ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Варзуга. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1674.
Адрес:
184712, Мурманская область, Терский район, с. Варзуга, ул. Успенская, дом 37.

Координаты:66.394925, 36.590512
Проезд:Из Кандалакши, через Умбу, на Варзугу примерно 250 км




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Сергей Матюхин
12 июня 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
обшита летом 2011 года.
Сергей Чеченин
15 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
лето 2010. восстановлена галерея
Сергей Чеченин
15 сентября 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Вид с юго-запада
Игорь Демин
18 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Вид с северо-запада
Игорь Демин
12 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Игорь Демин
10 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
8 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Фрагмент фасада Успенской церкви до реставрации.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Вишневский
23 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Заменены нижние венцы с выпускными бревнами, на которых восстанавливается гульбище XVII века.
Игорь Демин
10 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Повал
Игорь Демин
10 июля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
идёт востановление древнего иконостаса
Сергей Чеченин
15 июля 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Алексей Полудницын
5 августа 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Северянин
14 мая 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Дмитрий Островский
27 сентября 2002
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Варзуга - Терский район - Мурманская область
Дмитрий Островский
27 сентября 2002




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Игорь Демин,  30 мая 2007

Успенская церковь, расположенная на правом, Пречистенском (или Успенском) берегу реки Варзуги, построена в 1674 году и дошла до нашего времени без существенных перестроек. Это выдающееся произведение деревянного зодчества, относящееся к группе шатровых церквей. Специфической архитектурной особенностью церкви является прием "расщепления бочек", при котором бочки верхнего яруса опираются на покрытие нижних. Этот прием был использован в конце 1990-х годов при возведении храма-часовни Алексия, митрополита Московского, в Северном Медведкове, для которого Успенская церковь явилась безусловным прообразом.

Церковь считается одной из лучших построек среди деревянных одноглавых шатровых церквей Русского Севера. Известный искусствовед И.Э. Грабарь обратил внимание на сходство Успенской церкви с московской церковью Вознесения в Коломенском.

В середине XIX века церковь была обшита досками и выкрашена. Такое "обновление" исказило ее внешний облик. Были также растесаны окна. К нынешнему времени церковь освобождена от обшивки и реставрируется. Галерея разобрана, готовится ее восстановление в первоначальном виде. Требуют реставрации попорченные бревна верхних ярусов, лемехи на бочках. Успенская церковь является центром Успенского комплекса, в который, помимо нее, входит церковь Афанасия Великого и колокольня.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  7 ноября 2011

Из четырех церквей, построенных в Варзуге, наиболее древняя — Успенская, созданная в 1674 г. Своими художественными достоинствами она намного превосходит все расположенные рядом церкви этого погоста. Храм стоит на прибрежных лугах вблизи воды. Стремительно уходит в бледное северное небо высокий бревенчатый тридцатичетырехметровый столп. Его крещатое основание с поднимающимися ярусами бочечных завершений как бы с силой выталкивает вверх четверик с легким высоким шатром. Ступенчатый переход к шатру не нов в древнерусском зодчестве. В каменной архитектуре Киевской Руси он известен с XII в., а в московском зодчестве прием ярусного покрытия получил широкое распространение с XIV в.

Когда смотришь на Успенскую церковь в Варзуге, на ее пластичный силуэт, четкие пропорции, на крутые грани шатра, невольно возникают ассоциации с Коломенским храмом Вознесения, построенным в 1532 г. в летней резиденции московских великих князей. Следует заметить, что явное заимствование форм и строительных приемов московской архитектуры XVI в. в церкви Варзуги не случайно.

В XVI в. земли по реке Варзуге осваиваются Соловецким монастырем, которому были даны значительные привилегии как порубежной крепости. Это усилие Соловков вызвало серьезные опасения со стороны московского патриаршества, стремившегося к укреплению централизованной церковной власти в стране. Чтобы не допустить усиления могущества монастыря, в 1667 г. издается царский указ о конфискации целого ряда монастырских угодий, в числе которых значилась и Варзуга. В это же время в архитектуру вводятся такие формы, которые должны были напоминать о могуществе централизованной власти. В Успенской церкви в Варзуге ясно прослеживаются традиции московского зодчества. Здесь, в частности, повторяются многие строительные приемы, используемые в деревянном Коломенском дворце. Это дает возможность предполагать, что церковь в Варзуге могла быть построена московскими мастерами.

