В рамках своего обозрения церковно-архитектурных богатств Малороссии Павел Алеппский описывает общий вид одной из лучших церквей края – Свято-Троицкого храма Густынского монастыря:
«Куполов на святой церкви пять: они стоят вместе, в виде креста, средний больше других. Кругом церкви идет навес с решеткой и тремя дверями, над которыми три купола, расположенные параллельно… Ея. Куполы из блестящей жести, и позлащенные кресты испускают светлые лучи.
Церковь имеет три внутренних двери, кроме трех дверей внешних. Когда войдешь в большую западную дверь, то церковь представляется в виде закругленного креста: нарфекс внутри его, алтарь насупротив, оба клироса, подобно алтарю, в нишах. По окружности церкви идут формы. Оба клироса четырехугольные с формами, отделенными от других; они стоят посредине и вокруг них два прохода.
Архиерейское место, весьма изящное, находится подле правого клироса, а также близ церковной двери в нарфексе есть другое архиерейское место, подобное первому. С края обоих клиросов есть еще два возвышенных места, а в хоросе восьмиугольный помост, покрытый красивым сукном. Место органа, где стоят певчие, очень высоко и красиво и обнесено решеткою.
Иконостас и тябла услаждают взоры и изумляют смотрящего. Доселе мы не видели им подобных и равных: ни один человек не в силах описать этот иконостас, его громадность, высоту и обилие его позолоты, вид и блеск. Он поднимается от земли до верхней части большого купола: святые иконы весьма больших размеров, являют крайний предел совершенства: они углублены в ниши, дабы лучше обнаруживалась красота и зеркальный блеск их позолоты. Над нами находится удивительно блестящая рама, в виде карниза, большого размера, так что к ней привешены на блоках лампады.
При благолепных иконах Господа и Владычицы есть весьма большие, высокие, толстые колонны с резьбой, которые внутри полы, но кажутся цельными, будучи спаяны с тонким искусством. Их обивают лозы: золотые ветви с листьями поднимаются вверх, гроздья, одни – красивые и блестящие, другие – незрелые, зеленые, свешиваются, как будто они неподдельное творение Божие; фон гладкий. Колоны возвышаются от земли на высоты роста. Под иконой Господа есть также изображение Его и Его учеников отчетливой работы: Он несет на раменах заблудшего от стада ягненка, а за Ним следует великое множество овец, перед коими пастух, входящий в дверь овечьего загона».
В ряду икон этого иконостаса он отличает особенно выдающиеся: «Успения Богородицы, благолепную, позолоченную и новую, Св. Николая Преславного, благолепную, большую, чудеснейшую, работы весьма искусного мастера, который писал эти образа, изумляющие зрителя жизненностью лиц, из цветом и очертанием, как будто это живопись Критских греков. Подле этой святой иконы стоит икона Антония и Феодосия, между коими изображено подобие здания Печерского монастыря, а под ними изображение Св. Девы среди леса в огненном сиянии. Над образом Господа образ Св. Девы, именуемой Платитера (пространнейшей): сын на лоне Ея: Он внутри круга, среди солнечных лучей из золота с выступающими краями, лучи деревянные, но ничем не отличаются от златокованых. Направо и налево от Владичицы ряд двенадцати пророков, кои прорекли о Ней. Над Нею изображение Распятия.
Наверху купола написан Господь в Троице, окруженный ангелами и святыми… Резьба царских врат удивительна, позолота роскошная; они сработаны со всевозможным искусством и ничем не отличаются от златокованных, как молния. Кругом их рамы изображены диаконы в стихарях с кадильницами и священники в фелонях. Высота этих дверей и других двух семь локтей. Алтарь, божественная трапеза и ризница весьма обширны и чисты. В алтаре, в церкви и куполе 20 больших окон с превосходными стеклами».
В таких чертах Павел Алеппский изображает лучшие и выдающиеся памятники тогдашнего религиозно-художественного творчества заднепровских Черкас. Несомненно, сельские и бедные храмы у них повторяли тот же тип только в меньших и судных формах.
П. Фомин «Церковные древности Харьковского края»