ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:приблизительно 1672 - 1680. Колокольня - сер. 19 в.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская обл., Раменский р-н, с. Марково

Координаты: 55.45718, 38.23264
Проезд:Из Москвы по Новорязанскому шоссе прямо до т-образного перекрестка и налево на Бронницы через мост Москва-реки до указателя Бояркино и повернуть налево, далее прямо по главной дороге до с. Марково.





Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Михаил Гар
1 января 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
strusto
16 апреля 2006
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
8 августа 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
strusto
16 апреля 2006
Церковь Казанской иконы Божией Матери, вход в храм<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
вход в храм
Александр Cахаров
3 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
4 сентября 2021
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
oldboy
5 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
8 августа 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
8 августа 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
15 августа 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, 	      <br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область

Alex
22 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Главный иконостас<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид от входа<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Вид от входа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Главный иконостас, нижние яруса и Царские врата<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Главный иконостас, нижние яруса и Царские врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Рис.  из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Рис. из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1898
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, "Известия ИАК", № 46, 1912г. Хранение: http://www.library.chersonesos.org<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
"Известия ИАК", № 46, 1912г. Хранение: http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1885 г. Из альбома фотографа И. Ф. Барщевского.<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
1885 г. Из альбома фотографа И. Ф. Барщевского.
Алексей Кротов
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, фото 1988 г<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
фото 1988 г
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1988
Церковь Казанской иконы Божией Матери, фото 1988 г<br>, Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
фото 1988 г
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1988
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Марково, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1986



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Замечательный образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. Церковь на подклете, построенная на средства князя Я.Н. Одоевского, состоит из одноглавого четверика, с трёх сторон охваченного пониженными папертями, над каждым из углов которых поставлен четверик придела. Колокольня построена в сер. XIX в. Приделы Предтеченский и Никольский, два западных придела были упразднены в XVIII в. Закрыта в 1930-х гг., к 1990-м гг. пришла в аварийное состояние. В 2000 г. отдана верующим, отреставрирована.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 мая 2018

В начале XVII ст. Московского уезда, в стану Замосковном Раменце «в порозжих землях» находилось «Образцовое поместье Ондреева пустошь Марковская», проданная из Поместного приказа в 1629 г. Борису Дворянинову в его вотчину. Борис Дворянинов поставил на пустоши Марковской для себя двор, поселил крестьян и здесь же построил новую деревянную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами.

В 1642 г. Марково – село поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и за ним утверждено того же года отказною книгою, в которой говорится: «в селе церковь Пречистой Богородицы Казанской древянна верх, да в приделах Иоанна Предтечи, придел Бориса и Глеба, придел Николы чудотворца, придел Макария Унженского чудотворца, а церковь и образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково Бориса Дворянинова, да в селе двор попов, двор дьячков, двор вотчинников Борисов, 8 дворов людских крестьянских пустых; а попа и дьячка и людей своих и крестьян Борис Дворянинов вывез с собою».

В 1672 г. селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. В 1678 г. при церкви были священники: Артемон Михаилов и Алексей Васильев, диакон Андрей Васильев; в селе двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора бобыльских и 4 двора конюхов, в них 14 чел.».

В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. написано: «28 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского и подьячего Михаила Арцыбушева, в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского, в селе Маркове церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а по сказке той церкви попа Алексея Васильева, та де церковь Воховской десятины строение боярское; живут у той церкви два попа, диакон с причетники, а руги им с причетники: денег 17 руб. 23 алтына 2 деньги, хлеба – ржи 40 чети, овса тож, да им же на прокормление на собор дано из боярского жалования, из его боярской земли 10 чети в поле, сена 20 копен».

В 1704 г. село Марково принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а владела селом по договору его теща жена князя Я. Н. Одоевского, вдова боярыня Анна Михайловна; в селе двор боярский пуст, двор приказчиков, 4 двора дворовых кабальных людей; в деревне Слободке 19 дворов крестьянских. После князя М. Я. Черкасского владел селом в 1715 – 26 гг. его сын князь Алексей.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 января 2024

Казанская церковь в селе Марково Раменского городского округа была построена в 1672-1680 годы на средства князя Якова Никитича Одоевского. Искусствоведы и историки архитектуры Н. В. Султанов, В. В. Суслов, М. В. Красовский, И. Э. Грабарь сходились во мнении, что церковь в Марково – это один из лучших образцов московского церковного зодчества второй половины XVII века. Авторство церкви приписывают крепостному архитектору Павлу Сидоровичу Потехину, который выстроил еще две церкви со сходной редкой композицией в подмосковных владениях Одоевских: Архангельском и Никольском-Урюпине.

