Село Поповка Алексинского района находится примерно в 40 км от Тулы и в 20 км от Алексина. “Если от Алексина ехать на юг, к автомагистрали Тула—Калуга, то за Богучаровом... новая дорога, круто обогнув старинный липовый парк и пройдя по земляной дамбе пруда, выведет на просторную сельскую площадь. На ней стоит монументальная ампирная Смоленская церковь, выстроенная в 1835 г. на средства П.И. Раевской”, - так начинают краткий очерк об исторических достопамятностях Поповки М. Дунаев и Ф. Разумовский. Каменных храм в честь иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» построен в 1835 году на средства капитанши Параскевы Ивановны Раевской. Она была женщина богатая, благочестивая и бездетная. В Поповке располагалось её имение, которое в 1848 году, после смерти Параскевы Ивановны, отошло по наследству её родственнице и воспитаннице Варваре Алексеевне Мосоловой. Варвара Алексеевна вступила в наследство уже будучи замужем за князем Е.В. Львовым. Семья переехала на жительство в прекрасную усадьбу. Так начался «львовский» период в истории Поповки.
Грандиозное строительство совершенно новой усадьбы началось где-то с конца 20-х годов XIX в. В основу нового проекта легло осевое планировочное начало, идущее от традиций классицизма 18 века. Прежняя ландшафтная доминанта – огромный овраг – превратился в каскад из трех террасных прудов. Новая композиционная ось закладывается почти перпендикулярно прежней и имеет четкую пространственную ориентацию: запад – восток. Центром усадебного ансамбля стал главный жилой дом. Согласно классической трехчастной схеме, рядом с домом, создавая единую композицию, расположились небольшие флигели. По оси главного дома, как бы замыкая парадный двор, расположилась церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии с колокольней. По другую сторону дома, на той же центральной оси, на берегу пруда, вероятно, была деревянная пристань, т. к. через пруд сначала переправлялись на плавучей беседке, а много позже был построен арочный мост. На противоположном берегу пруда был разбит традиционный усадебный липовый парк, по словам старожилов, в виде паркового вензеля – римских цифр «XIX». От проезжей дороги к усадьбе вела длинная березовая аллея – «прешпект». Поповский усадебный ансамбль, строго выдержанный в стиле московского ампира, несомненно, представляет художественно-архитектурную ценность и требует дальнейшего изучения. Если смотреть снизу на возвышающийся на холме храм, то он напоминает корабль, который парит в небесах. Храм легкий и величественный одновременно. Он был построен в середине XIX века, и являлся частью комплекса строений усадьбы. Одновременно с главным алтарем устроен боковой придел в честь свт. Николая Мирликийского.
Храм является главной достопримечательностью села. Архитектор, составивший проект Поповского ансамбля, достоверно не известен, хотя князь Г.Е. Львов в своих «Воспоминаниях», описывая усадьбу, замечает, что «…все постройки хорошего архитектора…, кажется, Жилярди, который строил Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле, что стоит у Спасских ворот». Возможно, храм строили представители его школы. Дементий (Доменико) Жилярди - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, некоторое время работал в России. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий и жилых домов, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города. Жилярди проявил себя крупным мастером садово-парковой архитектуры. Судя по этому, можно предположить, что архитектором церкви был именно он.
В традиционной трёхчастной осевой композиции церкви основное внимание уделено главному кубическому объёму, значение которого дополнительно подчеркнуто симметричными сходными по форме апсидой и западным притвором. Храм невелик, но полон почти соборного величия, напоминая созданные П.И. Стасовым столичные пятиглавые соборы. Однако идейно-образная сторона Смоленской церкви по-своему сложнее, оригинально сочетая героизм и гражданственность с человечностью и тонким лиризмом. Как уже говорилось выше, церковь построена в стиле ампир. Это стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима. Художественная выразительность памятника почти лишенного декоративного убранства достигается средствами архитектуры. С помощью одной лишь пропорциональности, соборности и гармонии отдельных частей куб храма производит впечатление тяжелого, пятиглавие – величественного, а портики из четырех попарно сдвоенных колонн – торжественного. Что касается колонн, то они относятся к так называемому тосканскому ордеру. Ордер этот возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э и 1 в. н.э. и является упрощенным вариантом дорического ордера, колонна без каннелюр, но с базой. Фриз всегда гладкий. Храм и колокольня составляют единое целое – они соединены пристройкой. С 2004 г. ведутся восстановительные работы, правда очень медленно, так как не хватает средств. Частично покрыли крышу, установили крест, вставили стекла, сделали главный купол храма. В целом, можно сказать, что этот памятник является образцом высокого уровня развития архитектуры первой трети XIX века.
Дунаев М., Разумовский Ф. В среднем течении Оки. М., «Искусство», 1982. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Типография П.И. Соколова. - Тула, 1895.