ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шуя. Церковь Петра и Павла.


Шуя. Церковь Петра и Павла
Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:Между 1891 и 1893.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ивановская область, г. Шуя, ул. М.Заботина, д. 42

Координаты: 56.857882, 41.409335
Проезд:В Шуе - с площади, где находится центральный рынок ехать прямо от рынка - в сторону выезда из города на Нижний Новгород. Слева метров через 200 будет видна церковь. Проехав еще около 500 метров свернуть налево на ул. 5-я Камешковская и доехать до конца улицы.



Сортировка:

Церковь Петра и Павла, Вид Петропавловской церкви с северо-востока<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Вид Петропавловской церкви с северо-востока
Черниховский Дмитрий
27 июля 2006
Церковь Петра и Павла, Изображения Петра и Павла на северном фасаде<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Изображения Петра и Павла на северном фасаде
Черниховский Дмитрий
27 июля 2006
Церковь Петра и Павла, Старинное фото из фондов Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта (Шуя)<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Старинное фото из фондов Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта (Шуя)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Черниховский Дмитрий  3 августа 2007

История церкви связана со становлением села Петропавловского рядом с Шуей. Начало села связано с трагическим для жителей уезда 1831 годом, когда эпидемия холеры унесла жизни многих шуян. Городские кладбища тогда не смогли вместить всех умерших. Было принято решение организовать отдельное захоронение в малонаселенной на то время окраине города - урочище Рыково. В память умерших от холеры жителями Шуи был учрежден крестный ход с добровольным недельным постом с 28 июля (ст. ст.). Крестный ход включал обход центральной части города, шествие к месту захоронения и торжественную панихиду на самом кладбище с выносом из храмов почитаемых икон (включая чудотворную икону Шуйско-Смоленской Богоматери из Воскресенского собора). Место погребения было обнесено земляной насыпью. Над телами умерших в 1847 г. городским головою И.Д. Киселевым поставлен памятник из белого камня с надписью на медной доске “…на сем месте погребены жители г. Шуи от губительной болезни холеры в 1831 г. скончавшиеся…”. Пустынное прежде урочище с кладбищем во второй половине 19 века стало активно заселяться. Одна из причин заселения урочища заключалась в том, что владелец земли – купец Г.В. Болотов не нуждался в земле и начал сдавать ее в аренду. Жители ближайших деревень охотно переезжали и строились на свободной земле близ фабричной Шуи, где были возможности для заработка.

Селение разрасталось и возникла необходимость строительства собственной церкви. На месте холерного захоронения в 1868 г. с благословения преосвященного Антония построена и освящена часовня. Позднее часовня была обращена в церковь (и освящена 01.10.1872). Строительство часовни и самой церкви выполнялось на средства шуйского купца Г.В. Болотова (владельца территории села), а также потомственной почетной гражданки Шуи М.И.Щеколдиной. Вскоре после строительства церкви урочище Рыково стало селом Петропавловским, по названию церкви. До 1876 г. церковь была приписана к Воскресенскому собору. В 1876 г. были найдены средства на содержание отдельного причта, церковь стала приходской (в приходе в 1898 г. состояло 130 дворов с 600 прихожанами). Видимо, первая церковь оказалась недостаточно вместимой и удачной в архитектурном отношении, так как уже в 90-е годы 19 в. встал вопрос о ее перестройке, “по-ветхости и тесноте”. Силами церковного старосты – инициативного шуянина Е.А. Гусева организационные вопросы строительства нового храма были решены положительно и оперативно. Вместо старой обветшавшей церкви на кладбище была построена новая. Для строительства был выбран и выкуплен новый возвышенный и открытый участок (к северо-западу от кладбища), найдены меценаты, проведены строительные работы в 1891-1893 гг. Церковь построена “усердием шуйских граждан”, освящена преосвященным архиепископом Сергием (28.10.1893), колокольня построена в 1896 г. Автор проекта храма - владимирский епархиальный архитектор Н.Д. Корицкий (изначальный проект был несколько изменен в процессе строительства).

В архитектурном отношении Петропавловская церковь – “…небольшой приходской храм в русском стиле; укрупненные формы фасадного декора сохраняют связь с традициями тоновской архитектуры. К кубообразному основному четверику, завершенному восьмигранной изогнутой кровлей с заострением в центре, примыкают пониженные объемы прямоугольного алтаря с выступающей трехгранной апсидой и неширокого вытянутого западного притвора. Фасады четверика имеют симметричную трехчастную композицию. Углы закреплены широкими лопатками с вертикальным рядом ширинок. Центральная часть фасада акцентирована слабой раскреповкой, ограниченной узкими вертикальными тягами, и щипцовым изломом широкого венчающего карниза, украшенного поясками разнообразных зубчиков и зигзагообразного узора. В боковых пряслах над крупными арочными окнами с килевидными архивольтами, опирающимися на полуколонки, помещены высоко поднятые треугольные сандрики; в центре над порталами входа, им соответствует сдвоенное ложное окно со щипцовым верхом. Декор алтарной части и притвора составляют аналогичные обрамления арочных проемов (световых и ложных), широкие карнизы с зубчиками, угловые лопатки с ширинками (в притворе)” (цит. Свод памятников, 2000). Внутри церкви был “красивый” чугунный пол, духовая печь. В иконостасе “с резьбою по дереву” размещались 20 икон, писанных по золотому чеканному фону. Вес большого колокола составлял 160 пуд.