История села Марково и его прихода началась в первой половине XVII века. В 1629 году владелец поместья Борис Дворянинов поставил в пустоши Марковской у реки Москвы деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В документах того времени указано, что церковь уже тогда имела пять престолов: Казанской иконы, Иоанна Предтечи, страстотерпцев Бориса и Глеба, Николая Чудотворца и преподобного Макария Унженского (Желтоводского). В 1642 году село Марково перешло во владение боярина Федора Ивановича Шереметева, а с 1672 года имением стал владеть его внук Яков Никитич Одоевский. В челобитной к патриарху Иоасафу 1665 года князь писал: «В прошлом году, в Московском уезде в селе Маркове церковь деревянная во имя Пречистой Богородицы Казанской да в приделех Иоанна Предтечи да Николая Чудотворца да святых страстотерпцев Бориса и Глеба да преподобного отца Макария Желтоводского Чудотворца, волею Божиею сгорели. И ныне я обещался в той своей вотчине, в селе Маркове, подле старого церковного места, построить вновь каменную церковь во имя те же престолы».

30 марта 1670 года патриарх Иоасаф подписал разрешение на это богоугодное дело. В течение нескольких лет Одоевским был построен кирпичный храм, сохранившийся до нашего времени. Село Марково впоследствии перешло от Одоевских князьям Черкасским, а от них вернулось вновь в род Шереметевых, как приданое графини Варвары Алексеевны Шереметевой (рожденной княжны Черкасской). Исследователь рода Шереметевых Александр Барусков писал: «Это исстари насиженное гнездо многих поколений названных фамилий, некогда славилось своею усадьбою, еще существовавшей в начале нашего столетия [в XIX веке]. Доныне сохранилась лишь Марковская церковь, представляющая действительно замечательный памятник русского зодчества XVIIвека. И до настоящего времени храм сей привлекает внимание путешественника своим чудным внешним видом». 

Храмоздатель церкви в Марково князь Яков Никитич Одоевский был видным государственным деятелем, приближенной к царю особой. В 1650-е годы он дважды сопровождал Алексея Михайловича в походах на Литву, а при монаршем дворе служил рындой (телохранителем) во время приемов иностранных послов и царских богомольных поездок. Одоевский вошел в историю как опытный дипломат, отвечавший в государстве за внешнюю политику, но в 1663 году он выступил в необычной роли судьи московского патриарха. В 1666 году на соборе, созванном для церковного суда над опальным Никоном, именно Одоевский стал патриаршим обвинителем и требовал лишения его высокого сана. Более того, отец храмоздателя церкви в Марково стал единственным светским лицом, которое присутствовало при обряде низложения патриарха.

Церковь в Марково имеет необычную форму: на углах основного объема здания помещены четыре одинаковых придела, соединенные папертям. Редкая композиция церкви, а также богатый, разнообразный декор из кирпича, камня и изразцов побуждали искусствоведов считать храм Казанской иконы Божией Матери выдающимся памятником архитектуры XVII века – эпохи расцвета самобытного русского зодчества. Дореволюционный искусствовед Михаил Красовский считал церковь в Марково последним шедевром русского стиля перед эпохой подражания западной архитектуре. Он писал: «Казалось бы, что к концу столетия самобытные приемы зодчества должны были бы настолько одряхлеть и приесться московским зодчим, что последние уже были не в силах создать что-либо выдающееся в отживающем стиле. Однако, на деле этот стиль, прежде чем окончательно утонуть в волнах западного влияния, сделал как бы последнее усилие и, вспыхнув на мгновение ярким пламенем, оставил после себя два дивных памятника – церковь села Останкина и церковь в селе Маркове».

Знаменитый художник и теоретик искусства И.Э. Грабарь также высоко оценивал архитектурные достоинства Казанской церкви в Марково: «Ибо красота всегда правее логики и всегда покоряет. Перед некоторыми наличниками окон, или перед крыльцами, а иногда и перед целыми стенами храма Московско-Ярославского типа приходится признать, что в искусстве декорировать Москва достигла не меньшего, нежели Новгород и Псков в искусстве строить. Таковы стены церкви в селе Маркове под Москвой».

