ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Варзуга. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Варзуга. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1674.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Мурманская область, Терский район, с. Варзуга, ул. Успенская, дом 37.

Координаты: 66.39512, 36.589791
Проезд:Из Кандалакши, через Умбу, на Варзугу примерно 250 км





Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Дмитрий Островский
27 сентября 2002
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей Чернов
31 августа 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Северянин
14 мая 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, обшита летом 2011 года.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
обшита летом 2011 года.
Сергей Чеченин
15 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, лето 2010.  восстановлена галерея<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
лето 2010. восстановлена галерея
Сергей Чеченин
15 сентября 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с юго-запада
Игорь Демин
18 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с северо-запада
Игорь Демин
12 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Игорь Демин
10 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент фасада Успенской церкви до реставрации.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Фрагмент фасада Успенской церкви до реставрации.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Вишневский
23 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Заменены нижние венцы с выпускными бревнами, на которых восстанавливается гульбище XVII века.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Заменены нижние венцы с выпускными бревнами, на которых восстанавливается гульбище XVII века.
Игорь Демин
10 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Повал<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Повал
Игорь Демин
10 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, идёт востановление древнего иконостаса<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
идёт востановление древнего иконостаса
Сергей Чеченин
15 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Демин  30 мая 2007

Успенская церковь, расположенная на правом, Пречистенском (или Успенском) берегу реки Варзуги, построена в 1674 году и дошла до нашего времени без существенных перестроек. Это выдающееся произведение деревянного зодчества, относящееся к группе шатровых церквей. Специфической архитектурной особенностью церкви является прием "расщепления бочек", при котором бочки верхнего яруса опираются на покрытие нижних. Этот прием был использован в конце 1990-х годов при возведении храма-часовни Алексия, митрополита Московского, в Северном Медведкове, для которого Успенская церковь явилась безусловным прообразом.

Церковь считается одной из лучших построек среди деревянных одноглавых шатровых церквей Русского Севера. Известный искусствовед И.Э. Грабарь обратил внимание на сходство Успенской церкви с московской церковью Вознесения в Коломенском.

В середине XIX века церковь была обшита досками и выкрашена. Такое "обновление" исказило ее внешний облик. Были также растесаны окна. К нынешнему времени церковь освобождена от обшивки и реставрируется. Галерея разобрана, готовится ее восстановление в первоначальном виде. Требуют реставрации попорченные бревна верхних ярусов, лемехи на бочках. Успенская церковь является центром Успенского комплекса, в который, помимо нее, входит церковь Афанасия Великого и колокольня.


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 ноября 2011

Из четырех церквей, построенных в Варзуге, наиболее древняя — Успенская, созданная в 1674 г. Своими художественными достоинствами она намного превосходит все расположенные рядом церкви этого погоста. Храм стоит на прибрежных лугах вблизи воды. Стремительно уходит в бледное северное небо высокий бревенчатый тридцатичетырехметровый столп. Его крещатое основание с поднимающимися ярусами бочечных завершений как бы с силой выталкивает вверх четверик с легким высоким шатром. Ступенчатый переход к шатру не нов в древнерусском зодчестве. В каменной архитектуре Киевской Руси он известен с XII в., а в московском зодчестве прием ярусного покрытия получил широкое распространение с XIV в.

Когда смотришь на Успенскую церковь в Варзуге, на ее пластичный силуэт, четкие пропорции, на крутые грани шатра, невольно возникают ассоциации с Коломенским храмом Вознесения, построенным в 1532 г. в летней резиденции московских великих князей. Следует заметить, что явное заимствование форм и строительных приемов московской архитектуры XVI в. в церкви Варзуги не случайно.

В XVI в. земли по реке Варзуге осваиваются Соловецким монастырем, которому были даны значительные привилегии как порубежной крепости. Это усилие Соловков вызвало серьезные опасения со стороны московского патриаршества, стремившегося к укреплению централизованной церковной власти в стране. Чтобы не допустить усиления могущества монастыря, в 1667 г. издается царский указ о конфискации целого ряда монастырских угодий, в числе которых значилась и Варзуга. В это же время в архитектуру вводятся такие формы, которые должны были напоминать о могуществе централизованной власти. В Успенской церкви в Варзуге ясно прослеживаются традиции московского зодчества. Здесь, в частности, повторяются многие строительные приемы, используемые в деревянном Коломенском дворце. Это дает возможность предполагать, что церковь в Варзуге могла быть построена московскими мастерами.

