных пожаром 1882 года, когда сгорела глава на церкви, крыша, пол и потолок паперти, ограда, упали колокола, производилось на средства (1000 рублей) исключительно прихожан. Екатерина Михайловна Малова передала в храм родовую святыню - серебропозлащенный крест с частицами мощей Иоанна Крестителя и мучеников Кирика и Улиты. Серебряный крест, вложенный в золотой крест с частью ризы Господней и частицами великомучеников, (обложен мелкими гранатами и алмазами - дар Леонида Лухманова) приобретен для храма прихожанином Онуфрием Крайновым. В 1893 году церковная библиотека состояла из 119 книг, среди них были не только богослужебные, но и собеседовательные, нравоучительные и исторические.

Сельское кладбище ранее находилось в ограде сгоревшей церкви. Перенесено в 1823 году за село, окопано канавой и рвом.

Причт с 1872 года проживал в общественных, т.е. выстроенных специально для них сельским обществом, домах. Основой его содержания всегда служила земля в 33 десятины, дававшая при среднем урожае 60 мер с десятины. Доходы от исправления треб были заменены денежной ругой от прихожан в 575 рублей в год. Члены причта в подспорье своему домашнему обиходу занимались и скотоводством, и птицеводством, а священник еще и пчеловодством.

В 1886 году по распоряжению епархиального начальства при церквах уезда, в том числе и в Толбе, создаются из учащихся земских школ хоры, которыми в селах управляли учителя местных школ.

Нельзя не отметить, что в толбинском приходе, более чем в каком – либо другом в уезде, было много раскольников, например, в 1893 году до 200 человек. Раскол появился в 1825 году, но обозначаться в официальных приходских документах стал с 1850 года. Толбинские раскольники считали православных еретиками и избегали общаться с ними в пище и питье. Особых молелен у них не было, но собирались они для молитвословий в домах вожаков своих толков. Сильные скрытной пропагандой, они сумели охладить в православных прихода усердие к церкви, особенно к исполнению важнейшего христианского долга Исповеди и Причастия, так что до 1872 года толбинцы не проявляли усердия ни к посещению храма, ни к поминовению усопших, ни к делам благочестия, находясь под обаянием раскольнических мудрований.

Поворот к православию, отторжение пропаганды раскольников во многом связан с «пастырским собеседовательным учительством» о. Василия Знаменского и в церкви, и в школе, и в семьях. Из общественных молитвословий в конце Х1Х века существовали в приходе только крестные ходы в поле по случаю засухи и при выгоне весной в первый раз скота на пастбище. В первом случае обществом назначался день, когда служилась литургия, затем совершался крестный ход в поле к роднику, где, по свершении водосвятного молебна, поля окроплялись святой водой; во втором случае крестный ход направлялся на место выгона скота, где прогоняемый скот окроплялся святой водой.

Нравственность толбинцев была не в высокой степени, но отмечается их нищелюбие: они охотно подавали нищим съестное, особенно часто подавали тайную ночную милостыню за умерших, которую оставляли на окне бедных, считалось, что это самый действенный способ при избавлении умершего грешника от вечной смерти в аду.

До открытия в 1884 году училища грамотных в приходе было мало, да и те умели только читать славянскую печать. Открыто училище было благодаря стараниям местного священника о. Знаменского и просвещенному сочувствию к народному образованию председателя Сергачской Земской Управы Александра Ивановича Епифанова и члена Управы купца Семена Алексеевича Высокосова. Открытие состоялось 6 декабря (в других документах -10 декабря) 1884 года; курс предполагался трехгодичный, содержание от уездного Земства. Желающих учиться объявилось очень много, но здание не могло всех вместить, потому в первый раз приняли 45 мальчиков и 6 девочек.