Среди жертвователей церкви - Болотов К.Т., Крайкина Е.В., Лядов И.И., Гусев Е.А. При церкви существовала церковно-приходская школа в собственном помещении. “По устройстве новой церкви общество сочло за нужное не нарушать и старую, как родоначальницу новой; оставить ее потомству, как памятник, стоящий на общей могиле погибших от холеры и указываюший на место упокоения” (старая церковь-часовня все же была разобрана). Ежегодно 29 июня в день Святых Апостолов Петра и Павла в Петропавловском проходил крестный ход. "...при большом стечении народа, в село крестным ходом из г.Шуи приносятся три иконы: Шуйско-Смоленская икона Божией Матери, Святой Животворящий Крест и икона Святого Николая Чудотворца из села Мельничного, в сопровождении шуйских священников с соборным протоиереем во главе; прибывшим духовенством совершается в Петропавловской церкви торжественная литургия. По совершении литургии крестный ход возвращается в город, а в селе открывается ярмарка с обычными развлечениями: после обеда составляются хороводы, продолжающиеся иногда далеко за полночь" (Ф.Г. Журов) Село Петропавловское присоединено к Шуе в 1928 г. Несмотря на дорогостоящий ремонт храма, выполненный в советское время и уплату общиной всех налогов, Шуйский горсовет постановлением от 24 марта 1938 г. передал церковь обновленческой общине. Священник-обновленец был арестован 20 мая 1938 г., после чего службы в храме прекратились. 20 июня 1938 г. президиум горсовета постановил использовать церковь "под хозяйственные цели". После закрытия в помещении храма были зерносклад, склад фабрики "Игрушка". Колокольня, ограда, купол, внутреннее оформление (иконостас, стенная роспись, пол, духовая печь) были утрачены.

Передача храма церкви произошла 30 января 1996 г. Первая служба проведена 11 апреля 1996 г. В 2002 г. восстановлен иконостас (иконы написаны шуйским художником-иконописцем Токаревой И.А.). С 2003 г. в храме находятся мощи Святого мученика Авксентия (Калашникова). Сейчас храм активно восстанавливается - построена новая ограда, установлен купол, выполнен ремонт, предполагается восстановление колокольни.

В Петропавловской церкви в начале XX века происходили чудесные исцеления от иконы Святителя Николая. Родственница старосты церкви Флавия Блинова будучи двенадцатиетней девочкой упала с дерева и полностью ослепла. Ей приснился сон, где она узнала, что может обрести зрение, найдя икону Святителя Николая где-то за Осиновой горой на болоте (ближайший к городу лесной массив - Ч.Д.). Она не восприняла сон всерьез, но сон повторился. Благословясь у священника Петропавловской церкви, где была прихожанкой, женщина пошла в лес. Грибники довели ее до леса, она неопределенно долго ходила (возможно, несколько недель), уснула на болотной кочке, во сне увидела икону, проснулась, нашла икону на ощупь под кочкой. Обратно в город вернулась по колокольному звону. Принесла икону в Петропавловскую церковь, стала мазать глаза маслом от лампады, зажженой при иконе. Через несколько дней наступило прозрение. Зрение стало таким хорошим, что в 92 года она могла читать без очков. Другая женщина также исцелилась от глухоты, используя лампадное масло от иконы Святителя Николая.

Николо-Шартомский благовестник, №3, 1993. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Федосов Е.В. Шуйский ковчег. Сборник очерков об истории и сегодняшнем дне храма Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в г.Шуе Ивановской области. М.:"Артмедиапринт", 2004 - 84 с. Ф.Г. Журов "Возникновение села Петропавловского близ гор. Шуи" /"Памятная книжка Владимирской губернии за 1895 г". 1895.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 февраля 2016

В одной версте от города, к востоку от него, на месте погребения умерших в 1831 г. от холеры шуйских граждан, находится церковь Петропавловская. Прежде здесь была только часовня, построенная в 1868 г. шуйским купцом Г.В. Болотовым. В церковь была обращена она в 1872 г., в котором 1 октября и была освящена. Первоначально церковь была приписана к Воскресенскому собору, но в 1876 г., когда найдены были средства для содержания отдельного причта, она сделана самостоятельною. Средства к содержанию доставлены причту строителем церкви и потомственной почетной гражданкою М.И. Щеколдиной, которые для этой цели внесли в банк капитал в 7000 руб. на вечное время.

Построенная Болотовым церковь хотя и существует доселе, но богослужение в ней, по ее ветхости и тесноте, уже не совершается. Вместо же нее, усердием шуйских граждан, в 1891-93 гг. построена новая каменная церковь с таковою же колокольнею (построена в 1896 г.). В церкви престол один – в честь св. апост. Петра и Павла. В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1876 г., исповедные росписи с 1877 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви.

Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 325 руб. и от требоисправлений 370 руб., а всего до 700 руб. в год. Священник имеет свой дом, а псаломщик живет в церковном деревянном доме. Приход состоит из 130 дворов; муж. и жен. пола 600 душ. С 1891 г. при церкви существует церковно-приходская школа и имеет свое собственное помещение, устроенное попечителем школы В.Н. Фроловым.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.