Влияние московской архитектуры ощутимо и во внутреннем убранстве церкви. Оно особенно заметно в мастерски выполненном деревянном резном четырехъярусном иконостасе, относящемся к 1677 г. Иконостас Успенской церкви отличается тем, что иконы «деисусного чина» располагаются не в третьем ряду, как это было в большинстве церквей Заонежья, а во втором. Праздничный же ряд, то есть изображения легенд, прославляющих Христа и Богоматерь, размещается в третьем ярусе. Иконы, созданные в XVII—XIX вв., несколько разнохарактерны по стилю. Особую прелесть представляют «царские врата» с изящными расписными столбиками. В них чувствуется тонкий окус и высокое мастерство.

К особенностям интерьера Успенской церкви относится также и то, что центральный объем освещается только через окна в боковых прирубах. «Небо» церкви вследствие небольшой величины сруба имеет не подвесную конструкцию, как в Троицкой церкви в Неноксе, а распорную. В XIX в. церковь была обшита тесом, изменился облик крыльца и интерьера.

И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.


Вадим кр
 
Вадим кр  20 декабря 2016

Изумительное по красоте село раскинулось по берегам реки Варзуги. Выходцы из новгородской земли избрали место на 30 верст отстоящее от устья реки, впадающей в Белое море. По названию приходских церквей левобережная часть села именуется Никольской стороной. Здесь сохранились здания церкви во имя апостолов Петра и Павла (с 1938 г. использовалась как склад, в 1998 г. возвращена верующим) и собора Николая чудотворца (это здание и поныне используется под магазин). Правобережная часть села называется Пречистенской по названию расположенной на ней церкви Успения Пречистой Богородицы. Неизвестно, что случилось с церквью, упомянутой в описи 1563 года, но в 1674 году вместо нее сооружается новая Успенская церковь, стоящая и поныне.

Стройное, легкое, торжественное здание церкви стремительно вознеслось на высоком берегу Варзуги. Силуэт ее органически сливается с окружающей местностью. Исключительно удачно соотношение всех ее частей и элементов. Использование пропорций "золотого сечения" дало возможность создать гармоничное стройное сооружение. Высота церкви 34 метра. Красота постройки достигнута не только изяществом форм, но и внешним декоративным убранством — наличием большого числа резных деталей, крылечных столбиков, оконных наличников. Строилась церковь с помощью самых простых инструментов. Работали в основном топором, отчасти — долотом, при отделке мелких деталей — ножом. До наших дней дошло имя мастера, построившего церковь — Климент. По мнению знатоков, Успенская церковь в селе Варзуге — это лучшая деревянная постройка среди одноглавых щатровых церквей Русского Севера.

Кроме Успенской церкви в состав архитектурного комплекса Причистенской стороны входит зимняя церковь святителя Афанасия Великого, которая несколько лет назад отремонтирована силами колхоза "Всходы коммунизма", расположенного на территории села. За время своего существования здание Успенской церкви неоднократно подвергалось ремонтам и переделкам, исказившим его первоначальный облик. В середине 19 века оно было обшито снаружи. Несмотря на все изменения, Успенская церковь не утратила художественной цельности, строгости и торжественности.

В 1947 году здание церкви было обследовано архитектором А. В. Ополовниковым, известным исследователем русского деревянного творчества. В 1961 г. мурманский архитектор Н.П. Быстряков изготовил точный макет Успенской церкви 17 века. Сейчас эта модель находится в Мурманском областном краеведческом музее. В 1974 году, к 300-летию создания Успенской церкви, был выпущен очерк И.Ф. Ушакова "Успенская церковь в селе Варзуга".

Уникален иконостас Успенской церкви. В нем 4 яруса, 84 иконы выдающегося древнего письма. Иконы "местного" и "деисусного" рядов, а также немалое количество икон 17-19 веков ждут реставрации. В 1999 году здание Успенской церкви передано Русской Православной Церкви.

http://varzuga.murman.ru/varzuga/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 апреля 2017

Успенская церковь в Варзуге принадлежит к числу шатровых церквей. Историки архитектуры считают, что подобная форма кровли - чрезвычайно древняя, уходящая корнями в глубины древнерусского деревянного зодчества. При этом она относится к особому типу деревянных церквей с шатровой кровлей: завершающийся шатром восьмерик установлен на четверике, к которому примыкает крещатое основание. Величественными и гармоничными выглядят в таких церквах покрытия прирубов, увенчанные разного размера бочками, поставленными одна на другую по принципу пирамиды. Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы существовал в Варзуге уже в ХV веке. Он упоминается под 1491 годом при Никольской церкви. Во второй половине ХVI века Успенский храм действовал самостоятельно и находился на погосте. Согласно записи от 15 июня 1563 года в описи Якима Романова и Никиты Пятутина, "...над рекою над Варзугою на Двинской стороне погост; на погосте церковь с трапезною Успенье Пречистые стоит без пения. На другой стороне Варзуги реки погост; на погосте церковь Николы Чудотворца, другая церковь с трапезною Петр и Павел. И всего вживе по обе стороны Варзуги реки и на острову 124 двора, а людей 167 человек". Как видно, древний храм являлся трапезным. Шло время, церковь ветшала. К концу третьей четверти ХVII столетия было принято решение выстроить новое храмовое здание.

