ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Варзуга. Церковь Петра и Павла.


Варзуга. Церковь Петра и Павла
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:1864.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Мурманская область, Терский район, с. Варзуга

Координаты: 66.40008, 36.588597





Церковь Петра и Павла, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 августа 2013
Церковь Петра и Павла, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Игорь Демин
8 июля 2004
Церковь Петра и Павла, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Игорь Демин
8 июля 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Демин  30 мая 2007

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла построена в 1864 году и продолжала действовать в советское время дольше других церквей. Как и другие церкви села, в советское время была обезглавлена. Ныне возвращена Церкви, в ней по церковным праздникам проводятся богослужения. Рядом с церковью установлен крест. Со стороны церкви на нем укреплена икона св. апостолов Петра и Павла, а со стороны реки - св. Николая.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 февраля 2015

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла деревянная, одноглавая, крыта на 4 ската, в виде корабля, построена в 1864 г. и освящена 1 дек. того же года благочинным Понойским священником Дмитрием Перовским совместно со священниками Кузоменским Гр. Орловым, Варзугско–Успенским М. Томихиным и местным Вас. Гурьевым.

Этой церкви предшествовали и другие того же наименования, но более ранней постройки. Из надписи на колоколе известно, что в 1694 г. был храм (или храмы) в честь Николая чудотв. и апост. Петра и Павла. Затем из других источников известно, что 5 июля 1757 г. был освящен новый Петро-Павловский храм, который затем сгорел 30 марта 1853 г. В 1857 г. опять устроена была новая Петро-Павловская церковь, также сгоревшая 21 дек. 1862 г. Вместо последней устроена ныне существующая и освящена в 1864 г.

При Никольской и Петропавловской церквах построена в 1885 г. деревянная колокольня, вместо древней ветхой, время построения коей неизвестно. На колокольне 7 колоколов: первый весом 125 пудов 11 фунт., с вышеприведенною надписью кругом и на боку: «лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины»; второй весом 13 пуд. 14 фунт. с надписью кругом: «лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу – 1755 г.» и на боку: «лил мастер Иван Христофоров»; прочие без надписей.

С достаточной вероятностью можно предположить, что первоначально служителями в Петропавловском храме были монашествующие Спасского монастыря, это отчасти подтверждается синодиками монастыря.

«Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» Выпуск III. - Архангельск. Типо-литография. Наследн. Д. Горяйнова. 1896 г.


Марина Зуйкова  10 декабря 2018

Одной из главных достопримечательностей Варзуги является здание Петропавловской церкви на Никольской стороне села. Построено оно в 1864 году. Эта церковь была самой певческой, "намоленной " и любимой прихожанами. С началом репрессий 1937 года службы в ней совершать было запрещено. С началом войны в здании расположили столовую для военнослужащих, обслуживающих варзужский военный аэродром. После войны храм был приспособлен под склад сельмага и использовался для хранения продуктов. Петропавловская церковь стала второй церковью села Варзуга (после Успенской), где в 1999 году были возобновлены богослужения. Современный вид храма очень сильно отличается от того, что было раньше. Не хватает флигелей и колоколен. Внешне постройка не производит впечатления рабочего храма. Скорее всего, её открывают только по большим праздникам.

https://arch-heritage.livejournal.com/1078653.html


Марина Зуйкова  24 января 2019

Историческое местоположение: Александровский /Кольский уезд, Архангельская губерния.

Варзугский приход состоял из с. Варзуги, располагавшегося на обоих берегах р. Варзуги, в 23 верстах от ее впадения в Кандалакшскую губу. Окончательно приход определился 12 декабря 1890 г. До этого меньшая часть с. Варзуги, находившаяся на правом берегу реки, где стояла Успенская церковь, вместе с деревнями Кашкаранской и Сальницкой составляли Варзугско-Успенский приход. По указу Св. Синода №4529 от 12.12.1890 Успенская половина с. Варзуги была присоединена к Петропавловской и образован Варзугский Петропавловский приход. Из деревень Кашкаранской и Сальницкой, а также д. Оленицы, входившей в состав Варзугского Петропавловского прихода, образован Кашкаранский приход. До 1844 г. в состав Варзугских приходов входили Тетринский и Чапомский приходы, до 1881 г. - Кузоменский.

Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были выходцы из Новгорода, привлеченные обилием рыбных промыслов. Увеличению населения способствовала и отдаленность края от административных центров. Как можно судить по грамотам митрополита Новгородского Киприана от 1629 г., царя Михаила Федоровича от 1643 г. и патриарха Иоакима от 1676 г. (хранились в архиве Соловецкого монастыря), в Варзуге нередко селились беглые - лопари (семиостровские), кореляки, солдаты и даже немецкие перебежчики.С течением времени земли и угодья с их жителями становились вотчинами новгородских бояр. Известной Марфе Борецкой принадлежал Кашкаранский берег (15-20 верст от Варзуги). Затем здесь появляются вотчины монастырей - Соловецкого, Спасского - Нового Спаса (впоследствии Спасо-Прилуцкий приход в 50 верстах от Архангельска), Сийского и, возможно, других. Долгое время окрестные луга назывались: Соловецкий, Спасский, Троицкий, Сийский и т.п. Позднее образовалась патриаршая вотчина. По духовным росписям второй половины XVIII в. прихожанами Варзугских приходов (в состав которых входили селения Чапомского, Тетринского, Кузоменского, Кашкаранского, отчасти Умбского приходов) были крестьяне бывших вотчин: патриаршей, Соловецкой, Сийской (Успенский приход) и Спасской (Петропавловский приход).

Село Варзуга издавна было религиозным, административным и торговым центром. Здесь проживали не только единственные на сотни верст вокруг священноцерковнослужители, но и архиепископы (митрополиты), монастырские и патриаршие приказчики; здесь же была таможня (о чем свидетельствовали хранившиеся в архиве Соловецкого монастыря грамоты царя Бориса Годунова от 1599 г., патриаха Иоакима от 1676 г., его же от 1681 г., архиепископа Афанасия от 1683 г.). До 50-х годов XIX в. в селе было сосредоточено волостное и сельское управление, здесь находилась сельская расправа, происходил раздел и продажа тоней, зимняя торговля с лопарями (с середины ноября до начала января, главным образом около Николина дня 6 декабря ст.ст.). Нередко здесь лопари крестили своих детей, сами исповедовались и причащались.

Среди самых ранних документов, свидетельствовавших о церковно-приходской жизни в Варзуге, были: 1) тарханная грамота архиепископа Новгородского Геннадия от 1491 г. об освобождении от архиепископских сборов Варзугской церкви, принадлежащей Соловецкому монастырю (находилась в архиве Соловецкого монастыря, указана преосв. Никанором в бытность его в июле 1894 г. в с. Кузомени); 2) грамота преосв. Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 г. церковному приказчику патриаршей вотчины Митьке Гундолову с крестьянами на построение новой Зосимо-Савватиевской церкви вместо такой же ветхой; 3) надпись, обнаруженная на храмозданном кресте в разобранной в 1877 г. Афанасиевской церкви: "лета 7105 м-ца апреля в 10 день", т.е. в 1597 г.

Приходское предание считало Варзугский Успенский приход древнее Петропавловского. Последний существовал, по крайней мере, уже в конце XVII в., о чем говорила надпись на колоколе: "202 г. купил сей колокол Варзугской волости в церковь верховных апостолов Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.", а также на напрестольном деревянном кресте: "лета 7205 майя в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его, Иван Андреев".

Церковь во имя свт. Николая, с приделом во имя прор. Илии. Надписи на храмозданных крестах и надписи на дске из иконостаса гласили, что храм был построен в 1705 г. и освящен 28-29 июня того же года. В Соловецком монастыре были изготовлены иконостасы в 1851 г. - для Ильинского храма, в 1864 г. - для Никольского.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла построена в 1864 г. Этому храму предшествовали другие. Вышеприведенная надпись на колоколе от 1694 г. упоминает храм во имя апостолов Петра и Павла и свт. Николая. 5 июля 1757 г. был освящен новый Петропавловский храм, который сгорел 30 марта 1853 г. В 1857 г. была построена новая церковь, сгоревшая 21.12.1862.

Церковь во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких и св. Афанасия Александрийского. Построена вместо двух обветшавших - Зосимо-Савватиевской, построенной в 1683 г., и Афанасиевской, построенной в 1597 г., по благословляющей грамоте преосвящ. Макария от 17 февраля 1878 г.