Влияние московской архитектуры ощутимо и во внутреннем убранстве церкви. Оно особенно заметно в мастерски выполненном деревянном резном четырехъярусном иконостасе, относящемся к 1677 г. Иконостас Успенской церкви отличается тем, что иконы «деисусного чина» располагаются не в третьем ряду, как это было в большинстве церквей Заонежья, а во втором. Праздничный же ряд, то есть изображения легенд, прославляющих Христа и Богоматерь, размещается в третьем ярусе. Иконы, созданные в XVII—XIX вв., несколько разнохарактерны по стилю. Особую прелесть представляют «царские врата» с изящными расписными столбиками. В них чувствуется тонкий окус и высокое мастерство.

К особенностям интерьера Успенской церкви относится также и то, что центральный объем освещается только через окна в боковых прирубах. «Небо» церкви вследствие небольшой величины сруба имеет не подвесную конструкцию, как в Троицкой церкви в Неноксе, а распорную. В XIX в. церковь была обшита тесом, изменился облик крыльца и интерьера.

И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.


Статью добавил(а): Вадим кр,  20 декабря 2016

Изумительное по красоте село раскинулось по берегам реки Варзуги. Выходцы из новгородской земли избрали место на 30 верст отстоящее от устья реки, впадающей в Белое море. По названию приходских церквей левобережная часть села именуется Никольской стороной. Здесь сохранились здания церкви во имя апостолов Петра и Павла (с 1938 г. использовалась как склад, в 1998 г. возвращена верующим) и собора Николая чудотворца (это здание и поныне используется под магазин). Правобережная часть села называется Пречистенской по названию расположенной на ней церкви Успения Пречистой Богородицы. Неизвестно, что случилось с церквью, упомянутой в описи 1563 года, но в 1674 году вместо нее сооружается новая Успенская церковь, стоящая и поныне.

Стройное, легкое, торжественное здание церкви стремительно вознеслось на высоком берегу Варзуги. Силуэт ее органически сливается с окружающей местностью. Исключительно удачно соотношение всех ее частей и элементов. Использование пропорций "золотого сечения" дало возможность создать гармоничное стройное сооружение. Высота церкви 34 метра. Красота постройки достигнута не только изяществом форм, но и внешним декоративным убранством — наличием большого числа резных деталей, крылечных столбиков, оконных наличников. Строилась церковь с помощью самых простых инструментов. Работали в основном топором, отчасти — долотом, при отделке мелких деталей — ножом. До наших дней дошло имя мастера, построившего церковь — Климент. По мнению знатоков, Успенская церковь в селе Варзуге — это лучшая деревянная постройка среди одноглавых щатровых церквей Русского Севера.

Кроме Успенской церкви в состав архитектурного комплекса Причистенской стороны входит зимняя церковь святителя Афанасия Великого, которая несколько лет назад отремонтирована силами колхоза "Всходы коммунизма", расположенного на территории села. За время своего существования здание Успенской церкви неоднократно подвергалось ремонтам и переделкам, исказившим его первоначальный облик. В середине 19 века оно было обшито снаружи. Несмотря на все изменения, Успенская церковь не утратила художественной цельности, строгости и торжественности.

В 1947 году здание церкви было обследовано архитектором А. В. Ополовниковым, известным исследователем русского деревянного творчества. В 1961 г. мурманский архитектор Н.П. Быстряков изготовил точный макет Успенской церкви 17 века. Сейчас эта модель находится в Мурманском областном краеведческом музее. В 1974 году, к 300-летию создания Успенской церкви, был выпущен очерк И.Ф. Ушакова "Успенская церковь в селе Варзуга".