Время строительства существующей ныне Успенской церкви определяется с точностью до дня благодаря храмозданному кресту, который некогда находился на южной стене храма. Это классический русский восьмиконечный крест, содержащий текст об освящении престола: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружён бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 (1674) месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Самодержце, меж патриаршестве, и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук". Ныне храмозданный крест находится в соседнем с Успенским Афанасьевском храме. Стоит отметить, что церковь была освящена "под праздник" Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 15 августа по юлианскому календарю. Чудесным образом известно имя зодчего, выстроившего церковь - Климент. Память о нём сохранилась в местном синодике, который со временем, став исторической ценностью, был перевезён в Архангельск, где и находился ещё в начале ХХ века. А вот вопрос, кто был заказчиком Успенской церкви, остаётся открытым. Одним из советских исследователей обратил внимание на переписную книгу 1676 года, рассказывающую о погосте Варзуга, "за Окияном", на реке Варзуге. Оказывается, в это время в числе владений погоста было: "Патриарха 53 двора крестьянских, 15 дворов бобыльих; Спаса-Нового монастыря в Москве 23 двора крестьянских, 1 двор бобылий". Патриарх Московский и Новоспасский монастырь являлись к этому времени почти полновластными хозяевами Варзуги. Далее исследователь сделал предположение, что идеи и формы московской архитектуры, воплощённые в художественном образе Успенской церкви, характер техники её выполнения, указывают на непосредственное участие в постройке храма московских мастеров. Однако есть и другое мнение. Мурманский историк И. Ф. Ушаков категорически отрицает возможность заказа храма из Москвы, поскольку этому противоречит проводившаяся в то время духовной властью политика искоренения шатрового стиля из церковного зодчества. К тому же храм строился в годы "Соловецкого осадного сидения", направленного против "безбожной" церковной власти "никониан", засевших в Москве.

А Варзуга исторически тесно была связана с Соловками; незадолго до этих событий варзужскую службу возглавлял известный соловчанин, ревнитель "древлего благочестия" Герасим Фирсов. Древнейшее упоминание о первом варзужском храме относится к 1491 году, когда владыка Новгородский Геннадий (Гонзов) выдал грамоту, освобождавшую от дани и суда благочинных церковь в честь святителя Николая Чудотворца в Варзуге. Современный историк Евгений Ходаковский, считает, что именно с этой церкви начинается история деревянного храмового зодчества в Беломорье. Если это так, то Варзугу следует признать не только древнейшим русским поселением на Кольском полуострове, но и местом, с которого началась церковная колонизация края. Посвящение именно святителю Николаю, покровителю мореходов и путешественников, является сверхтрадиционным для Севера. Видимо, неслучайно и то, что Варзуга изначально являлась "колонией" монастыря, основанного в честь Николая Угодника. В 1597 года ансамбль в Варзуге, состоящий из древнейшего Никольского и Успенского храмов, был дополнен церковью святителя Афанасия Александрийского, что свидетельствовало не только об окончательном восстановлении всего прихода, после 1570-х годов, когда в то время церкви стояли "без пенья", но и его дальнейшем интенсивном развитии. В это время всё ещё сказывалось последствие страшного опустошительного опричного погрома на Терском берегу по указу Ивана IV московским карательным отрядом опричника Басарги Леонтьева.

