ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Заостровье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня).

Церковь в Заостровье


Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Многоглавые храмы
Год постройки:Между 1683 и 1688.
Адрес:
164415, Архангельская область, п/о Рикасово, Приморского района

Координаты:64.47574, 40.505809




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Вадим Балык
11 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Вадим Балык
11 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Вадим Балык
11 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
восточный фасад, виден след утраченной алтарной бочки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область

Лактионова Настя
24 декабря 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Лактионова Настя
24 декабря 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область

Владимир_А
10 июня 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
HD JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область

Лактионова Настя
24 декабря 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Интерьер, вид на восток
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Интерьер, вид на запад
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
1900—1917 год.открытка с сайта https://pastvu.com/p/245745
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) - Заостровье - Приморский район и г. Новодвинск - Архангельская область
Завершение храма разобрано в процессе реставрации. Фотография Юрия Опокина.
Егор Сельский
9 мая 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Лактионова Настя,  29 января 2008

Деревянная кубическая девятиглавая церковь, построенная вместо двух древних храмов: Петропавловского и Флора и Лавра. Первоначально освящена во имя Сретения Господня. В Сретенской церкви были устроены одноименные приделы, которые были упразднены после постройки каменной Сретенской церкви. В 1902 году, после ремонта, переосвящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Отреставрирована в 1960-х годах.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  6 января 2012

Покровская (Сретенская) церковь 1683-1688 годов в Заостровском приходе Рикасовской волости Архангельского уезда Архангельской губернии

Заостровский приход в наши дни представляет собой муниципальное образование «Заостровское» (другое название – село Рикасово), расположенное в четырех километрах от Архангельска на левом берегу Северной Двины. Первые упоминания о приходе встречаются в Писцовых книгах 1560 года, но, по всей вероятности, он существовал уже в более раннее время [1]. Первоначально приход населяли чудские и финские племена, но со временем их вытеснили жители новгородских земель, и приход стал числиться в ведении новгородских архиепископов. Наиболее ранние сведения о храмах Заостровского прихода – это надпись на антиминсе и тексты храмозданных грамот 1600 и 1626 года. Из текста грамоты ясно, что древняя деревянная Никольская церковь Заостровской волости просуществовала до 1621 года, когда была уничтожена пожаром. Она возобновлялась в 1626 и 1673 годы, а впоследствии ее перенесли в первую Соломбальскую деревню при образовании Первосоломбальского прихода, так как в Заостровье существовали еще два храма: мучеников Флора и Лавра и апостолов Петра и Павла. Такое большое количество храмов в приходе не удивительно, если учесть, во второй половине XVIII века в него входило семнадцать деревень [2].

После того, как храм Флора и Лавра сгорел, а Петропавловская церковь совершенно обветшала, прихожане обратились к церковным властям за разрешением на строительство нового храма. 9 января 1683 года они получили благословляющую грамоту на устройство церкви во имя Сретения Господня с двумя приделами: северным - во имя мучеников Флора и Лавра («вместо прежней погорелой церкви») и южным - во имя апостолов Петра и Павла вместо ветхой церкви, которая тогда же была разобрана. В 1808-1827 годы в Заостровском приходе Рикасовской волости Архангельского уезда Архангельской губернии возвели еще один Сретенский храм - уже каменный, с шатровой колокольней, после чего деревянную Сретенскую церковь обратили в однопрестольную [2].

