ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Саргатское. Церковь Николая Чудотворца.


Саргатское. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Сильвестра Омского
Год постройки:не ранее 1991.
Ссылки: Официальный сайт  Страница на сайте епархии 
Адрес:
Омская область, Саргатский район, р.п. Саргатское, ул. Октябрьская, 31

Координаты: 55.608669, 73.506824



Церковь Николая Чудотворца, , Саргатское, Саргатский район, Омская область
Ирина
17 мая 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анна Атягина  18 сентября 2007

Церковь в Саргатском селе была построена в 1836 году на средства прихожан. Была она прочна, «вместительна и утварью достаточна».

Рядом с крестами древнего кладбища на фоне тёмной зелени огромных берёз, говорят, она смотрелась внушительно. Сейчас на этом месте торговая площадь и кинотеатр. При храме служили: священник, псаломщик, диакон. Доход прихода был примерно 300-400 рублей в год. Доход складывался от: жалования из казны; преподавания в школах Закона Божия, а так же сбора хлеба на Рождество и Пасху. В Саргатском храме священнослужитель вёл записи в метрической книге, в которую заносились сведения «о родившихся, браком сочетавшихся и умерших». После заполнения такой книги сделанные записи проверялись в Тобольске или Омске, и она возвращалась «для хранения в церковном архиве». Тогда в Саргатский приход входили деревни: Сиб. Саргатка (1260 чел.), Интенис (487 чел.), Кушайлы (78 чел.), Урусова (250 чел.).

Причт в Саргатской церкви состоял из: священника – Андрея Викторовича Севилова выпускника Тобольской духовной семинарии, поступившего на служение в 1905 году; псаломщика – Михаила Андреевича Карпова сына пономаря, в 1860 году из второго класса Тобольского духовного училища поступил дьячком и занял место псаломщика, которое никогда не покидал. За заслуги имел стихирь и серебряную медаль на Аннинской ленте для ношения на шее. Для причта было выстроено обществом целых три дома. У саргатского священника был крыт железом и состоял из трёх комнат и кухни. Псаломщик жил в ветхой пяти стенке. Дрова заготавливали в своих угодьях или, как в Баженово, покупали по 3-4 рубля за погонную сажень. Часть угодий саргатский священник и его подчинённые использовали для своих нужд, часть пашни сдавали в аренду за 3 рубля за десятину. До сих пор на сельхозкартах возле каждого села обозначены поповский лес, грива, поле.

В 1917 году на службу в храм св. Николая Чудотворца пришли: новый священнослужитель о. Арсений Петров; диакон - Федот Прокопьев; клирос в составе Мити Галактионова - певчего, Даши Покровьевой, Лизы и Дарьи Проковьевых, Евдокии Гришановой, Федосьи Аристовой; звонарь – вдовец Генадий Смирнов; и Дунья Гришанова, которая пекла просфоры для храма.

Церковь была деревянная, высокая, стены были сделана из бруса и облицованы плашками небесно-голубого цвета, купала и кресты были золотые. Храм состоял из двух пределов и алтаря: в первом – крестили людей, во второй – отпевали. Вход был со стороны улицы Кооперативной, с правой стороны находилась сторожка, в которой продавались свечи и иконы. Вокруг храма была огромная ограда, в которой находились могилы священников: отца Владимира и отца Василия (сейчас неизвестно место их расположения, т.к. при разрушении храма всё сравняли с землёй).

В 1930-е годы произошли большие перемены, которые очень сильно отразились на Православной Церкви. Верующие подвергались гонениям с первых лет Советской Власти. Некоторые священники снимали с себя сан и уходили в гражданскую службу, церкви закрывались. Перед войной уже во многих деревнях имелись клубы и размещались они в обезглавленных церквях.. В те тяжелые времена Саргатский храм обнищал на столько, что священник не мог прокормить свою семью. Верующие прихожане всеми силами пытались сохранить свой храм и защитить свою веру, но на заседании Саргатского райисполкома в сентябре 1936 года в протоколе записали: «…Религия вредна. Это опиум для народа. Церковь закрыть…».