Но время шло, село отстроилось заново. К этому времени обветшала и Успенская церковь; возможно она пострадала в следствии пожара. Но тем не менее варзужане решили выстроить новый деревянный храм "всем на загляденье". Стройный шатёр, легко поднимающийся над тремя ярусами бочек-кокошников, и широкие галереи с трёх сторон центрального столпа могут вызывать в память образ другого прославленного творения русской архитектуры - храма Вознесения в Коломенском, поражавшего современников своей "высотою, красотою и светлостью". По мнению реставратора Ополовникова, это сходство станет ещё более разительным, если представить себе галерею Успенской церкви в её первоначальном виде - без обшивки, как открытый висящий на кронштейнах-выпусках обход с тремя идущими от земли крыльцами, подобными всходам на галерею Коломенского храма. Создавая торжественный образ Успенской церкви, зодчие достигли успеха прежде всего ясным пониманием идеи устремлённости в высь, претворив её в традиционные формы деревянного ходчества. В первую очередь эта традиционность относится к крещатому плану церкви, распространённому в деревянном народном зодчестве начиная с ХV века и положенному в основу композиции многих известных деревянных храмов. По этой схеме были созданы церкви в Конецгорье и Верховье (ХVII в.), Вознесенская церковь в селе Пияла (1651) и многие другие сооружения. Крещатый план осуществлялся четырьмя прирубами по сторонам центрального помещения и охотно применялся, потому что позволял создавать выразительные центрические композиции и обеспечивал устойчивость конструктивной системы, при которой боковые прирубы играли роль контрфорсов. За годы своего существования Успенская церковь в Варзуге подверглась нескольким переделкам, которые значительно изменили её внешний облик и интерьер. В 1847-1848 годах она была перекрыта, обшита снаружи тёсом и окрашена масляной краской (охрой). В 1860 году подвергся "поновлению" иконостас ХVII века, причём не только было записано большинство икон, но и самая архитектура иконостаса получила новые, измельчённые, эклектические детали, соответветствовавшие духу времени. Наконец в 1888-1895 годах был произведён последний, самый значительный ремонт, о котором сохранилась интересная, хотя и неполная запись, сделанная на деревянном щите сыном главного мастера артели, плотником Дмитрием Афанасьевичем Заборщиковым. Эта доска, размером 110х50 см, находится в сенях Успенской церкви. После победы советской власти на Терском берегу, как и на Кольском полуострове, проводилась политика антирелигиозной деятельности, главное из которой было закрытие церквей, их уничтожение или переустройство под склады, клубы или складские помещения. Постепенно на Кольском полуострове исчезли почти все культовые постройки. На Терском берегу осталась нетронутой только одна Успенская церковь Варзуги.

В 1947 году храм обследовал архитектор А.В. Ополовников. Он сделал обмеры и чертежи здания, а затем в 1955 году, в журнале "Архитектурное наследство", опубликовал обстоятельное сообщение об этом, как он выразился, "выдающемся сооружении русского деревянного зодчества". В 1968 году было принято предварительное решение перенести Успенскую церковь из села Варзуги в окрестности города Мурманска, на реку Тулому, где бывает немало туристов. Однако возникли справедливые опасения, что перевозка разобранного здания, при отсутствии удобных путей, может привести драгоценный памятник старины к полной гибели и в лучшем случае поставить на предполагаемом месте макет в полную величину. В конце концов признали целесообразным оставить церковь на прежнем месте и направить усилия на противопожарную охрану здания, ремонт обветшавшей крыши и другие меры по обеспечению лучшей сохранности памятника. К 300-летию создания Успенской церкви всё покрытие её верхней части было обновлено опытными специалистами во главе с В.М. Анисимовым.

Церковная жизнь в Варзуге начала возрождаться в 1990 году. Решение о регистрации здесь "религиозного общества Русской Православной Церкви было принято 14 июля, накануне дня памяти особо почитаемой местными жителями иконы Божией Матери "Ахтырская". А возобновление Успенского прихода относится к 1996 году и, как предыдущее решение 1990 года, снова оказывается связано с праздником Ахтырской иконы Божией Матери.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №171, 2016 г.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 декабря 2017

Церковь Успенья Пресвятой Богородицы, или сокращенно Успенская церковь, в селе Варзуга, по общему признанию, является одной из самых красивейших из числа когда-либо существовавших деревянных одноглавых шатровых церквей. Она построена без применения гвоздей, скоб и инструментов, за исключением топора и долота. Ее строители, а главным из них был Климент, предположительно, варзужанин, были великие мастера и умельцы, использующие многовековой опыт и секреты работы с древесиной. Без применения каких-либо консервирующих средств церковь простояла более 300 лет. Освящение алтаря было произведено 4(14) августа 1674 г. Необходимо отметить, что задолго до ее постройки в правобережной части Варзуги, видимо, на этом же месте уже существовала одноименная Успенская церковь (фигурировала в летописи уже в 1563 г.). Однако история не сохранила ее описаний и рисунков. Время постройки нового храма совпало с «троеперстной» реформой Патриарха всея Руси Никона и расколом верующих, а также с разгаром Соловецкого восстания 1668-1676 гг. В те времена население Поморья противилось насаждению нововведений. Поэтому, несмотря на патриаршее предписание о запрете шатровой формы, церковь была построена в соответствии со старыми традициями – с шатром.

