Фридрихсгам, ныне Хамина, уездный город Выборгской губернии, состоит при Финском заливе, в 110 верстах от Выборга, в 250 от Петербурга. Фридрихсгамом город назван в честь короля шведского Фридриха, возобновившего город в 1723 г.
Первоначальное устройство православных церквей в Фридрихсгаме относится ко временам Елисаветы Петровны, когда по абосскому миру в 1742 г. северо-западной границей России и Швеции назначена река Кюмень, впадающая своим устьем в Финский залив, в 40 верстах выше Фридрихсгама. С того времени город сделался постоянным сборным пунктом русских войск, а пребывание войск делало необходимым сооружение православной церкви.
В прошлом XVIII ст. в Фридрихсгаме было три церкви, все деревянные, гарнизонная – собор во имя св. Петра и Павла и две полковые. Из полковых одна Рязанского полка, построена была в 1770 г. на полковую сумму и передана потом Невскому полку, разобрана, за ветхостью, в 1820 г., другая – Псковского полка была, кажется, древнее первой, потому что и разобрана гораздо раньше, в конце XVIII ст., а на месте, где стоял престол ее, сооружены крест и ограда, существовавшие до позднейших времен.
Древнейшею же из фридрихсгамских церквей была Петропавловская, что видно из следующего соображения: достоверно известно, что в 1785 г. разобрана ветхая церковь и на ее место в том же году выстроена новая, Петропавловская. Если разобранная церковь существовала, положим, 40 лет, то постройку ее можно будет отнести к 1742 – 44 гг., когда России досталась Финляндия по Кюменьскую границу. По сказанию городской частной летописи, церковь эта в 1783 г., за два года до разборки, была посещена Императрицею Екатериною II; Императрица присутствовала при Божественной Литургии и по окончании службы, выходя из храма, опустила в церковную кружку 100 руб. и пожертвовала 500 руб. ассигн. на устройство часов для предположенной тогда новой церкви.
Эта церковь, построенная от казны в 1785 г., также деревянная, имела вид удлиненного четырехугольника, с куполом над алтарем и колокольней над папертью. В 1799 г. она из ведения коменданта сдана в епархиальное ведомство и стала приходскою. В 1803 г. ее удостоил своим посещением Император Александр І.
По словам клировых записей 1807 г., она тогда была «крепкая, благолепием изрядно украшенная, сосуды серебряные, книги церковного круга все». Но она была холодная и потому настоятель, по согласию с прихожанами, просил начальство о дозволении устроить теплый придел во имя св. Николая чудотворца. В 1800 г. придел устроен был отдельным трехстенным зданием и четвертою стеною примыкал к левой стороне церкви, имел два входа: наружный и внутренний из холодной церкви, через полустеклянную дверь.
Довольно ранняя ветхость сего храма произошла, отчасти, вследствие пожара в 1821 г., когда истреблено было две трети города. Церковь пострадала от огня, а ее имущество на 2 000 руб. ассигн. попортилось от переноски.
С 1826 г. началось дело о капитальном исправлении церкви, и от духовного ведомства на этот предмет ассигновано 14 000 руб. ассигн. В 1829 г. закупались уже материалы, вынесено церковное имущество, выстроена временная церковь в зале городового магистрата. Но в 1831 г. по живому участию в сем деле тогдашнего губернатора Финляндии генерал-адъютанта Закревского испрошены у Императора средства на постройку в Фридрихсгаме нового, каменного храма, а прежнюю церковь, как уже «во всех частях ветхую, к починке неспособную», положено разобрать и материалы, старые и вновь заготовленные, передать в ведение учрежденнной на сей предмет комиссии.