В 1934 году в Саргатском храме Николая Чудотворца сбросили колокола. В 1936 году, когда церковь стали переоборудовать под клуб и вся дорогая утварь шла в город на переплавку, иконы выбрасывались в огонь, некоторые иконы удалось спасти вышедшим на защиту храма прихожанам. Большинство церковнослужителей привлекались «за ведение пропаганды и агитации, содержащих призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской Власти», и осуждены были по ст.58 п.10 УК РСФСР (“враги народа”). Среди них оказался и бывший служитель Саргатской церкви Левин Максим Лаврентьевич, работавший на момент ареста дворником в Омске, он был расстрелян. Как правило, арестовывали по ст.58, увозили в НКВД и расстреливали. Для сфабриковывания дела нужно было обвинение. И тогда следствием создаётся легенда об «Офицерско-повстанческой организации Тарского округа», у которой якобы имелись районные филиалы, создавшие на местах повстанческие ячейки. Организатором «Саргатского филиала» записали священника Алексея Петрова. «23 сентября омская тройка вынесла приговор тридцати участникам саргатской «повстанческой организации»». К расстрелу было приговорено 17 человек , 11 человек отправлено в концлагеря сроком на 10 лет каждый, к 8 годам приговорены двое. Кровавый конвейер работал бесперебойно. Советская власть наводила свой порядок.

В 1990 годы в Саргатском районе начали возрождаться церкви. Верующие предлагали построить церковь в Саргатке на том месте, где раньше стояло здание старой церкви, приспособленной под клуб. Под заявлением властям стояло более 200 подписей людей разных поколений. Но местное самоуправление, пришедшее на смену райисполкому предложило верующим передать под церковь здание дома культуры. Такой вариант оказался приемлемым для всех. Народную инициативу поддержал Митрополит Омский и Тарский Феодосий. В 1991 году зарегистрирован приход храма Св. Николая Чудотворца.

Из книги М.И. Санькова "Саргатское притяжение" и со слов местных жителей р. п. Саргатского; сайт: serafim2004.narod.ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 ноября 2016

Село Саргатка Тобольской губернии Тюкалинского уезда Саргатской волости расположено по обоим берегам речки Саргатки, от епархиального города в 90 верстах, от благочинного – в 15 верстах. Церковь однопрестольная, в честь св. и чудотворца Николая, построена на средства прихожан в 1836 г. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же, в одной связи, колокольнею, прочна, вместительна и утварью достаточна. Две часовни: в дер. Сибирско-Саргатской в честь Пресвятой Троицы и в дер. Антенисе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение в них отправляется в Пасху, Великий пост и в часовенные праздники.

Население прихода: 1851 душа муж. пола и 1835 душ жен. пола, православное, старожильское, несколько семейств переселенцев есть в дер. Урусовой из южных губерний России. Среднее число в год крещений – 200, браков – 70, погребений – 150. Церковно-приходское попечительство есть, капитал его в 1910 г. составлял 113 руб. 34 коп.

В приходе 2 министерских школы: одна в селе и другая – в дер. Сиб.-Саргатской. Земли при церкви пахотной и под лесом 90 дес., плана на нее нет. У сельчан сенокосные участки настолько хороши, что дают возможность излишек сена продавать. Часть пахотной земли причт обрабатывает сам, а часть сдает в аренду по 3 руб. в год за десятину.

Для причта имеются три общественных деревянных дома с таковыми же надворными постройками. Дом для священника покрыт железом, состоит из 3 комнат и кухни, для псаломщика дом пятистенный, дрова причт заготавливает в своих лесных угодьях.

Жалования от казны положено: священнику – 117 руб. 60 коп., диакону и псаломщику по 40 руб. каждому в год. Братских доходов за год бывает до 600 руб., капиталов причта нет. За преподавание Закона Божия священник получает 35 коп. за урок. К содержанию храма и его нуждам прихожане усердны, к ремонту причтовых домов невнимательны.

Пасхальное хождение со св. иконами по домам бывает по приглашению. Крестные ходы по полям бывают только в дер. Урусовой, в остальных поселках крестный ход совершается вокруг селений, а затем служатся молебны по домам. «Съезжие» праздники: в селе 6 дек. и 9 мая, в дер. Антенис и Урусовой – 1 окт., в дер. Сиб.-Саргатской – в Троицын день и в дер. Кушайлахт – 1 нояб. В деревнях в эти праздники бывает богослужение и хождение по домам со св. Крестом.

Зажиточные прихожане засевают разным хлебом до 60 дес., бедные – до 2 дес. земли. Молочное хозяйство развито, в приходе 6 маслодельных заводов: три их них принадлежат товариществам и три частным владельцам. Есть несколько рыболовов промышленников. В селе бывает Димитриевская ярмарка с 26 по 28 октября, главным сбытом пользуются мануфактура и бакалейные товары. В селе три мелочных лавки, склад земледельческих орудий, паровая мельница и кузнечно-слесарная мастерская.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик.

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.