ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сынковичи. Церковь Михаила Архангела.


Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1407.
Адрес:
РБ, Гродненская обл., Зельвенский р-н, д. Сынковичи

Координаты:53.123056, 25.157641


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Василий Тарасевич
24 августа 2008
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Церковь Михаила Архангела.
Скалдин Виктор
16 июня 2018
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Колокольня церкви Михаила Архангела.
Скалдин Виктор
16 июня 2018
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
605 летие храма
Православный Христианинъ
15 сентября 2012
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Doctor
27 августа 2009
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
6 декабря 2009
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Василий Тарасевич
24 августа 2008
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Своды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
6 декабря 2009
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
4 августа 2011
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Synkowicze
Т.
??
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24460 "Synkowicze, cerkiew Przemienienia" - Сынковичи, церковь Преображения.
Т.
??
Церковь Михаила Архангела - Сынковичи - Зельвенский район - Беларусь, Гродненская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Synkowicze
Т.
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  3 декабря 2008

...В Сынковичах — деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей...

http://globus.tut.by/synkovichi/index.htm


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  21 января 2015

Храм находится в стороне от деревни, на возвышенности, и виден издали. Массивные полуметровой толщины стены, бойницы для ведения ближнего боя, щели для стрельбы из лука, передние башни с винтовыми лестницами – всё во внешнем виде церкви указывает на то, что когда-то она играла роль оборонительного сооружения. Раньше церковь стояла на насыпном острове и со всех сторон была окружена водой, что создавало трудности при подступе к ней. По сегодняшний день не утихают споры о том, кто и когда построил храм, в каком году он был освящён.

Датой рождения храма считается 1407 год, когда он был освящен во имя Архистратига Божия Михаила. Единого мнения о дате строительства крепостного сооружения, ставшего храмом, нет. Наиболее вероятным временем строительства было принято считать конец XV - начало XVI века. Однако последние исследования архивных документов и интересные находки реставраторов храма во главе с научным руководителем работ Геннадием Лаврецким позволяют сделать предположение, что это может быть XIV и даже XIII век.

В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. К готике специалисты относят архитектурный поясок, охватывающий апсиды (полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, увеличивающий пространство помещения и перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), а также две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде также являются элементами готического стиля.

Известно, что в 1880-1892 гг. храм был реконструирован - заменена кровля, построен притвор и купол над апсидой, разобран купол над центральной частью храма, возведена бутово-кирпичная двухъярусная четырёхгранная колокольня.

По окончании Первой мировой войны в церкви попеременно проводились католические и православные богослужения. В 1926 году храм стал одним из самых активных униатских Греко-католических приходов. После Второй мировой войны церковь была закрытой. Деятельность храма возобновилась в 1992 г.

С 2010 г. ведется реставрация здания. В июле 1212 г. завершена реставрация фасада и начаты внутренние работы. Реставраторы открыли под слоем краски росписи 1872 г., затем еще глубже - XV века.

Церковь известна по всей Беларуси и за ее пределами благодаря чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица». Икона написана монахами в Ватопедском монастыре на святой горе Афон в Греции, где и была освящена перед чудотворным первообразом. Она посетила все 20 афонских монастырей, и там её возлагали на хранящиеся в этих монастырях святыни.

http://piligrim.by/content/view/439/581/


Статью добавил(а): Вадим кр,  31 января 2017

В деревне Сынковичи расположен один из самых ранних готических православных храмов Беларуси - церковь Святого Михаила. В обиходе церковь называют Михайловской. Точная дата строительства неизвестна. По одной из версий, церковь построена в XV веке. На фасаде историки заметили надпись из жженного кирпича в виде буквы «Т». У славян это обозначение числа «300». Скорее всего, речь идет о 1300 г. Освящен храм в 1407 г. Храм укреплен. Стены имеют толщину полтора метра, а по углам возвышаются круглые башни со смотровыми площадками бойницами и машикулями. Зал с тремя нефами одинаковой высоты. Настоящим чудом является находящаяся в церкви икона Божьей Матери "Всецарица". В 1960-м году храм закрыли, вновь открыт как православный в 1988-90 гг. Сейчас церковь действующая.

http://www.guidebook.by/architecture/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  1 января 2018