С 1808 по 1864 год она простояла закрытой и сильно обветшала. Проведенный впоследствии ремонт сильно исказил ее облик. Безликая обшивка скрыла великолепную рубку «в обло» («в лапу»), вместо нарядного завершения в виде «бочки» алтарный прируб получил почти плоское четырехскатное покрытие, храм лишился обходной галереи и декора над западным притвором [3]. В 1898-1902 годы церковь вновь поновляли. Результатом обоих ремонтов стало "каноническое" пятиглавие, заменившее уникальное завершение из девяти глав, и поздние приделы по сторонам четверика. Они придали храму "древнюю форму в виде правильного греческого креста" [9]. Следует отметить и то, что 15 сентября 1902 года, после завершения всех работ церковь заново освятили, теперь во имя Покрова Пресвятой Богородицы [9]. Этот факт мало известен, поэтому в литературе ее именуют по-прежнему Сретенской. Значительной утратой для облика храма стала разборка деревянной колокольни, которую заменили каменной. К сожалению, недолгим оказался век первой колокольни, о которой в описаниях сказано «на столпах» (1688 года). В середине XVIII века появилась ее преемница «рубленная» (то есть, отдельно стоящая) колокольня, но и она просуществовала только до начала XIX века. Единственной памятью о ней остался колокол 1702 года весом в 106 пудов, который вошел в подбор каменной колокольни [2].

В своем нынешнем облике Покровская (бывшая Сретенская) церковь представляет собой высокий сруб-клеть, увенчанный девятью главами. Интересная особенность – центральная глава покоится на некоем подобии восьмигранного шатра. Такой прием был очень любим в архитектуре Онежской и Северо-Двинской земель конца XVII – начала XVIII века. В одном из своих вариантов он получил название «шатер на крещатой бочке». Подобная композиция представляла собой шатер на перекрестии четырех бочек, на которых размещались четыре главки. К этой группе относились, например, Никольская церковь в селе Сура (1695 год), Воскресенская церковь в селе Кеврола (1712 год) и Троицкая церковь в селе Лампожня (1781 год) [4,5]. Второй вариант композиции с шатром в центре – девятиглавая Ильинская церковь на погосте Чухчерьма (1654 год). Она считается наиболее близким аналогом Сретенского храма (1688 год). В обоих случаях компоновка главок и шатра была попыткой «примирить» любимый облик деревянного шатрового храма с требованием строить по канонам каменной архитектуры. И в Чухчерьме, и в Заостровье главки и барабаны под ними украшены великолепным лемехом, а шатер покрыт тесом.

В 1960-е годы талантливый архитектор-реставратор Владимир Анатольевич Крохин провел исследование деревянной церкви в Заостровье. Именно он создал проект, предусматривающий снятие безликой обшивки, восстановление девятиглавия и бочек на алтаре и притворе, реконструкцию галереи, то есть полное воссоздание облика храма. Из всех планов удалось осуществить разборку поздних приделов, реконструкцию всех девяти главок и снятие обшивки, обнажившее следы древних деталей декора. Поистине неоценимым стало открытие уникального решения деревянных «закомар». Они представляют собой полукруглые «арки», отмечающие на поверхности стен внутренние чердачные конструкции – сложную систему «сводов», имитирующих каменные закомары. В старину концы бревен выходили наружу и были украшены резьбой [3]. Аналогов такому перекрытию - «заданному на каменное дело» - пока обнаружить не удалось. Тем не менее, с горечью приходиться констатировать, что этот единственный представитель некогда многочисленных девятиглавых церквей, распространенных в нижнем течении Северной Двины [8], в настоящее время не привлекает должного внимания ни властей, ни ученых. Все реставрационные и исследовательские работы по нему прекращены. Храм большей частью стоит закрытым и производит впечатление полнейшей заброшенности.

Библиография:

[1] Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века) // Массовые источники Отечественной истории. Архангельск, 1999
[2] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. I. С.:139-142
[3] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 223
[4] Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С.: 70-72
[5] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942
[6] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 435
[7] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 275
[8] Киберев В. Деревянное зодчество // Памятники архангельского Севера. Архангельск, 1983
[9] Архангельские епархиальные ведомости. 1902. № 18. С.: 609-612.

Статью добавил(а): Егор Сельский,  29 мая 2015

В конце апреля-начале мая 2015 года началась реставрация, разобран шатер и сняты главы. Затем реставрация остановилась. По имеющимся данным известно, что подрядчик пропал, а рабочие покинули место реставрации. В таком виде храм находится и по сей день...

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.