В 1893 г. в кладовой Петропавловской церкви был найден холщовый антиминс с ясными следами гвоздей, которыми он, по древнему обычаю, был прикреплен к престольной дске, поверх сорочки, относившийся, судя по надписи на нем, к концу 50-х или началу 60-х годов XVII в., но без обозначения храма. По приходскому преданию, в с. Варзуга существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, на месте престола которого, по словам прихожан, еще в 30-е годы XIX в. был сруб и крест справа от алтаря Никольской церкви. В приходе 25 сентября - день преставления преп. Сергия Радонежского - чтился как храмовый праздник. Возможно, найденный антиминс принадлежал Сергиевской церкви.

На одной из двух колоколен находился колокол весом 125 п. 11 ф. с вышеприведенной надписью по кругу и на боку: "лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины"; второй колокол весом 13 п. 14 ф. с надписью кругом: "лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу - 1755 г.", а на боку: "лил мастер Иван Христофоров"; другие 5 колоколов были без надписей. На второй колокольне было 4 колокола: на одном весом 21 п. надпись "лил сей колокол Иван Христофоров, дьячек Кегостровский - 1771 г." и на другом, весом 10 п.: "DE+EER+AEN+CODT+CLAES+IANSN+MI+FECIT+AO 167" (т.е. 1659 г.?), другие два без надписей.

Вероятно, сначала в варзугских храмах служили монахи из монастырей: в Успенском приходе - из Соловецкого, в Петропавловском - из Спасского. Это подтверждалось отчасти церковными синодиками. В синодике Успенской церкви первыми священнослужителями указывались иеромонахи: Варсонофий (утопший), Исмаил и 7 других соловецких иноков, погребенных при церкви. Затем - род преп. Зосимы, свт. Филиппа и т.д. В синодике Петропавловской церкви были записаны имена священнослужителей: схимонаха Евфимия, священноиерея инока Нафанаила, а также роды преп. Зосимы и свт. Филиппа.

Согласно памятной книге 1822 г. и церковным документам, в Петропавловской церкви служили: Игнатий Федоров Попов 1736-1761 г.г. (из крестьян, умер в 1761 г.); Иоанн 1761-1764 г.г. (присланный на покаяние из Кевролы, возвращен в прежний приход); Алексей Степанович Федотов 1764-1795 г.г. (умер в 1795 г.); Василий Кириллов Гурьев 1795-1836 г.г. (из дьячков этого прихода, сын дьячка Успенского прихода, в 1836 г. лишился зрения, умер в 1842 г.); его сын Гавриил Васильев Гурьев 1836-1845 г.г. (из дьячков этого прихода, перемещен в Понойский приход); Василий Дмитриев (Георгиев? Гурьев?) 1845 - авг. 1882 г. (уволен на покой, умер 3.7.1888); Василий Григорьев Дьячков авг. 1883 г. - 12.1.1884 (день смерти).

На заседании Архангельского училищного совета 17 октября 1884 г. была рассмотрена докладная записка священника с. Варзуги Николая Шкорбатова от 31 августа 1884 г. на имя Его Преосвященства, с просьбой благословить открытие им церковно-приходской школы в с. Варзуге. Средства на содержание школы давали крестьяне Варзугского общества, обязавшиеся на сельском сходе 19 августа 1884 г. вносить для этого по 25 коп. с ревизской души в обществе. На сходе постановили также 50 руб., ассигнуемые этим обществом на содержание Кузоменской министерской школы, обратить на нужды будущей церковно-приходской школы. Общая сумма должна была составить 136 р. 75 к. Преподавание всех предметов, по своему желанию и по приговору сельского схода, брал на себя о. Николай Шкорбатов, десять лет проработавший учителем. Священник предоставлял также свою квартиру для проведения школьных занятий. К записке прилагался приговор крестьян Варзугского общества, засвидетельствованный в Кузоменском волостном правлении. Училищный совет одобрил создание школы. Подлинник приговора был отправлен мировому посреднику Кольского уезда. Крестьянам было предложено самостоятельно ходатайствовать пред кем следует о перенаправлении ассигнования в размере 50 р. на нужды ЦПШ.

Источник: АЕИ. - 1885. - №4. - С. 21.Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. - Архангельск, 1896. - С. 247-257. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=327



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.