Уникален иконостас Успенской церкви. В нем 4 яруса, 84 иконы выдающегося древнего письма. Иконы "местного" и "деисусного" рядов, а также немалое количество икон 17-19 веков ждут реставрации. В 1999 году здание Успенской церкви передано Русской Православной Церкви.

http://varzuga.murman.ru/varzuga/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 апреля 2017

Успенская церковь в Варзуге принадлежит к числу шатровых церквей. Историки архитектуры считают, что подобная форма кровли - чрезвычайно древняя, уходящая корнями в глубины древнерусского деревянного зодчества. При этом она относится к особому типу деревянных церквей с шатровой кровлей: завершающийся шатром восьмерик установлен на четверике, к которому примыкает крещатое основание. Величественными и гармоничными выглядят в таких церквах покрытия прирубов, увенчанные разного размера бочками, поставленными одна на другую по принципу пирамиды. Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы существовал в Варзуге уже в ХV веке. Он упоминается под 1491 годом при Никольской церкви. Во второй половине ХVI века Успенский храм действовал самостоятельно и находился на погосте. Согласно записи от 15 июня 1563 года в описи Якима Романова и Никиты Пятутина, "...над рекою над Варзугою на Двинской стороне погост; на погосте церковь с трапезною Успенье Пречистые стоит без пения. На другой стороне Варзуги реки погост; на погосте церковь Николы Чудотворца, другая церковь с трапезною Петр и Павел. И всего вживе по обе стороны Варзуги реки и на острову 124 двора, а людей 167 человек". Как видно, древний храм являлся трапезным. Шло время, церковь ветшала. К концу третьей четверти ХVII столетия было принято решение выстроить новое храмовое здание.

Время строительства существующей ныне Успенской церкви определяется с точностью до дня благодаря храмозданному кресту, который некогда находился на южной стене храма. Это классический русский восьмиконечный крест, содержащий текст об освящении престола: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружён бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 (1674) месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Самодержце, меж патриаршестве, и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук". Ныне храмозданный крест находится в соседнем с Успенским Афанасьевском храме. Стоит отметить, что церковь была освящена "под праздник" Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 15 августа по юлианскому календарю. Чудесным образом известно имя зодчего, выстроившего церковь - Климент. Память о нём сохранилась в местном синодике, который со временем, став исторической ценностью, был перевезён в Архангельск, где и находился ещё в начале ХХ века. А вот вопрос, кто был заказчиком Успенской церкви, остаётся открытым. Одним из советских исследователей обратил внимание на переписную книгу 1676 года, рассказывающую о погосте Варзуга, "за Окияном", на реке Варзуге. Оказывается, в это время в числе владений погоста было: "Патриарха 53 двора крестьянских, 15 дворов бобыльих; Спаса-Нового монастыря в Москве 23 двора крестьянских, 1 двор бобылий". Патриарх Московский и Новоспасский монастырь являлись к этому времени почти полновластными хозяевами Варзуги. Далее исследователь сделал предположение, что идеи и формы московской архитектуры, воплощённые в художественном образе Успенской церкви, характер техники её выполнения, указывают на непосредственное участие в постройке храма московских мастеров. Однако есть и другое мнение. Мурманский историк И. Ф. Ушаков категорически отрицает возможность заказа храма из Москвы, поскольку этому противоречит проводившаяся в то время духовной властью политика искоренения шатрового стиля из церковного зодчества. К тому же храм строился в годы "Соловецкого осадного сидения", направленного против "безбожной" церковной власти "никониан", засевших в Москве.

А Варзуга исторически тесно была связана с Соловками; незадолго до этих событий варзужскую службу возглавлял известный соловчанин, ревнитель "древлего благочестия" Герасим Фирсов. Древнейшее упоминание о первом варзужском храме относится к 1491 году, когда владыка Новгородский Геннадий (Гонзов) выдал грамоту, освобождавшую от дани и суда благочинных церковь в честь святителя Николая Чудотворца в Варзуге. Современный историк Евгений Ходаковский, считает, что именно с этой церкви начинается история деревянного храмового зодчества в Беломорье. Если это так, то Варзугу следует признать не только древнейшим русским поселением на Кольском полуострове, но и местом, с которого началась церковная колонизация края. Посвящение именно святителю Николаю, покровителю мореходов и путешественников, является сверхтрадиционным для Севера. Видимо, неслучайно и то, что Варзуга изначально являлась "колонией" монастыря, основанного в честь Николая Угодника. В 1597 года ансамбль в Варзуге, состоящий из древнейшего Никольского и Успенского храмов, был дополнен церковью святителя Афанасия Александрийского, что свидетельствовало не только об окончательном восстановлении всего прихода, после 1570-х годов, когда в то время церкви стояли "без пенья", но и его дальнейшем интенсивном развитии. В это время всё ещё сказывалось последствие страшного опустошительного опричного погрома на Терском берегу по указу Ивана IV московским карательным отрядом опричника Басарги Леонтьева.

