ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Толсть. Часовня Воздвижения Креста Господня.


Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Воздвижения Креста Господня
Год постройки:не ранее 1780.
Адрес:
Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Толсть

Координаты:59.203867, 34.639867
Проезд:а/дорога А114 - Климово, в Климово на развилке правее
Вопрос модератора:Действует?.


Добавить фотографию




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  2 марта 2017

Толсть. «Часовня XVIII-ХIХ вв. Находится в центре деревни на восточной стороне площади; ориентирована продольной осью с востока на запад, поставлена на срубе. При ремонте часовни в 1970-х гг. была утрачена решетчатая дверь, крашеная голубой краской. Часовня представляет несомненный интерес как типологический пример традиций кон. XVIII в., но качество исполнения и состояние материала позволяют предположить, что она претерпела реконструкцию в кон. XIX — нач. XX в.».

«Вспоминает про часовню: помнит, что "крест переходил" — сначала часовня была ближе к озеру, крест перешел в другое место (посреди деревни), где и поставили часовню, которую мы застали. Старую же часовню перевези в Логиново. Крест в новую часовню не влезал по высоте, ему "отпилили ноги", обернули берестой и поставили». [Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. С. 144-146].

http://climovo.ru/documents/219.html


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  2 марта 2017

Большинство тихвинских карел были староверами (старообрядцами). Староверы сохраняли старинные правила и устои жизни, которые были распространены в России ещё до XVII века – времени церковного раскола. Они не признавали церкви и попов и говорили: «У нас своя вера: вековечная, строгая, хорошая, не поповская, не церковная». У карел-старообрядцев существовал свой календарь, носилась особая одежда, была своя система питания и личная посуда. Жили тихвинские карелы очень замкнуто: моленные дома, где они молились, объединяли сразу несколько деревень, внутри их осуществлялись браки, происходил обмен книгами. Эти группы деревень имели собственные святыни и праздники, часовни и кладбища. В каждой деревне были грамотные наставники – «отче», которые на основе старинных книг проводили богослужения, принимали исповеди. Огромным уважением пользовались женщины-«книжницы» – они хранили все обычаи староверов и читали старинные книги (Каноники и Псалтыри) на церковнославянском языке. У них были свои библиотеки, насчитывавшие до 80 старинных рукописных книг. Тихвинские карелы говорили: «Для всех хотящих счастья первый свет есть Христос, бог наш, второй – свет дневной, а третий – святые книги». В карельских деревнях проводилось религиозное образование детей, подростков и молодёжи, их посылали учиться в Москву, где был центр староверческих общин, основанный ещё в 1771 году. Больше всего карелы-староверы чтили кресты: их носили на себе, огромные деревянные кресты держали в часовнях, на старинные каменные кресты надевали рубашки, на своих могилах ставили безликие можжевеловые кресты. Существовали предания, что некоторые почитаемые каменные кресты «приплыли» по воде к тихвинским карелам. Почитались старинные кладбища, которые карелы называли «жальниками» и «рощицами».

Почитались источники. В центре деревни Селище считали святой и целебной воду из «Донского» колодца, вырытого рядом с церковью во имя Донской иконы Божьей матери: эту воду переливали через дверную скобу и лечили ей глаза. Тихвинские карелы поклонялись старым деревьям. Часто рядом с деревнями росли священные «заповедные» сосновые рощи, их почитали, приносили жертвы деньгами, а также лентами и кусками ткани, которые завязывали на ветках. Рубить или калечить такие деревья было нельзя – говорили, что вскоре умрёшь или увечье сам получишь! Особо карелы почитали лес. Лес оберегал и наказывал, он мог завести и отпустить охотника или грибника, он мог отнять или сохранить скотину в стаде у пастуха. Считалось, что в лесу живут дети, проклятые родителями, и стоят дома «хозяев» леса. В лесу женщинам можно было плакать о своих горестях. Уходя из леса, карелы молились на четыре стороны, кланялись «лесному царю» и «лесной царице» и кричали: «Прощай, мой желанный лесик! Поди знай, буду ли ещё! Спасибо тебе за ягоды, за грибы, за воздух, за всё!». Карелы рассказывали, что «хозяин леса» мог показаться человеку или в виде огромного великана или в облике гигантского быка.

Источник: http://к-я.рф/Portfolio/82/

Комментарии и обсуждение

Часовинка в честь Воздвижения чесного и животворящего креста. Празднование 27 сентября.
5 марта 2013.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.