В первой половине XIX в. на восточной окраине города простирался большой массив старой деревянной застройки (не сохранившейся до наших дней). Заканчивался этот массив городским кладбищем. На этом кладбище в 1833 г., на месте старой деревянной церквушки, было заложено единственное в этом районе каменное здание - Всехсвятская часовня. Надо отметить, что в этот период в Тюмени было немного каменных строений.
История храма своими корнями уходит в XYIII век. Судя по архивным документам, в частности, поступившим из Тюменского Духовного Правления в Тюменскую городскую Думу, церковь Всех Святых была построена по благословенной грамоте (12.10.1779 г.) преосвященнейшего Варлаама I (Петрова), епископа Тобольского и Сибирского, по прошению правления г. Тюмени с обязательством украсить ее святыми образами, иконостасом, а также всей необходимой церковной утварью.
В документе от 30 апреля 1806 г. протоиерей Созон Куртухов (настоятель церкви) обращается в городскую Думу о срочном принятии надлежащих мер по ремонту храма, т.к. крыша протекает, крест на ней обветшал и крыльцо развалилось, а ограда вообще не докончена со дня ее постройки. Тюменская городская Дума для ремонта церкви-часовни выделила 100 рублей, а также обязала собрать по три с половиной копейки с душ мужского пола, проживающих в Тюмени. Для этого было необходимо всем церквям составить именные списки проживающих в том или ином приходе. Итак, на месте старой деревянной церкви была построена новая каменная по плану архитектора Парамона (фамилия не установлена), утвержденному 27 сентября 1832 г. архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием (Протопопов), а также по благословенной грамоте, выданной 30 сентября 1832 г. на устроение храма.
Здание не играло существенной роли в структуре застройки и по масштабу и местоположению замыкало перспективы двух улиц. Уникальность церкви заключалась в том, что она являлась единственным в городе и Сибири круглым зданием с перекрытым купольным сферическим сводом. К нему крестообразно примыкали четыре двухколонных портика, увенчанные пологим куполом. Карниз, вкруговую охватывающий все здание, имел сферическую позолоченную главку с деревянным, но хорошо обитым жестью крестом.
В наше время церковь со всех сторон окружена каменными зданиями, но, как и прежде, не потерялась среди этих гигантов, а является архитектурным центром. В этом, очевидно, проявляется сила большой, геометрически чистой цилиндрической формы, не загруженной деталями и членениями. Здесь, в глухой когда-то Тюмени, классицизм сумел оставить свой благородный след.
Кладбищенская церковь была построена по инициативе титулярного советника Дмитрия Воинова. Есть предположение, что сам Дмитрий Воинов не дожил до конца строительства, а церковь строилась по его завещанию, так как в первой описи церковного имущества, составленной 2 мая 1839 г., и по всем клиросным документам Дмитрий Воинов упоминается не иначе как «по усердию покойного Дмитрия...». Внутреннее благолепие церкви было украшено его сыном, коллежским советником Матвеем Дмитриевичем Воиновым.
Согласно первой описи кладбищенской Всехсвятской церкви, которая была приписана в 1839 г. (со дня основания) к Тюменской Покровской (Ильинской) церкви, мы имеем возможность представить, какие она имела тогда иконы, церковную утварь, а также все необходимое для богослужения.
Внешний вид кладбищенской церкви: каменная, одноэтажная, круглая, с колоннами, без колокольни, в длину и ширину по 19 аршин, т.е. 13,49х13,49 м; крыша железная зеленого цвета, а на крыше крест деревянный, покрытый жестью; окон было пять, полуциркулярные, в каждом по две рамы с железными решетками и забор дощатый вокруг всего кладбища.
Причта по штату не имелось, кроме старосты, ухаживающего за церковью. Сама же Всехсвятская церковь была приписной с момента ее построения к Покровской, а затем в 1895 г. Покровская церковь (по указу Духовной Консистории за №10421 от 10 ноября) была переименована в Пророко-Ильинскую. Под таким названием она просуществовала до января 1930 года, периода разгула антирелигиозной истерии. Тогда и было решено передать Ильинскую церковь под культурное учреждение, а позднее разместить в ней ломбард, затем ликеро-водочный завод. По описям других лет (07.09.1844 и 14.07.1865 гг.) мало что изменилось в храме, т.к. богослужения в церкви первоначально проводились очень редко: в неделю Всех Святых и в другие дни (по просьбе родственников захороненных на кладбище), а позднее по воскресным и праздничным дням.