Но время шло, село отстроилось заново. К этому времени обветшала и Успенская церковь; возможно она пострадала в следствии пожара. Но тем не менее варзужане решили выстроить новый деревянный храм "всем на загляденье". Стройный шатёр, легко поднимающийся над тремя ярусами бочек-кокошников, и широкие галереи с трёх сторон центрального столпа могут вызывать в память образ другого прославленного творения русской архитектуры - храма Вознесения в Коломенском, поражавшего современников своей "высотою, красотою и светлостью". По мнению реставратора Ополовникова, это сходство станет ещё более разительным, если представить себе галерею Успенской церкви в её первоначальном виде - без обшивки, как открытый висящий на кронштейнах-выпусках обход с тремя идущими от земли крыльцами, подобными всходам на галерею Коломенского храма. Создавая торжественный образ Успенской церкви, зодчие достигли успеха прежде всего ясным пониманием идеи устремлённости в высь, претворив её в традиционные формы деревянного ходчества. В первую очередь эта традиционность относится к крещатому плану церкви, распространённому в деревянном народном зодчестве начиная с ХV века и положенному в основу композиции многих известных деревянных храмов. По этой схеме были созданы церкви в Конецгорье и Верховье (ХVII в.), Вознесенская церковь в селе Пияла (1651) и многие другие сооружения. Крещатый план осуществлялся четырьмя прирубами по сторонам центрального помещения и охотно применялся, потому что позволял создавать выразительные центрические композиции и обеспечивал устойчивость конструктивной системы, при которой боковые прирубы играли роль контрфорсов. За годы своего существования Успенская церковь в Варзуге подверглась нескольким переделкам, которые значительно изменили её внешний облик и интерьер. В 1847-1848 годах она была перекрыта, обшита снаружи тёсом и окрашена масляной краской (охрой). В 1860 году подвергся "поновлению" иконостас ХVII века, причём не только было записано большинство икон, но и самая архитектура иконостаса получила новые, измельчённые, эклектические детали, соответветствовавшие духу времени. Наконец в 1888-1895 годах был произведён последний, самый значительный ремонт, о котором сохранилась интересная, хотя и неполная запись, сделанная на деревянном щите сыном главного мастера артели, плотником Дмитрием Афанасьевичем Заборщиковым. Эта доска, размером 110х50 см, находится в сенях Успенской церкви. После победы советской власти на Терском берегу, как и на Кольском полуострове, проводилась политика антирелигиозной деятельности, главное из которой было закрытие церквей, их уничтожение или переустройство под склады, клубы или складские помещения. Постепенно на Кольском полуострове исчезли почти все культовые постройки. На Терском берегу осталась нетронутой только одна Успенская церковь Варзуги.

В 1947 году храм обследовал архитектор А.В. Ополовников. Он сделал обмеры и чертежи здания, а затем в 1955 году, в журнале "Архитектурное наследство", опубликовал обстоятельное сообщение об этом, как он выразился, "выдающемся сооружении русского деревянного зодчества". В 1968 году было принято предварительное решение перенести Успенскую церковь из села Варзуги в окрестности города Мурманска, на реку Тулому, где бывает немало туристов. Однако возникли справедливые опасения, что перевозка разобранного здания, при отсутствии удобных путей, может привести драгоценный памятник старины к полной гибели и в лучшем случае поставить на предполагаемом месте макет в полную величину. В конце концов признали целесообразным оставить церковь на прежнем месте и направить усилия на противопожарную охрану здания, ремонт обветшавшей крыши и другие меры по обеспечению лучшей сохранности памятника. К 300-летию создания Успенской церкви всё покрытие её верхней части было обновлено опытными специалистами во главе с В.М. Анисимовым.

Церковная жизнь в Варзуге начала возрождаться в 1990 году. Решение о регистрации здесь "религиозного общества Русской Православной Церкви было принято 14 июля, накануне дня памяти особо почитаемой местными жителями иконы Божией Матери "Ахтырская". А возобновление Успенского прихода относится к 1996 году и, как предыдущее решение 1990 года, снова оказывается связано с праздником Ахтырской иконы Божией Матери.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №171, 2016 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.