Выражаясь языком специалистов, Успенская церковь состояла из основания, состоящего из центрального столпа - четверика (четырехстенный сруб) с примыкающими к нему патрубками (4 шт.), и верхней, малообъемной части, в которую входят восьмерик (восьмистенный сруб), шатер (пирамидальный верх), шейка (основание купола) и главка (купол в виде перевернутой луковицы) с восьмиконечным крестом. Дополнительными декоративными элементами являлись кокошники (крыша над прирубами в виде двухъярусной луковицы) и чешуя (колотое пластинчатое покрытие шейки и главки над шатром), а также многочисленные резные детали. Общая ее высота составляет 34 м, а во всех ее пропорциях заложен принцип «золотого сечения», делающий строение удивительно гармоничным, стройным и цельным.

Ощущение необычайной высоты и устремленности вверх достигается умелым и пропорциональным сужением форм и сведением линий контура храма на верхней точке – кресте. Историк русского искусства И.В.Евдокимов поэтизировал и воспевал ее облик, награждая эпитетами «потрясающий», «дивно-стройный» и «певучий». У основания здание имеет в поперечном сечении форму креста за счет примыкающих к центральному срубу прирубов. По замыслу создателей сооружения, крест предохраняет верующих от любой «нечистой силы» и обеспечивает дополнительную святость этому месту. Иконостас храма, освященный в 1677 г., был весьма богатым и представительным и состоял из 84 икон преимущественно старого письма. Церковь никогда не отапливалась, это, возможно, ее и спасло от случайного пожара. Вместе с тем, она была изготовлена таким образом, что в любую погоду в ней было сухо, не скапливался конденсат, и не появлялась плесень. Ее бревенчатый остов никогда не намокал и поэтому не гнил.

Храмовый комплекс состоял из характерной северной «тройки»: летней церкви - Успенской, более приземистой прямоугольной формы зимней церкви - Афанасьевской и колокольни. Во второй половине XIX в. богатый помор Алексей Заборщиков за свой счет выправил (к этому времени сооружение стало клониться к югу) и отреставрировал здание. Старинный деревянный восьмиконечный крест в 1895 г. был поставлен для поклонения на берегу о-ва Высокого, который находится в 3 км выше по реке от села. Длительное время из храмового комплекса существовала только сама Успенская церковь. Так как она находилась вдали от оживленных туристических маршрутов, в 1968 г. было принято предварительное решение перенести Успенскую церковь из села Варзуга в окрестности г. Мурманска. К счастью, этим планам не суждено было осуществиться. Однако от другой проблемы спастись не удалось.

В течение XX столетия около 200 икон (в числе которых ценные старинные произведения XVII века «Зосима и Савватий», «Святой Афанасий в житии», «Петр и Павел в житии», «Неопалимая купина» и др.) находились длительное время в неприспособленной для хранения кладовой, в результате чего оказались сильно испорченными. Древнюю икону «Собор Богоматери» отправили на реставрацию в Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа. В конце 1990-х гг. была восстановлена Афанасьевская церковь, и началось строительство колокольни. Мало кто из гостей Варзуги знает, что Успенская церковь – далеко не единственная в селе. Оказывается, еще с XVI в. на левом берегу находятся многократно перестраивавшиеся церкви Николы Чудотворца, а также Петра и Павла. Эти святые для поморов были особо почитаемы: Святой Никола – покровитель мореходов и путешественников, а Петр и Павел – промышленников и торговцев. В церкви Петра и Павла в настоящее время проходят службы, а во второй пока находится магазин. Обе «обезглавлены» – стоят без куполов и нуждаются в реставрации. Никольская церковь последний раз отстраивалась, предположительно, в 1705 г. и была семиглавая, а одноглавая Петра и Павла – в 1864 г.

Жиров Д.В., Пожиленко В.И., Белкина О.А., Костина В.А., КоролеваН.Е., Константинова Н.А., Урбанавичене И.Н., Давыдов Д.А. Терский район. // Книга 1-ая из серии «Памятники природы и достопримечательности Мурманской области». 2-ое издание, исправленное и дополненное // – Санкт-Петербург: изд. Ника, 2006. С. 41-44.


Марина Зуйкова  17 декабря 2018

Памятник деревянного поморского зодчества Русского Севера. Построена мастером Климентом (есть мнение, что он же был первым священником в этом храме) в 1674 топором и долотом, без гвоздей. Между бревен заложена двойная прокладка из бересты. Одноглавый храм шатрового стиля; высота — 34 м, длина с алтарем и папертью почти 14 м. Со временем менялись облик и внутреннее убранство храма, однако здание не утрачивало художественной монументальности, считаясь лучшим из одноглавых шатровых храмов Русского Севера. Красота постройки достигается пропорциональностью всех ее частей и изящным декоративным убранством.

Церковь гармонично вписалась в окружающую природу, хотя вблизи кажется грандиозной и величественной. Долговечность зданию обеспечили нижние венцы сруба из особо смолистых бревен. Покатые кровли и водоотбросы способствовали быстрому просыханию бревен. Рядом с церковью стояла трехярусная шатровая колокольня (17 м) с 4 колоколами от 3 пудов 16 фунтов до 20 пудов (не сохранилась; нынешняя — новодел).