На границе белорусских Зельвенского и Слонимского районов, "на берегу" старинного шляха, вот уже несколько столетий стоит похожая на крепость церковь с грозным посвящением - Архистратигу Божию Михаилу. В окрестностях Сынковичей едва ли не каждый знает легенду, согласно которой строили храм Архангела Михаила двое мастеров - отец и сын. Сорвался с лесов сын, разбился оземь. Кричал отец: "Сынку, сынку!", но тот уже был бездыханен. Так и назвали деревню Сынковичи. А на фасаде церкви безутешный родитель выложил из кирпича выступ, похожий на гроб. Но легенды легендами, а признание исследователей таково: "Когда и кем была построена сынковичская церковь - неизвестно" (Г.А. Лаврецкий. Церковь-крепость или крепость-церковь?). На храме можно видеть доску, надпись на которой гласит, что перед нами "памятник архитектуры конца ХV - начала ХVI века, церковь оборонного типа". Но и эта надпись, по большому счёту, ничего не объясняет. Датировка указана здесь исходя из общих соображений (именно на рубеже ХV-ХVI веков в архитектуре Великого княжества Литовского распространились готические приёмы). И уже решительно не для чего было строить в указанное время оборонную церковь в такой глуши. Кроме того, в своём теперешнем виде "церковь оборонного типа" к обороне-то как раз и не годна... Попытки исследовать занятный памятник предпринимались с середины ХIХ века, когда виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьёв, стремясь "счистить" польско-латинский слой с народной истории края, всемерно поддерживал изыскания, связанные с церковными древностями.

Совсем недавно профессор Минской духовной академии пртоирей Виталий Антоник сделал ряд предположений относительно ранней истории храма. Он обратил внимание на то, что нынешнее устройство храма противоречит его, продекларированному в мемориальной надписи, оборонному назначению. Во-первых, храм имеет довольно большие окна, через которые легко закидать обороняющихся горящими материалами. Во-вторых, его оборонный ярус устроен как-то незадачливо: находиться здесь большому числу людей небезопасно, поскольку пол, представляющий собой "изнаночную" сторону сводов, не только "горбится" под ногами, но ещё и очень тонок (сложен в один кирпич), так что обвалиться ему ничего не стоит. Наконец, восточный фасад храма вовсе лишён "обороноспособности". Напрашивается вывод, что здание сынковичского храма сначала было именно замком, а уже затем прочную постройку приспособили под дом Божий. Тогда же, видимо, пристроили алтарную часть, сложили "для симметрии" две восточные башни и сделали сводчатое перекрытие потолка. Относительно того, кто выстроил в Сынковичах первоначальный замок, протоирей Виталий пишет: "В 1276 году великий князь Тройден (1270-1282) выделил в окрестностях Слонима земли для поселения пруссов, которые оставили родные края после жестокого подавления крестоносцами их очередного восстания. Чтобы сохранить воинственных пруссов как боевое сообщество, надо было предоставить переселенцам соответствующее место компактного проживания. В окрестностях Слонима лучшего для этой цели места, чем течение реки Берёза с её естественным полуостровом и городищем, было трудно найти. Здесь, скорее всего, и поселились беглецы-пруссы. Здесь они и начали создавать свой новый дом". "Прусская" теория существенно удревняет датировку храма. Получается, что в своём замковом качестве он был возведён в конце ХIII-начале ХIV веков. Да, в это время в Великом княжестве Литовском ещё не получил распространения готический стиль, однако пруссы, поневоле тесно сообщавшиеся с крестоносцами, вполне могли принести его с собой.

В 1399-1400 годах тевтонцы восемь раз вторгались в границы Великого княжества Литовского, неся с собой смерть и разрушение. Естественно, они не могли "пройти мимо" поселения тех, чьи предки когда-то сбежали от них, и уничтожили его. Опустевший и скорее всего сильно повреждённый замок решено было переустроить под церковь. Это решение не могло быть принято без участия великого князя Витовта. Он посетил здешние края в 1405 и 1407 годах. И, надо полагать, как раз около 1407 года состоялось освящение храма. Был ли он первоначально православным? Вернее всего, что так. Хотя Витовт к этому времени уже крестился по католическому обряду, но конфессиональной нетерпимостью он не страдал. Православную принадлежность церкви подтверждают и граффити, найденные на стенах. Наиболее ранние из них - на греческом языке и содержат цитаты из апостольских посланий и православных молитв. Несомненно, вскоре после принятия Брестской унии храм Архистратига Михаила стал униатским. Но и об этом, довольно длительном периоде в истории церкви, мы почти не имеем сведений. Упоминается сынковичский храм лишь в так называемом "Акте визитации" 1760 года, причём в нём указано, что церковь имела "купол с железным крестом". Далее, к 1830-м годам относятся следующие сведения о сынковичском храме. В 1831-1862 годах его настоятелем был священник Иоанн Бугеда. Он-то и перевёл приход в православие. Это произошло вскоре после Полоцкого собора 1839 года. С 1872 года по 1903 год в храме настоятельствовал священник Евстафий Михайловский. Приход в эпоху настоятельства о. Евстафия составляли более трёх с половиной тысяч прихожан, действовали несколько народных школ, православное братство. Состояние Михайловского храма в этот период оставляло желать много лучшего. Земля вокруг него за истекшие века поднялась настолько, что вход оказался почти наполовину завален ею. Иконостас настоятельно требовал починки. Протекала крыша, в полу была выбоина. В 1883 году по ходатайству Московского археологического общества Александр III распорядился выделить из казны двадцать тысяч рублей на ремонт Михайловского храма, что позволяло привести его в пристойное состояние.