В 1842 г. городскими властями недалеко от кладбищенской церкви была построена деревянная церковная сторожка. В клиросных ведомостях за 1877 г. находим запись о том, что согласно духовному завещанию умершей тюменской купчихи Домники Яковлевны Щетининой поступил в июле месяце за №133 билет Тюменского общественного банка на 100 рублей, вложенных на вечное время под проценты (по 6 и 1/2 копейки на рубль в год). Половина процентов должна была поступать каждый год в пользу приписной церкви, а другая половина к Всехсвятской.
В 1884 г. кладбище, где находилась Всехсвятская церковь, было закрыто как старое, заполненное могилами. Захоронение здесь было запрещено, и только в исключительных случаях допускалось с разрешения епархиального начальства. Что касается самого кладбища, то почти десять лет оно оставалась без хозяина. В 1900 г. причт и староста Ильинской церкви направляют письмо в Тюменскую городскую управу с ходатайством о принятии каких-либо мер, т.к. на старом городском кладбище при Всехсвятской часовне за последнее время было несколько попыток ограбления церкви и даже сняты с временно устроенной деревянной колокольни четыре небольших колокола. Кроме того, преступники разрушали памятники, похищали украшения с них, снимали оградки, чугунные плиты и даже кирпичи от могил, разламывали вокруг кладбища деревянный забор. Для поддержания порядка в письме выражалась просьба иметь там двух сторожей, т.к. одному сторожу нет возможности быть бессменно на карауле.
В 1901 г. Тобольская Духовная Консистория направляет письмо в Тюменскую городскую управу, где ссылается на указание Святейшего Синода от 25.06.1901 г. об устройстве и управлении городскими кладбищами в г. Тюмени епархиального начальства, а также просит войти в контакт с местным городским управлением с просьбой об изъятии кладбищ из его владения и передаче их в ведение духовенства. В 1902 г. Тобольская Духовная Консистория вновь направляет письмо в Тюменскую Думу с требованием произвести ремонт ограды закрытого кладбища, а также о принятии мер к прекращению расхищения памятников. В ответ на это Дума постановила: ввиду недостатка городских средств осуществление ремонта не представляется возможным. В 1904 г. Тобольский губернатор направляет письмо уже к Тюменскому городскому голове, где просит принять распоряжение о восстановлении ограды кладбища и приведения ее в приличный вид.
В 1905 г. на кладбище произошел пожар, погорели некоторые кресты и надгробные памятники. Пожарная команда, прибывшая на кладбище, разобрала и разбросала несколько пролетов забора с восточной стороны, которая и сделалась открытой для скота, наполняющего кладбище, повреждающего надгробные памятники и кресты. Это еще больше усугубило положение закрытого кладбища. Городское управление на это вопиющее осквернение памятников ответило тем, что все городские кладбища должны находиться теперь в ведении духовного ведомства.
В 1908 г. староста Ильинского прихода вновь направляет письмо в Тюменскую городскую управу с просьбой принять меры о недопущении расхищения кладбища живущими вблизи жителями слободы. Этот печальный инцидент приобретал катастрофический характер. И, пожалуй, только в 1908 г. эта проблема практически была решена. Городская управа в своем докладе, ссылаясь на то, что у города и духовенства нет средств, чтобы привести закрытое кладбище в надлежащий вид, предложило городской Думе отдать желающим в аренду прилегающие к кладбищу местности. Арендодателям же ввести обязательное устройство за их счет прочного забора, который и послужит для кладбища оградою. Тогда Ильинскому приходу останется только наблюдение за церковью и надгробными памятниками. На 1000-летие Крещения Руси в 1988 г. в храме Всех Святых производились ремонтные работы. Инициатива реставрации и составление проекта полностью принадлежат священнику Евтихию (Курочкину), он же родной брат отца Михаила, являющегося настоятелем Всехсвятской церкви. Сам Евтихий был настоятелем в Никольской церкви г. Ишима.
Очередные ремонтные работы включали замену иконостаса и крыши. Новый иконостас был изготовлен в городе Омске, а иконы к нему - в г. Москве на Алексеевском кладбище. Вероятно, там находился цех по изготовлению икон. Заказанные иконы по неизвестным причинам или не были изготовлены, или не были привезены. Тогда пришлось устанавливать в иконостас другие имеющиеся в наличии в храме иконы. Только икона Всех Святых установлена с прежнего иконостаса и на том же месте. Прежний иконостас был отправлен в Абалакский монастырь, что в 20 км от Тобольска. Замена крыши и установка большого купола (в отличие от прежнего), а также крест, который был сделан из дерева и обит медным полотном, произведены своими руками.
https://www.liveinternet.ru/community/2408746/post73582581/