Нынешний православный храм в Фридрихсгаме каменный, теплый, построен в 1830 г. на сумму в 125 000 руб. ассигн., отпущенную от казны, а освящен в 1837 году 21 февраля. Снаружи храм имеет вид правильного круга, в 10 саж. и 2 аршина в диаметре; высота стен до кровли 5 саж.; здание увенчано круглым куполом, трибун или шейка коего тоже кругла, в диаметре – 6, высоты 5 сажень. Но высота храма с основанием и крестом 10 сажень. Внутренность церкви крестообразна; в восточном конце алтарь, на остальных устроены двери. Круглые своды сих концов с искусною легкостью соединяются 4 арками с куполом, возвышающимся над серединою храма. В промежутках между концами креста помещаются: в верхних, с правой стороны ризница, с левой – сторожка; в нижних с правой – кладовая, с левой – место для колокольни, в которую ход снаружи. Таким образом, в храме имеется 5 входов.
В шейке купола находится 8 окон, внизу имеется по одному окну в алтаре, ризнице и сторожке. Кроме того, наружные стены промежутков, на высоте под карнизами, имеют полукруглые окна, с востока – глухие, с запада – открытые, последние для пропуска звука от предполагавшихся там колоколов и еще для освещения ходов на хоры, устроенные внутри храма над западною дверью.
Устроенный таким образом храм имеет вид весьма благолепный, но зато есть и неудобства, зависящие именно от устройства храма. Во-первых, при освещении сверху в храме темно, а от того, что невозможно устроить форточек, храм всегда сырой; от сырости не спасают в зимнее время четыре печки, а летом – открытие дверей и окон. Во-вторых, ветер с моря губительно действует на верхние окна: зимой, при самой тщательной конопатке и замазке, окна эти не защищают от холода; летом трудно их отпирать; во время дождей в окна бывает течь. В-третьих, если бы западные промежутки имели двери не снаружи, а изнутри храма, то более годились бы и для кладовой и для хода на хоры; там можно было бы устроить печи, окна и потолки. А когда в одном из них, до 1862 г., помещались колокола, то звон их слишком явственно отдавался в церкви и мешал богослужению.
В 1862 г. построена каменная колокольня отдельным от церкви зданием, византийского стиля, на церковную сумму в 5000 руб. сер., в 10 саженях от церкви, на западной стороне. Высота ее с крестом 14 сажень. Церковь обнесена оградой, у которой основание и столбы кирпичные, решетка деревянная, зеленая.
При постройке церкви в 1836 г. построена круглая каменная часовня во имя святителя Николая, в память о церкви, разобранной в 1831 г. Она находится у городских ворот, в 50 саженях от церкви. В ней три старых иконы, как видно, от прежнего иконостаса: Спасителя, Богородицы и Николая угодника.
Православное кладбище находится в 3 верстах от города, в лесу, обнесено булыжной оградой. В 1861 г. там возобновлено деревянное здание, вроде часовни, и построен дом для сторожа.
Прежний антиминс Петропавловской церкви был священнодействован в 1808 г. митрополитом Амвросием; нынешний существует с 1858 г., он священнодействован 1 июня 1858 г. митрополитом Григорием. Примечателен колокол праздничный в 104 пуда, с ликами: пресвятой Троицы, Петра и Павла и святителя Николая с 2 надписями: «Во имя Отца и Сына и св. Духа, Аминь. Лета вечная памянух. 1837 года при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича всея России и Великого Князя Финляндии вылит сей колокол в Москве для церкви св. апостолов Петра и Павла в г. Фридрихсгам усердием оптового сего города купца и российских орденов кавалера Федора Федоровича Набилкова на заводе Сальгина». Колокол в 55 пудов с надписью: «1767 года марта 1 дня лит сей колокол в Петербурге мастером Димитрием Евдокимовым».
Церковную библиотеку составляют: книги богослужебные в остаточном количестве; книги духовно-нравственные, духовные журналы, библиотека постепенно пополняется старанием настоятелей. Из древних до 1803 г. церковных документов сохранились две-три бумаги от 1709 г. Планов и межевых записей о прежних храмах не находится. Даже документов о построении нынешнего храма не имеется в церковном архиве. Из метрических записей есть неполные экземпляры до 1777 г., полные же ведутся с 1803 г.
До 1806 г. при сей церкви состоял только священник, а причетническую должность исполняли нижние чины гарнизона. В 1806 г., по штату 4 мая, определены сюда: священник, два причетника и просвирня.
