На территории Дубненско-Талдомского благочиния сохранилось немало храмов, прошлое которых интересно и связано со многими замечательными для истории именами. К их числу относится и храм Живоначальной Троицы в селе Троице-Вязники, расположенный на красивом берегу реки Дубны. Название Троице-Вязники указывает на то, что около Троицкого храма росли вязы.
Священник Лев Крылов, служивший в Троицкой церкви в начале ХХ в., указывает на надпись, сделанную на Триоди в 1687 г.: "... Троицким на р. Дубне, что в вязниках..." Это указывает на то, что уже в ХVII столетии около храма росли вязы, которые не характерны для этой местности. Первое упоминание о селе Троицком находится в Кашинской писцовой книге 1628 г.: "За Алексеем Захарьевым сыном Шапиловым старая вотчина село Троицкое на реке на Дубне а в нем церковь Живоначальныя Троицы древяна клецки а церковь и в церкви образа и книги и всякое церковное строенье вотчинниково и на церковном колодезе". Это перечисление всего храмового имущества говорит о том, что построен он был гораздо раньше своего первого упоминания. Насколько поселение и церковь древние - неизвестно; однако в народе долго ходило предание о том, что в давние времена выше деревни Вотри версты на 3-4 по реке Дубне стоял храм, который провалился.
В 1620-е гг. священником в храме служил Константин Парфеньев - самый древний известный предок выдающегося русского учёного-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Следующее упоминание о поселении относится к 1677 г., причём Троицкое названо сельцом без упоминания церкви, о которой вновь сказано уже в 1687 г. Возможно, в этот промежуток времени храм вовсе не существовал по каким-либо причинам. Ныне существующая однокупольная каменная церковь была построена в 1804-1810 гг. исключительно на средства крестьян. Небольшой по размерам храм строился в течение шести лет, что объясняется недостаточным количеством средств. Выдержанный в стиле классицизма, памятник имеет элементы барокко. На месте алтаря прежней деревянной церкви был установлен каменный часовенный столб.
В 1831 г. с северной стороны храма был пристроен придел во имя святителя Николая. Это не было вызвано теснотой храма, прихожане решили построить отапливаемый придел. Кроме того, повлиял на это и другой случай. Близ деревни Вотри у помещика Василия Иванова был заповедный лес, в который даже заходить запрещалось. Однажды Василий Николаевич ехал домой и, увидев в заповеднике огонь, подумал, что там расположились цыгане. Подъехав, он увидел, что два человека что-то варили в котле. Барин с гневом закричал на них: "Как вы смеете разводить здесь огонь и что такое здесь вы варите?" В этом случае Василий Иванов, вероятно, увидел предзнаименование скорой смерти и решил построить придел в Троице-Вязниках, что вскоре и осуществил. Стоит отметить, что прямоугольный Никольский придел без полукруглой апсиды нарушает общую архитектуру храма. Внутри храм в 1808 г. был украшен стенной живописью, которая поновлялась в 1895 г. Однако, по свидетельству священника Льва Крылова, хотя "образцами для мастеров послужили копии с академических оригиналов, но исполнение получилось далеко не художественное. Живопись придельного храма, представляющая житие святителя Николая, ещё менее удовлетворительна".
По незначительным остаткам росписей сегодня можно разглядеть орнаменты, выполненные в русском стиле и достаточно неискусно. Главный Троицкий придел украшал четырёхъярусный иконостас, окрашенный белилами с золочёными колоннами и резьбой, вероятно, установленный в начале ХIХ в. Придельный иконостас, выкрашенный красной с золочением деталей, был установлен в 1885 г. Судя по описи церковного имущества, иконы были написаны в разное время и в разном стиле, что даёт основание судить об эклектичности храмового убранства. Священник Лев Крылов предполагает, что некоторые иконы были перенесены из бывших на этом месте деревянных церквей, а о главной говорит, что "по характеру письма и орнаменту, бывшая всегда в Троицком храме местной иконой, без всякого сомнения, очень древняя. Вероятно, эта икона находилась в деревянной церкви, существовавшей в Троицком в 1628 году". Некоторые иконы были пожертвованы помещиком В. Н. Ивановым, причём отмечалось, что они были "отличной живописи итальянского стиля". Особо чтимой была Иверская икона Богоматери, освящённая в 1888 г. на Святой горе Афон. Эта икона была пожертвована в храм в 1901 г. В богоборческие годы Иверская икона Богоматери была сохранена верующими и сегодня находится в Вознесенском храме села Ново-Никольское, где также особо почитается.
В 1902 г. в храме был произведён ремонт с установкой калориферного отопления, что стало возможным благодаря купцу Сергею Ивановичу Лямину, владельцу соседнего сельца Татьянино. Калорифер помещался не под полом, как обычно, а в специальной пристройке, сделанной у западной стены Никольского придела. Вероятно, тогда же на пол была постелена метлахская плитка, удивительным образом сохранившаяся до наших дней, несмотря на то, что не одно десятилетие находилась под открытым небом. При храме имеется кладбище, где за алтарём нашли своё упокоение священнослужители. Здесь же были похоронены и наиболее почётные прихожане: лейб-гвардии капрал Иван Вельяминов-Зернов, помещик Василий Иванов, помещик сельца Отрады Александр Беляев и другие. Стоит отметить, что среди прихожан Троицкой церкви были дворяне Кожины, из рода которых происходил прп. Макарий Калязинский. Также в приходе состоял князь Михаил Михайлович Щербатов - дед известного философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева. Северо-западную часть кладбища занимает семейный некрополь дворян Корсаковых, которые владели сельцом Тарусово на противоположном берегу Дубны от села Троице-Вязники.
После революции 1917 г. для Русской Церкви наступили тяжёлые времена, когда многие храмы закрывались и разрушались. Троицкий храм продолжал функционировать до 1941 г., когда был закрыт и с тех пор пустовал и постепенно разрушался. У здания сильно повреждён декор фасадов, частично обрушился деревянный потолок Никольского придела.
В 2010 г. храм был приписан к Вознесенскому храму села Ново-Никольское, и с тех пор начались востановительные работы: регулярные субботники, уборка выпавших из стен кирпичей и многое другое. Тогда же в Троицком храме начали регулярно проводиться молебны. На средства прихожан и благотворителей как мера консервации были вставлены окна, заменена кровля на колокольне и на центральной части храма, а также установлены купола. 20 мая 2019 г. состоялось торжественное освящение крестов, которое совершил благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич в сослужении клириков благочиния игумена Саввы (Мохова) и иерея Леонида Салтыкова.
Из журнала: "Московские Епархиальные Ведомости". Выпуск №12/2019