Вот что писал о Троицком храме в селе Марково известный историк и исследователь архитектуры В. В. Суслов: «Село Марково находится на Егорьевском трактe (из Бронниц в Егорьевск), по левую сторону этого тракта, при реке Москвe, в трех верстах от уездного города Бронницы. О селе Маркове и о церкви известны следующие исторические сведения: В началe XVI ст. в стану Замосковном Раменце «в порозтих землях» находилось «образцовское поместье Ондреева пустошь Марковская». В 1629 г. эта пустошь была продана из поместного приказа Борису Дворянинову в его вотчину. Последний поставил в ней для себя двор, поселил крестьян и построил новую деревянную церковь во имя Казанской Божией Матери с приделами.

В 1642 году село Марково поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и в том-же году утверждено за ним отказною книгой, в которой, между прочим, говорится: «в селе церковь Пречистыя Богородицы Казанская древяна вверх, да в пределех Ивана Предтечи, предел Бориса и Глеба, предел Николы Чудотворца, предел Макария Унженского Чудотворца, а церковь, и в церкви образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола, и всякое церковное строение вотчинниково…»

В 1672 году селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. О существующей ныше церкви в дозорных книгах патриаршего Казеннаго Приказа 7188 (1680) г. упоминается следующее: «…в вотчинe боярина Якова Никитича Одоевскаго, в селе Маркове, церковь каменная во имя Пресвятые Богородицы Казанския; а по сказке тоя церкови попа Алексея Васильева, та де церковь Вохонской десятины, Лутецкаго стана, строение боярское…»

В 1704 году село Марково принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкаскому, а владела селом, по договору, его теща вдова князя Якова Никитича Одоевского, боярыня Анна Михайловна. После князя Черкаского владел селом, в 1715 — 1726 г., его сын Алексей Михайлович. Марковская церковь по своему плану, по конструктивным и художественным формам, а равно по времени построения относится к эпохе полного расцвета самобытного русского зодчества. В нижнем этаже её помещается теплая церковь, а в верхнем холодная. Храм увенчивается пятью главами, — одна над средним помещением R, а остальные четыре над особыми приделами. Последние соединяются отдельными папертями  (с фасада в виде галерей). Приделы и с алтарями и сохранились в первоначальном виде. Приделы же и изменены, и соединяются с папертью широкими арками. Между помещениями и устроен в толще стен проход.

Покрытие средней верхней части храма представляет следующую комбинацию сводов и арок: с двух круглых столбов перекинут коробовый свод на восточную стену. Между столбами устроена арка и распалубка. Над последней возвышается барабан с двумя сферическими парусами. В щековую часть коробового свода опираются полуарки, идущие с северной и южной стен церкви. Угловые пространства перекрыты отрезками сомкнутого свода, а три средние между ними полукоробовыми сводами. С северной, с южной и с западной стен перекинуты на колонны полуциркульные арки. Северо-западная часть перекрытия храма показана на перспективном виде. Расположение прочих сводов церкви означено пунктиром на плане. Ныне существующее внешнее покрытие средней части церкви и приделов, четырехскатными крышами, позднейшее; верх и кокошников, венчающих стены приделов, отломаны, а между кокошниками средней части церкви заметна переделка кладки.

В 1886 г., при исследовании этого памятника академиком В. В. Сусловым, была вскрыта крыша юго-западного придела и обнаружены следы второго ряда разломанных кокошников. Сообразовываясь с этими данными и вообще с характером внешнего покрытия церквей (XVII-гo ст.) кокошниками, на листе 1-м представлен проект реставрации упомянутых покрытий церкви и приделов. Пролеты окон сохранились в первоначальном виде лишь с северной и частью с западной стороны церкви, с алтарной же и с южной расширены. На чертежах они показаны в первоначальных размерах. Древней лестницы в церковь не сохранилось. Существующая лестница и примыкающая к ней колокольня ничего общего со стилем церкви не имеют и построены в половине настоящего столетия.

Церковь сложена из кирпича. Мелкие части украшений сделаны из лекального кирпича. Гладкие части фасадов окрашены в настоящее время розовой краской, а украшения наличников, карнизов и проч., белой краской. В квадратиках, украшающих пилястры приделов, а также расположенных под окнами и в других частях церкви, вставлены одноцветные (зеленые) изразцы. В простенках окон главного барабана находятся изразчатыя розетки. Порталы церкви раскрашены голубой, желтой, красной, розовой, серой и белой красками.