В 1890 году училище находится в земском здании, есть квартира для учителя; законоучитель - Василий Михайлович Знаменский, 50-ти лет, окончивший духовную семинарию, в училище с 1884 года; учитель - Василий Павлович Надежинский, 24 лет, из духовных, окончил 1-ю ступень дворянского института.

В 1899 году в селе проживало 2692 человека, из 105 мальчиков школьного возраста обучалось 45, а из 105 девочек - 5. С 1893 года до ухода по болезни в училище служила Е.В. Бартанцева. В 1907 году уездный инспектор народных училищ г. Введенский осматривал все училища уезда. В толбинском обучалось 68 мальчиков и 10 девочек при общем числе детей школьного возраста - 270. Вот что доложил инспектор о состоянии учебного процесса в Толбе: «Успехи учеников найдены в отчетном году гораздо выше прошлогодних, хотя ученье было начато довольно поздно - 20 сентября. Вообще успехи по всем предметам могут быть названы хорошими, кроме письма, которое плохо по-прежнему. Много вредит делу ненормальное число учащихся на одну учительницу и теснота в классе». На содержание учительнице выделялось 240 рублей в год, законоучителю - 30, на отопление и учебные пособия - 30. В 1914 году больная учительница Е.З. Бартанцева, проживающая в Н. Новгороде, просит Управу о каком-либо пособии. «Управа имеет честь представить благосклонному вниманию собрания: г. Бартанцева одержима болезнью давно, благодаря болезни должна была оставить должность. Единственным источником для своего существования имеет пенсию в 10 рублей в месяц». Рассмотреть…

В 1914-1915 году в уезде (в том числе и в Толбе) учащимися проводились народные чтения с волшебными фонарями, высылавшимися нижегородской губернской Управой, с картинками и брошюрами к ним. Чтения велись по физике, химии с простейшими опытами, по истории, географии, естествознанию. Помимо церковной библиотеки, в селе на средства местного волостного общества и губернского Земства содержалась публичная библиотека.

Толба. Музей имени В.А. Громова.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 июня 2022

Церковь во имя св. Дмитрия Солунского была построена из кирпича в стиле позднего классицизма на средства прихожан, сменив одноименный деревянный храм, сгоревший в начале 1820-х г.г.

Священник А.Ф. Можаровский пишет об освящении в 1824 году престола в приделе трапезной, и только спустя 12 лет в 1836 году, по его сведениям, был освящен главный престол. Обязанности губернского архитектора в первой половине XIX столетия исполнял архитектор Ефимов Иван Ефимович (1795–1841 г.г.), не исключено, что именно он являлся автором проекта каменной церкви в селе Толба.

В 1938 году церковь была закрыта и приспособлена под колхозный клуб. При её перестройке были полностью разобраны колокольня с приколоколенной палаткой, портики и восьмерик центрального объёма, карнизная часть трапезной. По высоте здание было приведено к одной отметке. Все фасады были грубо оштукатурены цементным раствором по авторской штукатурке. Внутри была до основания разобрана западная стена четверика, свод в трапезной обрушен, в результате чего трапезная и молельный зал стали одним помещением с плоским подшивным потолком. После многолетнего бесхозного существования церковь пришла в полное запустение.

Научно-исследовательские и проектные работы проводились по заказу приходского совета в течение 2008-2010 г.г. После разборки завалов мусора было обнаружено основание западной кирпичной стены четверика, на котором сохранились ритуальные ниши, служившие, алтарями приделов (хотя в архивах упоминается лишь один – северный придел св. Дмитрия Углического). На сельском кладбище, по указанию местных жителей, обнаружены шар и остатки шпиля колокольни. Также местными жителями было указано на два деревянных креста установленных на кладбище и являющихся, по их словам, сохранившимися крестами с храма и колокольни Дмитриевской церкви.

Реставрационные работы начались осенью 2010 года по инициативе местного жителя М.Ф. Казакова и продолжаются по сию пору.

http://аргрупп.рф/tikhvinskaya-cerkov-1/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.