В 1921 году Западная Белоруссия была присоединена к Польше. Вновь началось давление на православную общину. Ситуация усугублялась тем, что земля, на которой стоял Михайловский храм, принадлежала польскому семейству Годлевских, сочувственно относившемуся к католической миссии. И здание церкви очень скоро перешло в руки униатов, в которых и пребывало до 1939 года, когда Западная Белоруссия оказалась в составе Советского Союза. Теперь уже из храма выгнали и униатов. Некоторое время он пустовал. В 1941 году немецкие оккупационные власти передали сынковичскую церковь православным, её настоятелем стал священник Николай Сыантович. Когда община вернулась в храм, оказалось, что в нём нет иконостаса: прежний, по всей видимости, убрали униаты. Пришлось устанавливать новый - по условиям военного времени, очень простой. Вообще в этот период убранство церкви было самым незавидным, не имелось даже колоколов. До конца 1950-х годов храм оставался действующим. Но настоятели в нём в последние годы менялись очень часто: никто из них не мог мириться с преследованиями председателя местного колхоза, задавшегося целью полностью освободить подведомственную ему территорию от религиозного "дурмана". В итоге он перепахал дорогу, ведшую от храма к дому священника, и заявил: "Если поп вздумает протоптать дорогу по колхозному засеянному полю, подам на него в суд". В 1958 году храм осматривала комиссия во главе с уполномоченным Совета по делам религии по Гродненской области. Она дала ожидаемое заключение: "В связи с длительной эксплуатацией помещения и отсутствием своевременного ремонта на протяжении 15 лет, подверглись коррозии конструкционные элементы несущих и ограждающих частей зданий (речь, видимо, идёт также и о колокольне), которые пришли в полную непригодность". Но вместо своевременного ремонта церковь ждала участь колхозного зернохранилища. В этом качестве она использовалась до начала 1990-х годов.

С середины 2000-х годов настоятелем сынковичского храма является протоирей Арсений Ананко. Церковь к моменту его приезда в Сынковичи была уже действующей, но находилась в плачевном состоянии, не имела ни утвари, ни икон. Колокольня разрушалась. Новый настоятель решил: нужны колокола, чтобы благовест созывал народ в храм. К счастью, в 2007 году нашлись благотворители, которые заказали для Сынковичей колокола на воронежском заводе. Постепенно состояние церкви улучшается. К 2012 году реставраторы закончили новую гонтовую крышу, стены освобождались от лесов. С июня того же года начали реставрировать интерьер, расписывать храм. Храм является памятником нулевой категории и находится под особой охраной государства. Это особая святыня белорусской земли. Декор главного фасада здания наиболее насыщен и состоит из нескольких рядов разноформенных ниш, прежде, по утверждению исследователей, оштукатуренных. Определённую декоративную функцию исполняет и ряд бойниц. Круглые отверстия над ними, как пишет исследователь храма М.А. Ткачёв, "давали возможность обороняющимся следить за действиями противника и вести огонь на большие расстояния". Ту выпуклость, которую составители легенды о Сынковичах идентифицировали как "гроб", Ткачёв называет "фонариком", игравшим "роль наблюдательного пункта". Яркая примета готического стиля - стрельчатые окна, сильно углублённые в стену. Восточные башни сынковичского храма - круглые и гораздо более "беззащитные", чем восьмиугольные башни, фланкирующие западный фасад и снабжённые несколькими ярусами бойниц. Это очередное архитектурное высказывание в пользу того, что вся восточная часть здания, вместе с существующими ныне башнями и алтарём, появилась в процессе переделки замка в храм. Неизвестно, когда храм получил небольшие контрфорсы, не имеющие, кажется, никакого практического значения: кладка стен довольно прочна, да и столь "декоративные" опоры в любом случае мало чем помогли бы церкви. Изнутри стены Михайловского храма выкрашены масляной краской. Это плоды ремонта начала 1990-х годов, когда прихожане своими руками ремонтировали церковь. Вообще, всё убранство храма свидетельствует о том, что появилось оно далеко не в "тучные" годы и совсем не от избытков. Деревянный пол, постланный поверх старинного кирпичного, иконостас - обыкновенный, самый простой. Главный интерес представляют в интерьере конструктивные элементы, сохранившиеся с давних веков, - прежде всего своды, по большей части крестовые, характерные для ранней готики. Только в южной апсиде своды имеют более сложную конструкцию. Существует предположение, что сводчатый потолок присутствовал в сынковичском памятнике не изначально, а появился, когда замок переделывался под храм. Этим объяснялась заведомая ненадёжность потолка, сказанная ранее. Во второй (оборонительный) ярус из основного помещения храма ведут винтовые лестницы, скрытые в башнях. В плане церквоь Михаила Архангела представляет неправильный прямоугольник (примерно 17,5 х 13 м). Толщина стен - 1,5 м. Кладка - готическая, из кирпича, скреплённого известковым раствором. Крыша - двухскатная, крыта гонтом.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №86, 2014 г.

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: в 1994 году в Республике Беларусь была выпущена почтовая марка с изображением церкви Михаила Архангела.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.