Примечание: В северо-западном приделе; уцелели остатки древнего иконостаса: он состоит из сплошных рядов икон поставленных в пазы горизонтальных брусков (тябл), разделенных вертикальными стойками. Некоторые из образов сохраняются до настоящего времени; между ними находится образ, писанный Симоном Ушаковым», до разорения храма безбожниками в 1930-х гг.

В середине XIX века было разобрано западное храмовое крыльцо, на месте которого возвели колокольню. В 60-х годах того же столетия два западных придела были упразднены и соединены с восточными. 29 октября 1901 года в Казанском храме села Маркова Бронницкого уезда Московской губернии заново освящен придел во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленный заботами настоятеля священника И. Казанцева и церковного старосты жителя деревни Рыбаки Григория Кондратьева, при помощи некоторых прихожан.

В период богоборчества храм был закрыт и разорен. В стенах жемчужины русского церковного строительства разместилось овощехранилище. В 1962 году Казанской церкви села Марково придали статус памятника архитектуры федерального значения, однако на положении православной святыни это никак не сказалось: от некогда богатого церковного убранства не уцелело почти ничего. В семидесятые годы из обветшавших, но еще целых иконостасов «любителями старины» были варварски выдраны все образа. Лишь иконостас XVII века, чудом сохранившийся в одном из приделов, был передан в Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Последний раз храм упоминался в краеведческой литературе в 1975 году, с тех пор о его существовании и плачевном состоянии старались не вспоминать.

В июне 1998 года Казанский храм села Марково был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю для открытия здесь монастырского подворья. 25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал здесь. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанской церкви, которые затем были установлены на куполах. Период восстановительных работ, которые в силу сложной архитектуры здания требовали огромных затрат времени и сил, занял четыре года. Стены храма изнутри и снаружи покрылись строительными лесами, из него был вывезен мусор, накопившийся за долгие годы разрухи. Великолепные росписи в интерьере храма выполнила в 2000-х гг. артель художников во главе с основателем и руководителем артели "Вятские кустарные мастерские" - Захаровым Владимиром Вадимовичем.

13 ноября 2004 года стало знаменательной датой для Покровского ставропигиального женского монастыря и подворья в с. Марково. В этот день состоялось великое освящение всех трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Перед началом освящения Первосвятитель обратился к прихожанам и паломникам с кратким словом и о том, как будет происходить чин Великого освящения. По окончании чина Великого освящения Святейший Патриарх Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Божественную литургию в только что освященном храме. За время реставрации Казанский храм был целиком восстановлен, умелыми руками строителей и реставраторов ему было возвращено былое внешнее и внутреннее благолепие и красота.

Сегодня, переступив порог обновленного храма, трудно поверить, что всего тридцать лет назад он находился на грани полного разрушения. Никого не оставляют равнодушным воссозданные фрески стен и сводов, позолоченные ажурные паникадила, деревянные резные иконостасы, особенно самый большой — пятиярусный в центральном приделе, выстланные цветным мрамором полы. Близ храма возведен двухэтажный кирпичный детский корпус, а сам комплекс подворья обнесен новой оградой.

Использована информация, взятая с сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Казанская церковь в Марково, с сайта: https://monasterium.ru/Монастыри/Подворье Покровского женского монастыря в селе Марково, а также из исследовательского труда: В. И. и Г. И. Холмогоровы. «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий», выпуск VI-й. (М. 1888 г.) Вохонская десятина (Московскаго уезда) стр. 76-77., и из книги: В. В. Суслов. "Памятники древнего русского зодчества", выпуск №1, Санкт-Петербург, 1895 г.



Комментарии и обсуждение


Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1672-80, зодчий П. Потехин (?). В усадебной вотчине боярина и воеводы кн. Я.Н. Одоевского. Приделы Иоанна Предтечи, св. блгв. кн. Бориса и Глеба, Николая Чудотворца, Макария Унженского. Колокольня XIX в. при гр. Д.Н. Шереметеве.

К.В. Аминов, 14.06.14

14 июня 2014.

Церковь Казанская в с.Марково Раменского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение №1, Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).

Кирилл Аминов, 17 марта 2015 г.

17 марта 2015.