Внутренним украшением церкви являлся пятиярусный иконостас. Некоторые иконы были украшены серебром и золотом. Для реставрации 49 икон из церкви находятся на временном хранении в Мурманском областном краеведческом музее. Посреди церкви висело 5‑пудовое медное паникадило. Имелась библиотека. В XIX в. трижды ремонтировалась. Кроме правобережной Варзуги (Пречистенская сторона) в приходе Успенского храма состояли д. Кашкаранцы и Сальница (до 1891, когда приход был упразднен, а церковь была приписана к Петропавловскому храму Варзужского прихода). В советский период приход упразднен вовсе. С 1973 ведутся реставрационные работы.

С образованием в 1995 Мурманской епархии храм передан РПЦ. Службы возобновлены в 1996.

Попов А. Церковь Успения Божией Матери в c. Варзуге Александровского уезда Архангельской епархии: Археологический очерк. - Архангельск, 1914; Ополовников А. В. Успенская церковь в селе Варзуге // Архитектурное наследство. 1955. № 5; Ушаков И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге. - Мурманск, 1974; Ушаков И. Ф. Избранные произведения: В 3 т. - Мурманск, 1998. Т. 3. С. 193–232.

По описи 1563 года, в Варзуге было 3 церкви: две из них на левом берегу реки в большей части села - в честь Николы-чудотворца и в честь апостолов Петра и Павла, а третья - на противоположном берегу в честь Успения Богородицы. Мореходы особо чтили Николая Угодника, обращаясь к нему с молитвой во время штормов и бедствий на море. В его честь построено множество церквей в Поморье: "От Холмогор до Колы - 33 Николы". Молитвы, обращенные к апостолам Петру и Павлу, способствовали успеху промыслов и торговли. Пресвятой Богородице православный народ молился как Заступнице перед Господом, сострадательнице горестям и несчастьям. И сегодня она дарует молитвенникам душевный покой, исцеление от недугов и скорбей. Прихожане этих церквей сами заботились о ремонте и обеспечении храмов всем необходимым. Существовал обычай, по которому выручка от рыбы, пойманной в храмовый праздник, шла на нужды церкви.

В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви: Афанасьевская и Зосимо-Савватиевская. Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упомянутой в описи 1563 года, но в начале 70-х годов XVII века вместо нее сооружается новая Успенская церковь, стоящая и поныне. Надпись на кресте, укрепленном на южной стене церкви, гласит: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 1674 месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Русии самодержце меж патриаршеств и при митрополите Иоакиме Великого Новаграда и великих Лук".

В 1854 году в приходе Успенской церкви числилось 159 дворов, из них 54 в самой Варзуге, а остальные за ее пределами. Известно имя строителя церкви - это местный крестьянин Климент Кириллович Федоров.

Несомненно, Успенская церковь является творением большого мастера. Издали она кажется удивительно стройной и совершенной. Силуэт ее как бы органически сливается с окружающей местностью. Обращает на себя внимание исключительно удачная пропорциональность всех ее частей и элементов. С близкого же расстояния церковь выглядит величественной и торжественной. Высота основного объема Успенской церкви 13 метров, а высота всей остальной надстройки - 21 метр. Такое соотношение размеров называется "золотым сечением". Сверху здание церкви имеет вид равноконечного креста. Свободная площадь, отведенная для молящихся, составляет 70 квадратных метров.

Красота постройки достигалась не только изящностью форм, но и внешним декоративным убранством - наличием большого числа резных деталей: крылечных столбиков, оконных наличников, бочечных причелин и коньков, узорных концов пластинчатой кровли, кружевным обрамлением верхней и нижней части купола. Все детали были выполнены из дерева различных оттенков: от серебристо-белых и золотистых до красно-бурых и темных. Для обеспечения долговечности использовалась наиболее стойкая древесина - сосна. Между бревнами выкладывалась двойная прокладка из бересты. Благодаря этому в неотапливаемой церкви в любую погоду было сухо и на стенах не появлялось ни плесени, ни пятен. Круто покатые поверхности кровель - у главки, шатра, бочек - сверху донизу обеспечивали быстрый сток влаги. Иконостас Успенской церкви, согласно надписи на доске, прикрепленной у входа в алтарь, был освящен 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Он включал 84 иконы.

Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей. В ее конструкции все технически целесообразно. Церковь высотой в 34 метра возводилась без каких-либо механизмов, без единого гвоздя или скрепляющей скобы. Это, по образному выражению - "песня древнего топора". Благодаря мастерству и мудрости наших предков, а также Божьей милостью, церковь сохранилась до наших дней, но, к сожалению, не в своем первозданном виде. Позднейшие переделки (1847-1848, 1860, 1867 гг.) значительно исказили ее внешний и внутренний облик. В 1894 году был произведен последний крупный ремонт церкви, о котором сохранилась надпись на щите, прибитом к основанию креста внутри главки. Летом 1913 года церковь была заново окрашена. Несмотря на все изменения, Успенская церковь не утратила художественной цельности, стройности, простоты и торжественности, и считается лучшей среди деревянных одноглавых шатровых церквей Русского Севера.

После революции 1917 года на Кольском Севере не осталось практически ни одного храма. На Терском берегу сохранилась лишь Успенская церковь.

В 1960 году Успенскую церковь посетила группа работников государственного Эрмитажа, которые констатировали необходимость профилактического ремонта церкви, произвели опись имеющегося имущества и часть икон отправили на реставрацию. В 1961 году мурманский архитектор Н.П. Быстряков по имеющимся описаниям изготовил точный макет Успенской церкви в том виде, в каком она была построена в XVII веке. Этот макет хранится в Мурманском областном краеведческом музее. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся ее верхняя часть.

В 1996 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и в нем было возобновлено богослужение. Однако состояние Успенской церкви требует ремонта и реставрации. В настоящее время православный приход села Варзуги имеет в Успенской церкви главный престол.

Состояние храма плачевное: требуют срочного ремонта кровля и стены здания, на окнах отсутствуют решетки, отсутствует сигнализация, необходимые для обеспечения сохранности имущества церкви и икон, из которых более пятидесяти нуждаются в реставрации. Часть икон, принадлежащих Успенской церкви, уже отреставрированы и находятся в областном краеведческом музее, который готов передать иконы в церковь при наличии условий, обеспечивающих их сохранность.

Кроме Успенской церкви, в состав церковного комплекса Пречистенской стороны села входит зимняя церковь святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (здание постройки 1852 года). В этом месте, согласно летописи за 1473 год, находился храм, построенный соловецкими монахами. Второй придел этой церкви освящен в честь преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. К престольному празднику Успения Богородицы освящена колокольня Пречистенского комплекса со звонницей из семи колоколов.

http://trifon.dobrohot.org/xramyi-kolskogo-severa/varzuga-pravoslavnaya.html


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 февраля 2023

Село Варзуга раскинулось на обоим берегам одноименной реки, впадающая в 28 километрах от села в Белое море. Две стороны села названы по стоящим там церквам. Левый (северный) берег, это Никольская сторона, а правый – Успенская, или Пречистенская. Первоначально возникла Никольская сторона, но позднее село стало развиваться и на возвышенном правом берегу реки. Именно там и была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Варзуга является древнейшим русским поселением на Кольском полуострове. Ещё в середине XIX века такое мнение высказал известный писатель, исследователь Русского Севера Евлампий Кириллович Огородников.

До прихода русских, земли по берегам Варзуги были заселены лопарями (саамами). С момента заселения русскими людьми, эти земли стали принадлежать Великому Новгороду. Административно Новгородские владения делились на пять частей — «пятин»: Шелонскую, Деревскую, Водскую, Обонежскую и Бежецкую. За их пределами находились волости или, как говорили, «земли». Наиболее крупными были Заволочье, Тре, Пермь, Печора и Югра. Центром самой северной волости Тре, или «Терской земли», была Варзуга.

Варзужский погост был основан монахами Николо-Корельского монастыря. В 1419 году Варзужский погост, также как и Никольский Корельский монастырь, были уничтожены норвежцами. Об этом событии повествует новгородская летопись: «В лето 6927 ... пришед мурмане войною в 500 человек, в бусах и в шнеках [шнека — иноземное морское судно], и повоеваша в Варзуги погост Корильскыи и в земли Заволочкои погосты: в Неноксе, в Корельском манастырь святого Николы...». Это первое упоминание Варзуги в письменных источниках.

Из грамот 1450 и 1466 годов следует, что новгородская посадница Марфа Борецкая и варзужанин Тимофей Ермолинич передали Соловецкому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю свои угодья, находящиеся по реке Варзуге и морскому берегу. Так эти земли на 200 лет становятся собственностью Соловецкого монастыря. В Варзуге монастырь открыл своё подворье, на котором в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов. Хозяйственная деятельность монастыря, которому были даны значительные привилегии как порубежной крепости, развивает морские промыслы и привлекает переселенцев в раннее малолюдные северные территории Поморья. Так стало развиваться и само село, постепенно осваивая правобережную Пречистенскую сторону. Первое упоминание о храме этой стороны относится к 1563 году.