При священнике Митрофане исходатайствовано было, чтобы 5 000 руб. ассигн., оставшиеся в виде процента с капитала на построение церкви, предоставлены были на ее будущие потребности; его старанием церковь украшена иконами Петра и Павла, святителя Николая, евангелистов и Божией Матери на царских дверях и Тайной Вечери. Ризы на всех этих иконах серебряные и во всех их серебра до 40 фунтов. Им приобретено до четырех перемен разных облачений, колокол в 104 пуда, плащаница; собран капитал на постройку каменной колокольни, составившийся, главным образом, из кошельковой суммы и из пожертвований купцов Титова и Набилкова.
В 1840 г. Фридрихсгам подвергся вторичному пожару; при этом загорелась церковная ограда, пламя не раз охватывало самый храм. В это время настоятель храма отец Митрофан отстоял церковное здание, забыв свой дом и семейство. Доброму пастырю нашлись соответствующие доблести духовные чада, особенно прихожане К – ны, отец с сыном, которые также предпочли спасение церкви спасению собственных семей. И вот с помощью небольшой военной команды эти три человека спасли от пламени здание храма; пожар повредил только наружные стены и железную кровлю.
При священнике Антонии Афанасьевиче Залесском при его участии устроено давно желанное дело – построена новая каменная колокольня и сделаны капитальные поправки в храме; кроме того, на 400 руб. сер., собранные им от прихожан, исправлена каменная ограда на кладбище, сделаны в ней новые ворота, проведена по кладбищу широкая аллея, отделано заново здание на кладбище –нечто вроде часовни, выстроен новый деревянный дом частью для помещения сторожа, частью для посетителей кладбища, особенно в зимнее время.
Он же в 1859 г. исходатайствовал от финляндского сената, чтобы ярмарка, производившаяся всегда в праздник крещения и отвлекавшая народ от молитвы, перенесена была на время не раньше 8 января. При нем церковь обогатилась великолепными облачениями глазетовыми и парчовыми, также иконами и другими украшениями. Фридрихсгамская церковь всегда находилась в ведении выборгского духовного правления, и председатель его, выборгский протоиерей, имел над нею и благочиннический надзор. Только на один год, именно на 1827, она была подведома главному священнику армии и флотов.
Приход фридрихсгамской церкви состоит из русских, живущих в городе. Но так как соседние приходы очень далеко от него и так как между ними есть православные жители, то и они могут считаться фридрихсгамскими прихожанами. Прихожан в самом городе: военных муж. пола 123, жен. 82 душ.; купцов муж. пола 88, жен. 40 душ; мещан муж. пола 8, жен. 8; крестьян муж. пола 50, жен. 14. Вне города: в упраздненной Роченсальмской крепости, в 30 верстах от Фридрихсгама, муж. пола 22, жен. 29 душ; на казенной каменоломне муж. 23, жен. 11; на острове Гохланде, в 50 верстах, муж. пола 82, жен. 8. Все это вместе составляет муж. пола 305, жен. 200 душ. Иногда число прихожан возрастает до 900 чел., это бывает, если приходят войска, не имеющие своего священника.
Дети прихожан обучаются или в городских школах, или у частных лиц, или в других городах. Городских школ две: мужская и женская. Ими управляет лютеранский пастор под надзором Боргосской лютеранской консистории. Учат на шведском и финском языках. Священник преподает здесь Закон Божий. Особенно ощущается потребность в школе для детей нижних воинских чинов. Средств на заведение школы никаких не имеется, поэтому этих детей учат причетник и один из команды финляндского кадетского корпуса.
Усердие прихожан к церкви выражается частью в посещении храма в воскресные и праздничные дни, частью в пожертвованиях на украшение храма и на разные исправления в храме. Посты соблюдаются с меньшим усердием. Купцы соблюдают все посты – и многодневные и однодневные; семейства военных чинов и некоторые семейства мещан и купцов соблюдают посты только в некоторой степени, лица служащие, военные не постятся по распоряжению своих командиров. Отставные нижние воинские чины и вдовы их отличаются поведением честным, трудолюбием и усердием к церкви.
Описание составлял Фридрихсгамской Петропавловской церкви священник Антон Залесский.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.