Такое усилие Соловков вызвало серьёзные опасения со стороны московского патриаршества, стремившегося к укреплению централизованной церковной власти в стране. Чтобы не допустить усиления могущества монастыря, в 1667 году издаётся царский указ о конфискации целого ряда монастырских угодий, в числе которых значилась и Варзуга. В это же время в архитектуру церквей вводятся такие формы, которые должны были напоминать о могуществе централизованной власти.

Время строительства Успенской церкви указано в надписи на храмозданном кресте: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружён бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Самодержце, меж патриаршестве, и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук». То есть, храм был освящён 4 августа 1674 года. В местном Варзужском синодике даже сохранилось имя зодчего, построившего церковь – Климент.

В Успенской церкви села Варзуга ясно прослеживаются традиции московского зодчества, в частности с каменным храмом Вознесения Господня в Коломенском. Первым на это сходство обратил внимание в пер. пол. ХХ века известный искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Это даёт возможность предполагать, что церковь в Варзуге могла быть построена под наблюдением московских мастеров. Храм получил ярко выраженную вертикальную композицию, однако эта устремленность вверх выражена в формах отличных от храмов Прионежья.

Храм Успения Божией Матери является образцовым примером церкви на крещатом основании. Общая высота церкви — 34 метра. В основе храма — высокий, рубленный «в обло», четверик на подклете, к которому со всех сторон прирублены дополнительные равновеликие клети. Боковые прирубы почти вдвое ниже центрального, на которых устроены повалы под полицы. На центральном четверике повалов нет, его сруб без всякого разрыва переходит в грани восьмерика.

Бочки над прирубами сделаны двухъярусными, на гранях восьмерика ярусы бочек поддержаны килевидными кокошниками. Такие же кокошники (теремки) установлены на угловых полицах, которые закрывают переход от четверика к восьмерику. Благодаря такой ярусной конструкции возникает эффектный нарастающий переход от бочек прирубов к центральному шатру. Рубленный «в реж» 9-и метровый шатёр увенчан крупной главой. Шатёр покрыт тёсом, глава и шея – городчатым лемехом. Бочки покрыты крупным лемехом с городчатой резьбой.

Первоначально в храме стоял тябловый четырехъярусный иконостас, освященный через 3 года после строительства церкви. В иконостасе находились 84 иконы древнего письма. Некоторая часть икон была написана специально для нововыстроенной церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, а другая часть была выполнена ещё соловецкими мастерами и осталась от ранее находившейся здесь Успенской церкви. В 1860 году тябловый иконостас был заменён на рамочный. За годы советской власти сильно пострадали иконы Успенской церкви, хранящиеся в неприспособленных местах. Уцелевшие иконы отправили в Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа.

В центральном четверике потолок был сделан в форме восьмигранного «неба», но никогда не расписывался. В прирубах были сделаны дощатые потолки «в косяк» по матицам (балкам). Полы в храме из тесаных плах по балкам.

В советский период храм закрыли. В 1939 году отдельно стоящая Успенская звонница лишилась своих колоколов. Колокола были сняты, часть расколоты, а другие, подготовленные к перевозке, сложены на песчаном берегу Варзуги, но перевозки так и не дождались — пришедший весенний прилив утащил остатки колоколов в реку, где они погрязли в слоях ила. Достать их так и не удалось, а саму колокольню, построенную по типу «шестерик на четверике» и увенчанную шатром, разобрали. В 2001 году она была выстроена заново, но нынешняя не повторяет исторического облика прежней.

В 1947 году Успенскую церковь исследовал известный архитектор-реставратор Александр Викторович Ополовников, а в 1961 году архитектором Николаем Петровичем Быстряковым был создан точный макет церкви по состоянию на XVII век, хранящийся сейчас в Мурманском областном краеведческом музее. В 1968 году выдвигался проект по переносу храма из Варзуги в окрестности Мурманска, однако, ход этим планам так и не дали.

Церковная жизнь в Варзуге начала возрождаться в 1990 году. Решение о регистрации здесь религиозного общества Русской Православной Церкви было принято 14 июля, накануне дня памяти особо почитаемой местными жителями иконы Божией Матери «Ахтырская». А возобновление Успенского прихода относится к 1996 году. В 1999 году здание Успенской церкви было передано Русской Православной Церкви. Однако в 2002 году из-за аварийного состояния он был закрыт.

В 2004-2008 на средства РАО "ЕЭС России" была проведена реставрация храма. В 2010 году восстановили висячую крытую галерею и три небольших крыльца, расположенные по сторонам света. В 2012 году её снова "благолепно" обшили унылым тёсом и покрасили.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге является памятником архитектуры федерального значения.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.